СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у Лесовичка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми младшего школьного возраста с ТНР

«В гостях у лесовичка»

Просмотр содержимого документа
«В гостях у Лесовичка»

Конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми младшего школьного возраста с ТНР

«В гостях у лесовичка»

Возраст детей: 7-8 лет

Цель: формирование представлений младших школьников о лесных ягодах

Задачи:

  1. Обучающие:

  • Совершенствование грамматического строя речи;

  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • закрепить употребление предлогов.

  1. Развивающие:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия;

  • Развитие мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

3) Воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением ягод, иллюстрации с изображением лесовичка, разрезные картинки, иллюстрации с изображением овощей, фруктов.

Ход занятия:

Дети стоят на коврике. Логопед показывает иллюстрацию с Лесовичком.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Лесовичок, он приглашает нас к себе в гости, и хочет показать, какие красивые и вкусные ягоды растут у него в лесу летом. Погостим у Лесовичка?

Дети: Да!

Логопед: В лес нас отвезет волшебный паровоз. Становимся друг за другом и едем.

Логопед становится первым, за ним в паровозик строятся дети. Логопед идет с детьми по кругу, имитируя звуки едущего паровоза (Чух-чух, ту-ту).

Логопед: Мы приехали в лес. Посмотрите, теперь наш Лесовичок среди каких-то ягод. Хотите узнать, что это за ягоды?

Дети: Да!

Логопед:

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится — не даст простудиться.

В лес иди-ка — там ягодка… (Ответ: Брусника)

Ребята, эта ягода называется брусника. Брусника – это вечнозелёный небольшой куст. Цвет ягод – ярко-красный, форма – круглая, ягоды на вкус — сладко-кислые, немного горькие. Брусника любит селиться на влажных территориях, по краям торфяных болот, в смешанных и лиственных лесах, среди кустарников. Брусника – долгожитель, может прожить и до 300 лет. Эта ягода очень полезная, в ней много витаминов. Ее можно есть, заваривать в чай, варить из нее морс, компот, варенье, добавлять в пироги.


Логопед: Посмотрите, Лесовичок привел нас на другую полянку, знаете ли вы, что за ягода растет здесь?

Дети: кто-то знает, кто-то не знает.

Логопед:

Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая …(клюковка)

Ребята, эта ягода – клюква. Это вечнозеленый низкий куст, который лежит на земле. Цвет ягод – насыщенный темно-красный цвет. Форма ягод – круглая. На вкус ягоды кислые. Клюква тоже очень полезная ягода, в ней очень много витаминов. Из нее тоже делают морс, компот, добавляют в чай, пироги, варят варенье. Эта ягода тоже любит жить на болотах. Растет клюква летом, а собирают ее поздней осенью.

Логопед: Посмотрите на следующую картинку. Лесовичок показывает нам еще одну полянку с ягодами. Посмотрите внимательно, знаете ли вы, что это за ягоды?

Дети: отвечают

Логопед:

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Черника)

Эта ягода – черника. Черника – это небольшой куст, с круглыми ягодами и аккуратными красивыми листьями. Ягоды черники почти черного цвета с синим отливом, они маленькие. На вкус ягоды кисло-сладкие. Созревает ягода в июле-августе. Растет черника в лесу, поэтому она и называется лесной ягодой. Ее добавляют в компоты и морсы, из нее варят очень вкусное варенье, с черникой пекут пироги и едят ягоду просто так. Черника – очень полезная, в ней много витаминов.


Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,                      Пальчики обеих рук  здороваются.

В лес идем мы погулять.                         Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,                        и средними пальчиками по столу.

За брусникой, за калиной.                 Загибают пальчики, начиная с большого.

 Землянику мы найдем,

И братишке отнесем.


Логопед: А на следующей полянке вам точно понравится, каждый из вас ел эту ягоду, потому что она еще может расти не только в лесу, но и в огороде. Посмотрите, что это за ягода?

