ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Рисование песком — это маленькое чудо. Давайте узнаем о нем немного больше…
В природе нет ничего бесполезного» –
писал философ Мишель Монтень.
1 слайд: приветствие
Уважаемые коллеги добрый день.
Открыть дверцу в мир нашего мастер – класса хочется со слов
Слайд № 1 (а)
Слайд № 2
Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает.
Песок - материал, который притягивает к себе. Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке. На том полотне, которое было им ближе всего, инструментом, который был всегда под рукой- пальцы, палочки, следы ног.. Сыпучесть песка привлекает и детей, и взрослых. Песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние, раскрепощает и гармонизирует.
Вот почему детям с задержкой психического развития (ОВЗ) очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами.
Рисование песком -это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
Слайд : № 3
Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Слайд : № 4
Данный вид творчества развивает:
Мелкую моторику ;
Улучшает память ;
Пластику движений ;
Тактильные ощущения;
Образное и Пространственное мышление;
Творчество и Самопознание;
Сенсорные ощущения;
Образно-логическое мышление и речь;
«В гостях у Песочной феи»
« В преддверии Нового года»
учитель начальных классов высшей категории МАОУ «СОШ№47»
Рахматуллина Алла Александровна
Цель: развитие психоэмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
комфортной и безопасной атмосферы.
Развитие зрительно-моторной координации, речи , мышления, умения ориентироваться в пространстве, умение работать по инструкции, слушать и общаться в процессе совместной работы. Уметь формировать собственную
« Я –позиция»
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Оборудование:
Песочный планшет, шаблоны, влажные салфетки, кисточки, бусины.
Ограничения: у детей не должно быть аллергии на пыль от песка, кожных
заболеваний, порезов, мелких ранок на руках.
Ход занятия.
Слайд:№ 5
Что объединяет эти фотографии?
Д- Песок.
У- Что вы знаете о песке?
(Относится к неживой природе, это осадочная порода, которая образуется из смеси различных зёрен, благодаря разрушению кварцевых горных пород. Важную роль играет в строительстве. Есть песок речной , карьерный. Существует морской, кварцевый и горный песок. Хочется отметить кварцевый песок. Однородный ,чистый ,бесцветный. Абсолютно безопасный материал. Он не способен нанести какой-либо вред человеку. Не вызовет раздражение кожи и аллергию.
- Даже спустя достаточно длительное время, песок нисколько не изменит своего состава и не потеряет свои чудесные свойства.
Слайд: № 6
Мы отправляемся в страну «Песочной феи»
У-Как вы догадались фея живет?
Д.- В пустыне.
У.- На каком транспорте мы отправимся в столь дальнее путешествие?
Д.- На верблюдах.( кораблях пустыни)
У.- Как передвигаются верблюды по пустыне?
Д.- Каравоном.
У.- Выстраиваемся в караван .( Звучит музыка) Учащиеся с учителем имитируют движения каравана и под сопровождение музыки постепенно приближаются к песочным планшетам.
( Повторение инструкций работы с планшетами. А именно: чистые руки, не разбрасывать песок за бордюры планшета. )
I .Упражнение «Здравствуй песок».
А теперь давайте поздороваемся с песком. Сначала положим ладошки на горку песка .
\Ваши ощущения?
(Дети делятся своими эмоциями)
- Нежно погладим его. Перевернем ладошки и поздороваемся с песком тыльной стороной.
-Какой песок? ( высказывания детей)
-Вдруг подул ветер и барханы исчезли.
(Дети разравнивают песок).Крупинки стали перемешиваться .( месим, сеем)
А сейчас в Волшебной стране пошел дождик.
(Дети оставляют следы на песке кончиков пальцев.)
Погода изменилась к лучшему, и опять песок ожил, побежал и образовал большие барханы( сгребаем)
А здесь налетел смерч( вихрь)( буравим указательным пальцем до воронки)
Погода стихла проползла змейка
( волнистая линия одним пальцем, 2 змейки –двумя пальцами. Знак бесконечности.Спирали 2 пальчиками. Ломаные.Оттиски ладони- превращаем в кактус)
( образцы упр)
Песчинка к песчинке ( сгребаем ) песок живой , он все время в движении
Слайд :№8 заставка
Слайд:№ 9
У.-Сейчас вы услышите мелодию и обязательно ее узнаете.( Звучит минусовка «В лесу родилась елочка»
У- О каком празднике повествуется в этой песне?
Д.- Новый год
У. -И символом праздника является ?
Слайд:№ 9( а)
Д.- Елка.
У.- А кто знает почему именно елка?
Д- ( предположения детей)
Слайд : № 10
У.-История превращения ели в новогоднее дерево до сих пор точно не восстановлена. Согласно самой популярной легенде 16 века христианский богослов переводчик Библии на немецкий язык Мартин Лютер в ясный и морозный день шел домой через лес. Вдруг он обратил внимание на елку, сквозь лапы которой красиво просвечивали звезды. Это произвело на Лютера большое впечатление, Он срубил елочку принес домой ,повесил сладости, прикрепил к ее веткам свечи. Слайд: № 10 (а)и 10(б)
С 1 января 1700 года в России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого. А увидел он эту традицию в немецкой слободе в Москве. . До этого отмечали начало нового года 1 сентября. Но с 1916- 1934 Новогодние елки были в опале. Благодаря указу лидера советского государства того времени Сталина страна встретила новый 1935 Новый год.
Слайд: № 11
Русский народ увековечил память о елке песнями, легендами. сказками, картинами, памятниками.
Слайд : 11(а)
У.- Что вы знаете о елке?
Д.- Хвойное дерево.
У. - Что такое дерево?
Д.- Это высокое растение.
