Конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми младшего школьного возраста с ТНР
«В гостях у лесовичка»
Возраст детей: 7-8 лет
Цель: формирование представлений младших школьников о лесных ягодах
Задачи:
Обучающие:
Совершенствование грамматического строя речи;
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
закрепить употребление предлогов.
Развивающие:
Развитие мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
3) Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением ягод, иллюстрации с изображением лесовичка, разрезные картинки, иллюстрации с изображением овощей, фруктов.
Ход занятия:
Дети стоят на коврике. Логопед показывает иллюстрацию с Лесовичком.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Лесовичок, он приглашает нас к себе в гости, и хочет показать, какие красивые и вкусные ягоды растут у него в лесу летом. Погостим у Лесовичка?
Дети: Да!
Логопед: В лес нас отвезет волшебный паровоз. Становимся друг за другом и едем.
Логопед становится первым, за ним в паровозик строятся дети. Логопед идет с детьми по кругу, имитируя звуки едущего паровоза (Чух-чух, ту-ту).
Логопед: Мы приехали в лес. Посмотрите, теперь наш Лесовичок среди каких-то ягод. Хотите узнать, что это за ягоды?
Дети: Да!
Логопед:
Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится — не даст простудиться.
В лес иди-ка — там ягодка… (Ответ: Брусника)
Ребята, эта ягода называется брусника. Брусника – это вечнозелёный небольшой куст. Цвет ягод – ярко-красный, форма – круглая, ягоды на вкус — сладко-кислые, немного горькие. Брусника любит селиться на влажных территориях, по краям торфяных болот, в смешанных и лиственных лесах, среди кустарников. Брусника – долгожитель, может прожить и до 300 лет. Эта ягода очень полезная, в ней много витаминов. Ее можно есть, заваривать в чай, варить из нее морс, компот, варенье, добавлять в пироги.
Логопед: Посмотрите, Лесовичок привел нас на другую полянку, знаете ли вы, что за ягода растет здесь?
Дети: кто-то знает, кто-то не знает.
Логопед:
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая …(клюковка)
Ребята, эта ягода – клюква. Это вечнозеленый низкий куст, который лежит на земле. Цвет ягод – насыщенный темно-красный цвет. Форма ягод – круглая. На вкус ягоды кислые. Клюква тоже очень полезная ягода, в ней очень много витаминов. Из нее тоже делают морс, компот, добавляют в чай, пироги, варят варенье. Эта ягода тоже любит жить на болотах. Растет клюква летом, а собирают ее поздней осенью.
Логопед: Посмотрите на следующую картинку. Лесовичок показывает нам еще одну полянку с ягодами. Посмотрите внимательно, знаете ли вы, что это за ягоды?
Дети: отвечают
Логопед:
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Черника)
Эта ягода – черника. Черника – это небольшой куст, с круглыми ягодами и аккуратными красивыми листьями. Ягоды черники почти черного цвета с синим отливом, они маленькие. На вкус ягоды кисло-сладкие. Созревает ягода в июле-августе. Растет черника в лесу, поэтому она и называется лесной ягодой. Ее добавляют в компоты и морсы, из нее варят очень вкусное варенье, с черникой пекут пироги и едят ягоду просто так. Черника – очень полезная, в ней много витаминов.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
Логопед: А на следующей полянке вам точно понравится, каждый из вас ел эту ягоду, потому что она еще может расти не только в лесу, но и в огороде. Посмотрите, что это за ягода?
Средь кустов колючих, детки,
Красной ягодкой на ветке
Я красуюсь на опушке.
Любят разные зверушки
Летом лакомиться мною.
Бурый мишка стороною
Никогда не обойдёт
Ту полянку, где растёт
Много сочных сладких ягод.
И в стеклянных банках на год
Запасают меня люди
Как лекарство при простуде.
Не страшны и грипп, ангина,
Если рядом я — …
(Ответ: Малина)
Дети: Это малина.
Логопед: Правильно, ребята, эта ягода – малина. Это колючий куст, на котором растут малиновые небольшие ягоды. Цветет малина в июне, а ягоды созревают в конце июля, августе. Ягоды сладкие, ароматные (можно попросить детей рассказать, какая малина вкус). Малина может расти и в лесу, и в огороде, но лесная малина ароматнее и вкуснее. Ягода очень полезная, не зря же мы так часто во время простуды пьем чай с малиновым вареньем. Эту ягоду добавляют в компот, чай, морс, соки, варят из нее варенье, с ней пекут пироги, просто так едят.
Со следующей ягодой вы тоже знакомы, она тоже может расти у вас дома на грядках.
В лесу расту я маленькой,
Душистою и аленькой.
Но меньше, чем клубника…
Так кто я…
(Ответ: Земляника)
Логопед: Ребята, вы угадали, это земляника. Эта ягода растет на маленьком, низком кустике, цветет белыми цветами. Ягода обычно красного цвета, но бывает и белая земляника, на вкус ягода - сладкая. Она очень ароматная. Ее добавляют в чай, с ней пекут пироги, варят варенье, компоты, соки, морсы, также ягоду и ее листья добавляют в чай. Земляника очень полезная, в ней много витаминов. Ягода может расти как в лесу, так и в огороде, но самая ароматная и вкусная земляника все-таки растет в лесу.
Основная часть
Логопед: Где растут ягоды, с которыми мы сегодня познакомились?
Дети: в лесу
Логопед: Как они называются
Дети: Лесные
Логопед: Что делают из ягод?
Дети: варят компот, варенье, сок, делают начинку для пирожков
Игра «Назови ласково»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Я буду говорить вам слова, а вы по цепочке будете их ласково называть.
клюква
Дети: клюквинка
Логопед: малина
Дети: малинка
Логопед: Брусника
Дети: Брусничка
Логопед: Черника
Дети: черничка
Логопед: Земляника
Дети: Земляничка
Логопед: Молодцы, ребята.
Физкультминутка «По ягоды»
С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
А потом еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.
Игра «Четвертый лишний»
Три лесные ягоды и овощ.
Три лесные ягоды и фрукт.
Три лесные ягоды и садовая ягода.
Игра «Составь картинки и назови их»
У каждого ребенка конверт с разрезанными картинками ягод.
Ребенок собирает картинку и называет ягоду.
Подведение итогов занятия
Логопед: Сегодня мы с вами погостили у Лесовичка, увидели, какие ягоды растут у него в летнем лесу, научились их называть и отличать от других ягод и фруктов, узнали, что можно делать с лесными ягодами и как они выглядят. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы. Вспомните, с какими лесными ягодами мы сегодня познакомились?
Дети: С малиной, с земляникой, с клюквой, с брусникой, с черникой.
Логопед: Молодцы, ребята, запомните, как называются эти ягоды и как они выглядят. Вам понравилось занятие?
Дети: Да!
Логопед: Мне тоже понравилось сегодня с вами работать. Сейчас садимся на поезд и возвращаемся обратно в класс, говорим Лесовичку «До свидания!»
Дети: прощаются с Лесовичком и вместе с логопедом становятся друг за другом и имитируют, как едет поезд.
Логопед: Все! Мы вернулись обратно в класс и теперь, ребята, вы можете отдохнуть.