Средь кустов колючих, детки,

Красной ягодкой на ветке

Я красуюсь на опушке.

Любят разные зверушки

Летом лакомиться мною.

Бурый мишка стороною

Никогда не обойдёт

Ту полянку, где растёт

Много сочных сладких ягод.

И в стеклянных банках на год

Запасают меня люди

Как лекарство при простуде.

Не страшны и грипп, ангина,

Если рядом я — …

(Ответ: Малина)

Дети: Это малина.

Логопед: Правильно, ребята, эта ягода – малина. Это колючий куст, на котором растут малиновые небольшие ягоды. Цветет малина в июне, а ягоды созревают в конце июля, августе. Ягоды сладкие, ароматные (можно попросить детей рассказать, какая малина вкус). Малина может расти и в лесу, и в огороде, но лесная малина ароматнее и вкуснее. Ягода очень полезная, не зря же мы так часто во время простуды пьем чай с малиновым вареньем. Эту ягоду добавляют в компот, чай, морс, соки, варят из нее варенье, с ней пекут пироги, просто так едят.

Со следующей ягодой вы тоже знакомы, она тоже может расти у вас дома на грядках.

В лесу расту я маленькой,

Душистою и аленькой.

Но меньше, чем клубника…

Так кто я…

(Ответ: Земляника)

Логопед: Ребята, вы угадали, это земляника. Эта ягода растет на маленьком, низком кустике, цветет белыми цветами. Ягода обычно красного цвета, но бывает и белая земляника, на вкус ягода - сладкая. Она очень ароматная. Ее добавляют в чай, с ней пекут пироги, варят варенье, компоты, соки, морсы, также ягоду и ее листья добавляют в чай. Земляника очень полезная, в ней много витаминов. Ягода может расти как в лесу, так и в огороде, но самая ароматная и вкусная земляника все-таки растет в лесу.


Основная часть

Логопед: Где растут ягоды, с которыми мы сегодня познакомились?

Дети: в лесу

Логопед: Как они называются

Дети: Лесные

Логопед: Что делают из ягод?

Дети: варят компот, варенье, сок, делают начинку для пирожков


Игра «Назови ласково»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Я буду говорить вам слова, а вы по цепочке будете их ласково называть.

клюква

Дети: клюквинка

Логопед: малина

Дети: малинка

Логопед: Брусника

Дети: Брусничка

Логопед: Черника

Дети: черничка

Логопед: Земляника

Дети: Земляничка

Логопед: Молодцы, ребята.

Физкультминутка «По ягоды»

С веток ягоды снимаю          Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод -  полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

Игра «Четвертый лишний»

Три лесные ягоды и овощ.

Три лесные ягоды и фрукт.

Три лесные ягоды и садовая ягода.

Игра «Составь картинки и назови их» 

У каждого ребенка конверт с разрезанными картинками ягод.

Ребенок собирает картинку и называет ягоду.

Подведение итогов занятия

Логопед: Сегодня мы с вами погостили у Лесовичка, увидели, какие ягоды растут у него в летнем лесу, научились их называть и отличать от других ягод и фруктов, узнали, что можно делать с лесными ягодами и как они выглядят. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы. Вспомните, с какими лесными ягодами мы сегодня познакомились?

Дети: С малиной, с земляникой, с клюквой, с брусникой, с черникой.

Логопед: Молодцы, ребята, запомните, как называются эти ягоды и как они выглядят. Вам понравилось занятие?

Дети: Да!

Логопед: Мне тоже понравилось сегодня с вами работать. Сейчас садимся на поезд и возвращаемся обратно в класс, говорим Лесовичку «До свидания!»

Дети: прощаются с Лесовичком и вместе с логопедом становятся друг за другом и имитируют, как едет поезд.

Логопед: Все! Мы вернулись обратно в класс и теперь, ребята, вы можете отдохнуть.