Вступительный | - Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. - Я рада приветствовать вас на нашем занятии! Меня зовут Кристина Руслановна. И сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку. - Сегодня у нас будет необычное приветствие, называется оно - «Здравствуйте!» - Вы должны поочерёдно касаться одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого и проговаривая на каждый следующие слова: - желаю (соприкасаются большими пальцами); - успеха (указательными); - большого (средними); - во всём (безымянными); - и везде (мизинцами); - Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) - Молодцы, ребята! Посмотрите, как здорово мы поприветствовали друг друга! - Ребята, а теперь, взгляните на слайд. Что вы видите? На слайде: 1. (бант, оса, мышь) 2. Буква «о», лимон, ива, мышь - Верно, это ребусы. - Попробуйте расшифровать ребус. Кто не может устно, поднимите руку, я дам вам листочек. Как решите – поднимите глазки на меня. - Какое слово зашифровано в первом ребусе? Во втором? - Правильно. Молодцы! А кто знает, что такое антонимы? - Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным значением. - Приведите, пожалуйста, примеры антонимов. - Здорово! Вы и вправду знаете, что такое антонимы. - А сейчас, напомните мне, пожалуйста, омонимы – это …? - Омонимы – это слова, которые одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разны по значению. - Посмотрите на слайд, вам представлены пары слов. Вам нужно выбрать и произнести только омонимы и объяснить их значения (Ответы по поднятой руке). На слайде: (Горячий – холодный, идти – брести, лисичка – лисичка, ранний – поздний, буря – ураган, кран – кран, огонь – вода, весело – радостно, месяц – месяц) - Молодцы! Вы и с омонимами хорошо справляетесь! - Может кто-то догадался, чему будет посвящено наше занятие? - Верно. Тема нашего занятия «В гостях у антонимов и омонимов» - Так давайте скорее начинать путешествие по стране антонимов и омонимов, где вам будут встречаться различные станции с интересными заданиями! - А ещё, при каждом правильном ответе – будет выдаваться жетончик. (При правильном ответе - вдаются для мотивации и участия всех учащихся детей в процессе работы.) | Приветствие. - Ребусы - В первом ребусе зашифровано слово «антонимы». Во втором ребусе - «омонимы» - Варианты детей. - Дети отвечают (добро-зло, бедный-богатый, счастье-горе, большой-маленький) - Ответы детей - Антонимам, омонимам | Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, за свою малую Родину, за свой родной русский язык; формирование уважительного отношения к иному мнению Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе; углубление представлений о антонимах, омонимах; умение распознавать антонимы, омонимы; Метапредметные: Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий; Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно решать познавательные задачи; Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; |
Основной | - И наше путешествие мы начинаем со станции «Кружки А и О». - Задание станции: Я называю пары слов, а вы думаете и поднимаете правую руку, если пары слов – это антонимы, левую - омонимы. (А – это антонимы, О – это омонимы.) (Не выдаются жетончики) - Близкий – далёкий (А), норка – норка (зверёк – небольшая нора) (О), мир – мир (земной шар – отсутствие войны) (О), вход – выход (А), новый – старый (А), лавка – лавка (магазин – скамейка) (О), мышь – мышь (небольшой грызун – компьютерной устройство), свет – тьма (А). - Вы очень хорошо справились с заданием, которое было дано на этой станции! - Отправляемся дальше! - Посмотрите на слайд (На слайде: ивцыслопо – пословицы). Что же мы там видим? - Чтобы понять, какая следующая станция, вам необходимо поставить буквы в правильном порядке и получить какое-то слово. - Какое же слово спряталось? - Верно. - Наша следующая станция «Антонимы в пословицах» (работа в парах, (фронтальная проверка)), (за ответ выдаются жетончики) - Вам на листочках даны пословицы, но, к сожалению, у них потерялись последние слова. И вам нужно их вернуть. (Дописать) - Подсказка! Это слово является антонимом, выделенному слову в выражении. - Первую пословицу попробуем выполнить вместе! - Ученье – свет, а не ученье - …. (тьма) - Начинаем выполнять задание. После его завершения поднимаете глазки на меня, чтобы я видела вашу готовность. Пословицы: Труд человека кормит, а …. портит. (лень) Знай больше, говори - …. (меньше) Ласточка день начинает, а соловей - …. (заканчивает) Человек от лени