СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гости к осени( экскурсия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заочная экскурсия уточнит знания детей об осенних явлениях в  живой и неживой природе. Учащиеся будут воспитывать у себя бережливое и заботливое отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«В гости к осени( экскурсия)»

Тема урока-экскурсии: «В гости к осени»


Цель: формирование представления об осени как о времени года, уточнить знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, их взаимосвязи, развивать речь, память, логическое мышление; воспитывать самостоятельность, активность на уроке, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять признаки осени, названия осенних месяцев, наблюдать явления природы осенью.

Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, уважительно относиться к тому, что тебя окружает, беречь  природу родного края.

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок, он пойдет ребятам впрок.

Какое сейчас время года?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Какие изменения в неживой природе происходят с наступлением осени?  (ответы детей)

Какие изменения в живой природе происходят с наступлением осени?  (ответы детей)

У нас сегодня необычный урок, а урок-экскурсия. Мы пойдем наблюдать за изменением природы с наступлением осени.

(учащиеся одеваются и выходят на улицу)

2.Экскурсия в природу.

Первая остановка «Неживая природа».

  Ребята, что относится  к неживой природе? (ответы детей)

  Посмотрите на небо, что заметили? ( небо синее, много облаков)

  Как греет солнышко? ( не так как летом) Можно ли нас смотреть на солнце? Почему?

Сделаем вывод, какие изменения происходят в неживой природе осенью.

( солнышко светит, но не греет так сильно как летом, небо чаще покрыть облаками, идет дождь, но он холодный)

Учитель: с наступление осени наступает похолодание.

Вторая остановка « Живая природа».

 А) Посмотрите под ноги, что вы видите? (траву, насекомых, цветы)

 Что можете сказать о траве и цветах? (вянут и желтеют)

Почему? (похолодало)

Б) Отгадайте загадки:

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим

Подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)  

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)  

На цветок пахучий

Сел цветок летучий. (Бабочка)

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит. (Паук)

В зелёных мундирах

 В траве на лугах

Живут музыканты

На длинных ногах. (Кузнечики)  

 Красно-бурый, жёсткокрылый.

Хоть вредитель — с виду милый.

Начиная майский лёт,

Он гудит как самолёт. (Майский жук)
Как их можно назвать одним словом? (насекомые)

Все ли эти насекомые живут у нас в Донецком крае?

А каких еще насекомых можете назвать?.

Что происходит с насекомыми осенью?

В) Игра « Чьи плоды?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

 длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

 сережки растут — на березе, ольхе, иве.

Какие деревья растут в нашем городе?

Что происходит с деревьями осенью? (опадают листья, окрашиваются в разные цвета)

Ветер листьями играет,

их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат — это значит… (Листопад)

Физминутка

Учитель: Листопад – самое красивое явление природы.В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки. Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.

Теперь вам понятно, почему деревья сбрасывают листья на зиму?

Г) «Перелётные птицы»

Какие птицы прилетают к нам весной? (ответы)

Как их называют?

А вы знаете, какие птицы улетают последними? (водоплавающие: цапли, утки, бакланы).

Почему? (им еще есть корм в воде)

Почему ласточки, грачи, зяблики уже улетели? (стало мало насекомых)

А как называют птиц, которые зимуют с нами? (ответы)

Назовите зимующих птиц нашей местности. (воробьи, сороки, синицы, дятлы, вороны, поползни).

Нужно ли им помогать с наступлением холодов? (ответы детей)

Д) Остановка «Животные».

 В птичник повадится — жди беды.

 Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

 Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

 На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

 Зверька узнаем мы с тобой

 По двум таким приметам:

 Он в шубке беленькой зимой,

 А в серой шубке — летом. (Заяц)

 Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

 Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

 

 Летом ходит без дороги между сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

 Все изрыл — и луг, и сад —

 Землеройный аппарат,

 В темноте в часы прогулки

 Рыл под полем переулки. (Крот)

 Учитель: Как можно назвать этих животных? (дикие). А вы знаете, как дикие животные готовятся к зиме?  ( ответы детей).

Да, ребята совершенно верно, одни животные ложатся в спячку, другие заготавливают корм на зиму, третьи меняют окраску, а четвёртых всю зиму ноги кормят.

 

Медведь один из представителей млекопитающих, который на зиму впадает в спячку. Такая необходимость у него возникает по той причине, что он не делает запасы пищи на зиму, а в этот период года его пища в природе отсутствует. Медведь питается главным образом растительной пищей. Спячка это единственный шанс на выживание, но к ней медведю приходится подготавливаться всё время на протяжении тёплого периода года. Он интенсивно питается и накапливает запасы жира. Во время спячки у медведя быстро снижается температура тела, становится медленнее дыхание, значительно замедляется сердцебиение. С наступлением тепла медведь выходит из этого состояния и продолжит процесс накопления жира. Будить медведя во время спячки категорически нельзя и даже опасно. Медведь просыпается очень разъяренным, но после этого может вновь не впасть в спячку и просто погибнуть. Как животное понимает, что наступила весна и пора выходить из спячки? Им об этом сообщает повышение температуры воздуха, которое они ощущают, а так же сильное чувство голода. Во время спячки медведь сосёт лапу, и это происходит вовсе не от того, что он очень голоден, а по причине необходимости увлажнения пересохшей кожи на ступнях, а так же для снятия ороговевших участков кожи. В период спячки у медведицы рождаются малыши. Медвежата рождаются совсем крохотными и слепыми, и на протяжении всего времени спячки матери питаются её молоком.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Чем? О каком времени года говорили?

Что интересного узнали?

Богат ли наш край животными и растениями?

Какие изменения происходят с неживой природой осенью?

А какие изменения происходят в живой природе?

  1. Домашнее задание:

Нарисовать рисунок на тему «Осень» или приготовить сообщение о животном нашего края. (на выбор)