У.- Из чего состоит елка?
Д.- Корни, твёрдый ствол, ветви, хвоя, плоды.
У- К какой природе относится елка? Почему?
Д - что рождается, размножается, растет, питается и дышит и в итоге умирает.
У.- Можно ли елку назвать волшебным деревом?
Д.- Да.
У.Почему?
Д. -Потому что Зимой и летом одним цветом.
У.- Вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь, бесконечный и бессмертный дух. А коническая форма ели является мировым архетипом связи земли и человека с небом.
У.- А мы можем быть с вами волшебниками?
Д- Да!
У.- Но у нас нет волшебной палочки.
Д.-У нас есть волшебный песок.
У.- Как вы догадались Сегодня мы будем рисовать?
Д- Елку.
У.- К волшебству все готово. Начинаем.
1. Сделаем фон. Для этого набираем в ладони песок и равномерно распределяем его по экрану. Важно чтобы слой песка был тонким. Способ, которым мы будем рисовать елку, называется светлым по темному. Рисуем большим пальцем. Имитация пушистого снега на еловых лапах. Большим пальцем круговыми движениями рисуем новогодние шары.
А происхождении мишуры гласит легенда.
Давным- давно жила –была бедная женщина, у которой было много детей. Накануне Нового года она нарядила елку. Но елка получилась очень скромная, почти без украшений. Ночью на елке побывали пауки, и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. А мороз своим посохом за ночь посеребрил ее. В результате паутина превратилась в сверкающее серебро. Рисуем кисточкой мишуру.
2. В центр стола насыпать песок виде удлиненной горки. Далее работают и правая и левая рука. Из центра сверху в стороны раздвигаем песок-ветки, с последующим рядом уменьшаем размер. Большим пальцем круговыми движениями рисуем новогодние шары..
3. Сделаем фон. Для этого набираем в ладони песок и равномерно распределяем его по экрану. Важно чтобы слой песка был тонким. Способ, которым мы будем рисовать елку, называется светлым по темному. Можно двумя руками.( замкнутыми, кривыми линиями) Если одной то на ветках прорисовываем хвою. Украшаем разноцветными камушками. Композиция готова.
4. (Способ рисование из кулачка) Рисуем на светлом темным. Берем горсть песка в кулачок и тонкой струйкой высыпаем очертания змейки,спирали.
Каждый год мы ждем празднично- волшебный праздник во главе со сказочным магическим персонажем. Хозяином погоды, зимы и мороза.
Д.- Д Морозом.
Слайд: № 11 (б)
Слайд :№ 11 ( в)
У каждого ребенка мира свой Д Мороз в Америке- Санта Клаус, Брат Деда Мороза в Италии — Баббе Натале, Юль Томтен – маленький брат Деда Мороза в Швеции, Увлин Увгун – брат Деда Мороза из Монголии, Одзи-сан – японский брат Деда Мороза , Корбобо – узбекский брат Деда Мороза, Пер Ноэль – брат Деда Мороза из Франции ,Брат Деда Мороза в Удмуртии — Тол Бабай.
Слайд:№ 12
А наш Д.Мороз изначально был Дедом Трескуном. И представляли его маленьким злобным старичком с длинной бородой. Обитающим в ледяной избушке в потустороннем мире, куда можно было попасть, лишь пройдя через колодец. Всем нам известна сказка « Морозко»
Год от года Д. Мороз менялся в лучшую сторону. Стал появляться на Новый год в домах с мешком в одной руке и палкой. Подарки дарил хорошим послушным, тумаки -непослушным детям. Шли годы, дед Мороз старел и добрел. Он перестал наказывать, палку стал использовать как опору, и просто стал приносить детям подарки и выполнять сокровенные желания.
Слайд : № 12 ( а)
У него появилась спутница – Снегурочка. Как посредница между детьми и Дедом Морозом, делает его добрее и человечнее и помогает старому деду разносить подарки и рассказывать сказки.
У.- Какие чудеса природы мы можем наблюдать в снежном царстве Д. Мороза? Д.- сковывает реки льдом, дарит множество зимних увлечений, иней словно хрусталь, стелет белые холсты, плетет на окнах кружева, снегопад. 5.Вот и мы с вами нарисуем на своих волшебных стеклах кружева( веточки) Оживляем, проводим мизинчиком штрихи. Слайд : № 12 (б)
Можно сказать, что Новый год – очень полезный праздник. Он затрагивает в каждом из нас много переживаний, пробуждает в нас внутреннего ребенка. Раскрывая нам доступ к его творческой энергии, к возможности изменения. Он позволяет нам за короткий промежуток времени пережить множество эмоций, соединить разъединенное, соприкоснуться с забытым, оставить старое и создать новое. Слайд : 13
французский писатель. философ
«Чудеса там — где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются».
Дени Дидро
У -Как мы можем оценить наши работы?
Д- Подарить себе аплодисменты.
Заключительная часть.
Ритуал прощания. Работа с шаблонами.
Засыпаем планшет, обводим шаблон головы.
Дополняем песочный трафарет элементами лица. Дорисовываем волосы, украшаем их элементами ,если девочка бантиками, заколками. Мальчик может нарисовать наушники, кепку. Дети могут воссоздать любой образ , который соответствует их психологическому состоянию и эмоциональному настроению.
Вот мы и побывали в волшебной стране, Песочной феи. Чем же вам запомнилось путешествие?
(Дети делятся своими впечатлениями, эмоциями)
Скажем Фее спасибо.
( Прибираем свою территорию.)
А сейчас вспомните важное правило. Что вы должны сделать после увлекательного путешествия ? (Помыть руки).
Слайд : № 13 (а)
Всем спасибо, до новых встреч!