ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»
Окружающий мир
Урок – путешествие
«В гости к Зиме»
подготовила
учитель начальных классов
специалист І категории
Плужник Вита Анатольевна
г.Алчевск
Тема: Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Цель: обобщить у учащихся представления о зимних изменениях в природе;
развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок обобщения знаний
Ход урока
Организационный момент.
— К нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. Пусть ваша дружная работа принесет хорошее настроение вам и окружающим.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
— У нас присутствует еще одна замечательная гостья. Отгадаем кто это … ?
1. Интерактивное упражнение «Интрига»
Зина — на + муха — ха + шка
зной — ной + имя — я + а (Зимушка – зима)
2. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
— Как в своем стихотворении называет зиму поэт? Почему? А вы хотите побывать в гостях у волшебницы Зимы?
Актуализация знаний учащихся.
—Зимушка-зима приглашает в свое Царство только дружных детей. Давайте покажем Зиме, какие мы дружные.
—Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
1.Игра «Живая и неживая природа»
(Класс делится на 2 группы. Одна группа встает, когда называют предметы живой природы, другая — неживой.)
Постановка цели и задач урока.
—Молодцы. В гостях у Зимы мы узнаем о зимних явлениях в неживой и живой природе. Будем учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе.
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
1.Зимние месяцы.
— Отправиться в гости нам помогут зимние месяцы. Назовите их.
Месяцы:
— В дорогу мы берем только внимательных детей. Послушайте наши стихотворения, и скажите, как еще называли месяцы на Руси?
Декабрь-«студень»
Земля хранит ещё тепло,
А снегу, снегу намело!
Даже месяц-«студень»
Землю не застудит:
Её укутали снега,
И не страшны ей холода.
Январь-«просинец»
На лето солнце повернуло,
Зима ж – морозы завернула.
Чем больше прибывает день,
Тем небо выше и синей.
Я – месяц-«просинец», ребята.
Меня так звали на Руси когда-то.
Февраль-«бокогрéй»
Месяц звали «бокогреем»:
Только солнышко пригреет,
И затихнет вдруг метель,
Как затренькает капель.
С одного лишь греет бока,
А с другим – одна морока:
Мёрзнет, сущая беда!
Кончится ль зима когда?
2.Игра «Не ошибись»
— Как называли на Руси зимние месяцы?
(выбирают и прикрепляют под картинками старинные названия месяцев)
Декабрь — «стужайло», на всю зиму землю студит.
Январь — назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» — островки синего неба.
Февраль — «лютый», в народе его называли «бокогрей» — в лютые холода на печке бока отогревали.
—Молодцы. Внимание, отправляемся в гости Зимушке-зиме.
(Месяцы и дети выполняют движения под песню «И уносят меня…»)
3.Просмотр видеосюжета о зиме
—Вот мы оказались в Царстве Зимушки. Посмотрите, как прекрасно это время года.
4.Неживая природа зимой.
—Ребята, как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения учащихся.)
—Хотите узнать, когда у нас наступает зима? Кто об этом нам расскажет, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка о дне и ночи
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, —
Спать немедленно зовёт.
День: По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
Ночь: А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
—Вы раскрыли тайну зимы, почему зимою холодно, морозно?
(Потому что солнце поднимается в небе невысоко, дни стоят короткие, земля получает мало тепла.)
—К какой природе относятся эти приметы зимы?
5. Работа по учебнику стр.130 1-й абзац
—Прочитайте, как о приметах зимы в учебнике. Какие приметы вы запомнили?
6. Беседа по картинам художников
—Зимушку-зиму воспевали в своих картинах великие художники. Рассмотрите репродукции Ивана Шишкина «Зима», Василия Бакшеева «Иней». Обратите внимание на то, какой цвет преобладает в каждой картине. Объясните, почему.
—Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
Дом их на белой туче,
Но им страшен солнца лучик.
Серебристые пушинки,
Шестигранные ...
—К нам прилетели красавицы снежинки. Снежинки, расскажите нам, как образуется снег.
Снежинка 1:
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Снежинка 2:
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Снежинка 3:
Некоторые снежинки достигают трёх сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.
(Рассматривают разнообразие снежинок)
7. Работа по группам. Зимние явления природы: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь.
