Целеполагание | Совместный выход на тему, постановка цели | Методы: беседа, проблемная ситуация | - Сейчас внимательно послушайте сказку-загадку, которую написал В.Даль, и догадайтесь, о каких птицах идёт речь Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. Что это за птицы, ребята? Да, это времена года и сегодня мы совершим экскурсию в одно из них. А сейчас послушайте стихотворение. Долго шла она тайком от ветров и стужи, А сегодня — прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые. - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Попробуйте назвать тему нашего урока. Что мы должны узнать, чему научиться? - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. | Уч-ся слушают загадку и отгадывают её. Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения. Слушают стихотворение. Высказывают предположения о теме и целях урока. | Фронтальная | Оборудование: компьютер, проектор. | Устный опрос |
ОНЗ | Получение новых знаний и умений | Методы: рассказ, беседа, работа с учебником | -А кто может назвать весенние месяцы? - Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах. Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад- Заглянул к нам месяц... (Март) - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник. Март- весна света. -Как вы думаете, почему? -Весной солнце поднимается над горизонтом выше, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой? (сл.9) -Образуются проталины- участки земли, выглядывающие из-под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, начинается оттепель. Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называют капель. Это всё происходит в марте. Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель- В гости к нам пришёл ...(апрель) - Апрель — месяц воды. Его в народе называют водолей. - Почему? Что происходит с водоёмами? - Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде. Это явление называют - ледоход. -Какие правила безопасности нужно соблюдать на водоёмах весной? - Апрель в народе называют снегогон, водолей. - Кто объяснит названия этого месяца? - Следующая загадка: Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?...(Май) Май — это весна травы. - Май называют в народе цветень, травень. - Как вы думаете, почему его так назвали? А теперь давайте обобщим, то что мы узнали про весну. Игра «Что лишнее?». 1.Март, июнь, апрель, май. 2.Дождь, тает снег, листопад, гололед. Физминутка - Откройте учебники на стр.86-87 «Неживая природа весной». Работаем по карточкам в парах. Карточка 1. Солнце (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; дни становятся длиннее; становится теплее). - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет). - Какой весенний месяц самый холодный? (Март). -Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло) - Теперь представим себе небо. Какое оно весной? Карточка 2. Небо (Голубое, высокое, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.) - Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае). - Что происходит со снегом весной? Карточка 3. Снег и лед (Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.) -Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной? Карточка 4. Почва (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной). | Участвуют в беседе, смотрят презентацию, слушают учителя. Играют в игру. Выполняют движение физминутки. Дети читают текст, составляют ответы, опираясь на схемы. Работа в парах, проверяют. Ученики по очереди на доске прикрепляют карточки с изменениями в природе весной. Дети высказывают свои предположения. -Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю. | Фронтальная Индивидуальная | Оборудование: компьютер, проектор. Презентация, учебник, раздаточный материал. | Устный опрос Взаимоконтроль |
Закрепление | Обобщение и закрепление полученных знаний | Методы: рассказ, беседа, иллюстрация, работа с учебником | -Мы с вами выяснили, какие изменения происходят в неживой природе. А как вы думаете, а в живой природе происходят изменения с приходом весны? Открываем стр. 88-89, прочитаем. | Обсуждают, читают | Фронтальная Индивидуальная Практическая | Оборудование: компьютер, проектор. Презентация, учебник. | Устный опрос Взаимоконтроль |