Открытый урок по окружающему миру «В гости к весне»
Организационный момент.
Слайд 1 Психологический настрой обучающихся.
- Поприветствуйте улыбкой друг друга и наших гостей.
- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также уютно и тепло. Проверьте, все ли у вас готово?
Садитесь на места
2.Актуализация знаний.
- Ребята, давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся нам на уроке.
- Что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)
Слайд 2: -Какая бывает природа? (живая и неживая). А еще есть предметы сделанные руками человека.
- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек)
- А что относится к неживой природе? ( вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
-По каким признакам мы можем определить живую природу? (растут, питаются, размножаются, умирают).
- Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”.
Игра: Если слышите названия предмета живой природы - хлопните в ладоши, неживой природы - топаем.
(Цветок, камни, люди, сосульки, кузнечик, воздух, птицы, вода)
-Я увидела, что некоторые из вас ошибаются. Запомните эти признаки живой природы и неживой. И учитесь отличать.
3.Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса
- Отгадайте загадку:
Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло она нам принесла. (Весна)
- Как вы понимаете слова «природу пробудила ото сна»?(разбудила природу)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (ответы)
-Сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года - весне.
Слайд 3. Прочитайте тему урока на с. 86. ( В гости к весне)
-Скажите, а как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?
- Мы это не знаем. Поэтому целью нашего урока узнать, как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе. И это нам предстоит выяснить.
Слайд 4.-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Узнаем о весенних изменениях в живой и неживой природе. И о их взаимосвязи.)
- Я хочу поставить перед вами еще одну задачу: Быстро и точно находить информацию в учебнике. Как вы думаете, для чего оно нам необходимо? (для ответов на вопрос)
4.Работа над новым материалом.
- Дети назовите весенние месяцы? (Работа в тетради стр. 54 №2) (3-4 чел повторяют месяцы)
- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? (таяние снега, прилет птиц)
- А сейчас мы поработаем в парах по карточке. Давайте вспомним как нужно работать в парах? (не мешать друг другу, не шуметь, советоваться друг с другом)
- Возьмите карточки и зачеркните те явления, которые не относятся к весне.
(Дети работают на карточках в парах. Далее проверка по образцу).
Работают парами по карточке: Стало холоднее. Образовались проталины. Река замерзает. Лед на реке тает. Птицы улетают на юг. Листья распускаются. День становится длиннее. Становится теплее. Слайд 5 проверяют.
-Молодцы, а теперь о всех перечисленных весенних явлений природы мы поговорим по отдельности. Начнем с неживой природы.
1. (на доску учитель вывешивает солнышко).
– Как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплее, день длиннее).
2. (на доску учитель вывешивает небо).
-Какое по цвету весеннее небо? (голубое)
- Какие осадки выпадают весной? (в марте снег, а в апреле и мае дождь)
3. (на доску учитель вывешивает снег и лед)
- Что происходит со снегом и льдом на реках? (на реках начинается ледоход) -А теперь об этом мы прочитаем в учебнике на странице 86-87.
4. (на доску учитель вывешивает почвы).
- Что происходит весной с почвой? (она оттаивает).
Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? ( Солнце выше поднимается, сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, почва пропитывается влагой).
5.Физкультминутка
-А теперь пришло время поговорить о изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны.
Изменения в жизни растений.
- Что происходит с кустарниками, деревьями, травянистыми растениями? (ответы детей).
-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (первоцветы: пролески, мать-и-мачеха, подснежник) учитель вывешивает на доску изображения первоцветов, учащиеся должны их назвать
-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их.
-Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это? (нет, если мы будем срывать цветы их окажется мало и они могут совсем исчезнуть)
Изменения в жизни животных.
- А что происходит с насекомыми и птицами весной? ( с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы. Для них стало больше корма.)
Загадки:
Взад-вперед по пашне вскачь. Ходит черный-черный…….(грач)
Прилетает к нам с теплом, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
Спрятавшись среди ветвей, поёт славно…(соловей)
У него веселый дом с круглым маленьким окном. Как певец он молодец, потому что он …(скворец)
А какие перелетные птицы знаете вы? (Жаворонки, дрозды,кукушка,соловей)
- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? (тепло, появление насекомых)
6. Закрепление изученного материала.
-Ребята, давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. (Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?)
-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (да)
-Какой вывод можно сделать? (изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе)
-Закрепим наши знания и проверим себя.
На доске учитель вывешивает предложения, а дети должны восстановить последовательность.
Возвращаются птицы. 5.
Зацветают растения.3.
Тает снег.2
Больше солнечного света. 1.
Появляются насекомые. 4.
7.Подведение итогов урока.
-Как вы думаете ответили мы на главный вопрос урока?
-А теперь внимание на слайд. Я читаю начало а вы продолжаете…
(Слайд 7, слайд 8, слайд 9, слайд 10)
8.Рефлексия.
-Ребята, оцените свою работу на уроке. На доске вы видите дерево. На нем нет листочков. Если вам все было понятно на уроке и у вас было хорошее настроение, то прикрепите к дереву зеленый листочек. Если вы не довольны уроком – листик прикреплять не надо.
-Ребята, вы молодцы, всем спасибо.
9. Домашнее задание. ( с. 86-89, краткий пересказ)
10.Сегодня мне хочется отметить на уроке работу:
А закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, и любителя природы Михаила Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».
Запомните эти слова. Они помогут вам быть друзьями и защитниками природы.