—Снежинки принесли вам от Зимушки волшебные конверты, в каждом из конвертов лежат задания. Возьмите листочек с синей снежинкой. Это задание для работы по группам. Вам надо выполнить его и выбрать, кто из вашей группы ответит на вопрос.
1 группа
Прочитайте стр. 130-131 в тексте «Неживая природа зимой» 2-й абзац и дайте ответ на вопрос: Назовите признаки оттепели?
2 группа
Прочитайте стр. 130-131 в тексте «Неживая природа зимой» 3-й абзац и дайте ответ на вопрос: Как на дорогах образуется гололедица?
3 группа
Прочитайте стр. 130-131 в тексте «Неживая природа зимой» 4-й абзац и дайте ответ на вопрос: Опишите снегопад в безветренные дни.
4 группа
Прочитайте стр. 130-131 в тексте «Неживая природа зимой» 5-й абзац и дайте ответ на вопрос: Что называется метелью?
5 группа
Прочитайте стр. 130-131 в тексте «Неживая природа зимой» 6-й абзац и дайте ответ на вопрос: Что такое изморозь?
(Дети отвечают, вывешиваются карточки с надписями оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь.)
Вывод: Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь — это примеры зимних явлений в неживой природе.
—А какие зимние явления в неживой природе вы еще знаете?
(Наступают морозы, замерзают водоемы, солнце выглядывает редко и не греет, сосульки, град, иней, вьюга)
—Зима хочет проверить, какие вы внимательные дети. Определите, изображенные на слайдах, зимние явления.
Зимушка-зима предупреждает, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.
—Рассмотрите рисунки и сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.
Памятка
Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;
Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть токсичные вещества. Да и можно запросто простудиться;
Нельзя прикладывать язычок к металлу;
Нужно ходить посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;
Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;
Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Воспроизведение на новом уровне
Много интересного можно наблюдать зимой и в живой природе.
—Что относится к живой природе?
—На какие группы делятся растения?
—Деревья и кустарники?
Зимушка, послушай сообщения ребят о жизни растений зимой.
1.Сообщение о жизни растений зимой.
Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
—На какие группы делятся животные?
Зимушка, послушай сообщения ребят о жизни животных зимой.
2.Сообщение о жизни животных зимой.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
По верхним веткам старого дерева скачет серенький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик— дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные лесные «кладовки» под деревьями. Так много, что за зиму всё не съедает. Её запасами кормятся другие лесные звери.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.
Игра «Расселите животных по домикам»
Медведь, белка, лось, заяц, ёж, хомяк, кабан, волк, мышь, барсук.
Домики:
1.Делают запасы на зиму.
2.Впадают в спячку.
3.Ищут корм в природе.
3. Жизнь птиц зимой.
—Труднее всего зимой приходится птицам. Назовите зимующих птиц.
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)
Рассказ учителя о клестах.
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
Сообщение о синичке
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
—Чем питаются птицы зимой?
Пшено, просо, овёс, пшеница;
Семена подсолнечника;
Ягоды рябины, боярышника;
Семена клёна, ясеня;
Шишки, жёлуди, орехи;
Хлеб, хлебные крошки.
—И всё же птицы зимой нередко голодают. Если птица не ест зимой 6 часов, то она замерзает. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Просмотр видеосюжета о птицах.
—Смотрите видео и называйте птиц, которые подлетают к кормушке.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Покажем Зимушке-зиме, что мы запомнили во время нашего увлекательного путешествия по ее Царству.
Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.
Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие ………………..
Часто идёт сухой, колючий или мокрый …. ……………
Метут сильные ………………………. .
Вода в реках, прудах и озёрах ………………………….
Проверка (Проверка производится с помощью Презентации.)
—Зимушка-зима просит вас оценить свои ответы, если все ответы правильные нарисуйте в окошке снежинку.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
—Как изменяется с наступлением зимы высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?
—Назовите, какие зимние явления в неживой природе вы знаете?
—Что можно наблюдать зимой в живой природе?
Наше путешествие по Царству Зимы закончилось, но она с нами еще не прощается.
Домашнее задание
Прочитать статью в учебнике – с.130-137