болеет, а от труда….. (здоровеет) Добро – помни, а зло – …. (забывай) - Заканчиваем работу. - Кто скажет, какой же антоним потерялся у первой пословицы? (по поднятой руке) - А как ты понимаешь эту пословицу? - Молодец! - Так, переходим к следующей пословице. Знай больше, говори - …. (меньше) - Правильно! Как вы понимаете эту пословицу? - Третья пословица? Ласточка день начинает, а соловей - …. (заканчивает) - Значение? - Как вы закончили четвёртую пословицу? Человек от лени болеет, а от труда….. (здоровеет) - Пословица №5? Добро – помни, а зло – …. (забывай). - Какая была интересная станция! Какая пословица вам больше всего нравится? Почему? - Итак, продолжаем наше путешествие. - Ребята, а для следующей станции «Изобрази» вам необходимо разделиться на подгруппы (четвёрки, тройки), 1-2 парта одна подгруппа, 3-4 след. подгруппа и т.д. (жетончики тем, кто отгадывает антонимы) - Ваше задание на данной станции: вспомнить какой-нибудь антоним, например «твёрдый – мягкий» и изобразить его наглядно. - Что бывает твёрдым? - Верно, можно изобразить камень. - А что бывает мягким? - Значит, что изображаем? - Правильно. - А сейчас, в подгруппах, придумайте свои антонимы. На листочках изобразите их. - Отодвигаем карандаши в сторону. - Сейчас к доске выйдет 1 человек с подгруппы. А остальные внимательно смотрят и думают, какой же антоним привела подгруппа. - Вы отлично справились с заданием! - А теперь, вернитесь на своё рабочее место. Продолжаем путешествие по городу «Антонимы и Омонимы» - Следующая станция «Большая или маленькая!» (Жетончики за ответы) - Я читаю вам предложения, в которых есть слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя, название или фамилию. Вам нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой буквы и почему. Улетел орёл за город Орёл. Наш Шарик поймал воздушный шарик. Не бойся морозов, Сережа Морозов. Хороши груши в корзине у Груши. Наша Поля вернулась с поля. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов. Вася Рыбаков был у рыбаков. У пастухов выступал Андрей Пастухов. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза Пять горшков принес Петя Горшков. Коля Арбузов купил пять арбузов. - Молодцы! Вы хорошо прошли станцию «Большая и маленькая!» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли, В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. - Садитесь. Вот мы немножко и размялись. - Нас встречает станция «Неприятели». (Жетончики за правильный ответ) - Предположите, чему может быть посвящена эта станция? - Правильно. Станция посвящена антонимам. - На слайде вам предложен ряд слов, где одно слово является лишним. Ваша задача: найти лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее? На слайде: Друг, печаль, враг. Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль. Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, брать. Покупать, продавать, отдавать. Говорить, идти, молчать. - И у нас осталась последняя станция. «Что общего? А ну-ка раскрась!» (Выдаётся каждому) - Ребята, потихоньку заканчиваем работу. | Работа детей по станции. - разбросанные буквы - пословицы - Тьма - Лень - Если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное. Eсли не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет. - Меньше - Пословица говорит о том, как важно получать полезную информацию, усваивать новые знания, но не болтать попусту о том, чего не знаешь. - Заканчивает - Всему своё время и свой час, поэтому не стоит торопить события -Болеет, то есть, если человек будет ленивым, он будет очень часто болеть. Но, а если он будет трудиться, никогда не заболеет. - Забывай. Надо уметь прощать зло и забывать, самому лучше станет. А людей, которые тебе сделали добро нужно всегда помнить и благодарить. - Ответы детей. Деление на группы - Камень и т.д. - Подушка - Подушку Рисуют Отгадывают антонимы. (С каждой подгруппы выходит 1 человек) Отвечают по заданию Дети отвечают Ответы детей - Дети находят общее в картинках и раскрашивают их | Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, за свою малую Родину, за свой родной русский язык; формирование уважительного отношения к иному мнению Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе; углубление представлений о антонимах, омонимах; умение распознавать антонимы, омонимы; Метапредметные: Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий; Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно решать познавательные задачи; Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; |