Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №2 п. Южный
Мартыновский район, Ростовская область
«Утверждаю» Директор МБО- СОШ № 2 п.Южный __________________/В.Л. Чупилкин / Пр Приказ № от « » августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК: «В гостях у сказки»
Направление:
Количество часов:
Педагог: Удовенко Олеся Анатольевна
Категория: высшая
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576).
Приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;
Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
Инструктивно-методических писем Минобрнауки России:
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(от 12.05.2011 № 03-296);
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ (от 14.12.2015 № 09-3564);
Образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ №2 п. Южный на 2020-2021 учебный год
Положения о рабочей программе педагога МБОУ-СОШ №2 п.Южный
- Авторской программы кружковой работы Бондюгиной М,А «В гостях у сказки» (1-4 класс), 2019г
В соответствии с учебным планом, с годовым календарным учебным графиком школы, расписанием занятий программа реализуется в объеме 65 часов
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или вместе с родителями. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает ребенка и родителей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.
Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
1.Цель и задачи программы :
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность . Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Формы проведения занятии
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышекй:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
анализ и просмотр текста сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки»».
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:
Должны знать:
способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному;
различать народную и литературную сказки;
находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные и метапредметные результаты
К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
умение выбирать различные пути для самореализации;
пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать свою деятельность;
логически выстраивать алгоритм действий;
анализировать проделанную работу;
оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;
находить необходимые источники информации.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов;
управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение ставить перед собой цель;
формулировать и решать трудовые задачи;
выражать собственное видение мира;
находить подходы в творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов.
управление действиями партнера( оценка, коррекция)
К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов.
управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Основное содержание курса
Класс | Название раздела | Количество часов | Итого |
4 класс | Сказки зарубежных писателей | 15 час | |
Зачины сказок | 2 часа | |
Пословицы в сказках | 3 часа | |
Сказки в стихах | 6 часов | |
Сказки - пьесы | 7 часов | |
Итоговое занятие | 1 часа | |
| | 34часа |
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика | Сроки прохождения |
1 | Сказки зарубежных писателей | 15 | 7 | 8 | 04.09-18.12 |
2 | Зачины сказок | 2 | | 2 | 25.12-15.01 |
3 | Пословицы в сказках | 3 | 2 | 1 | 22.01-05.02 |
4 | Сказки в стихах | 14 | 4 | 10 | 12.02-21.05 |
| Итого | 34 | 13 | 21 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | | |
Теор. | Практ. | План | Факт | | |
Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 15 ч | | | |
1 | Г.Х. Андерсен «Огниво» | Прослушивание сказки.. | 1 | | 04.09 | | | |
2 | Г.Х. Андерсен «Огниво» .Инсценировка | Инсценировка сказки. Создание книжки-малышки. | | 1 | 11.09 | | | |
3 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1 | | 18.09 | | | |
4 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | | 1 | 25.09 | | | |
5 | Шарль Перро «Спящая красавица» | Прослушивание сказки. | 1 | | 02.10 | | | |
6 | Шарль Перро «Спящая красавица» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | 1 | 09.10 | | | |
7 | Шарль Перро «Красная шапочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1 | | 16.10 | | | |
8 | Шарль Перро «Красная шапочка» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | 1 | 23.10 | | | |
9 | В.Гауф “Карлик Нос” | Слушание, выборочный пересказ,. | 1 | | 30.10 | | | |
10 | В.Гауф “Карлик Нос” Инсценировка | инсценирование | | 1 | 13.11 | | | |
11 | Братья Гримм «Умная Гретель» | Чтение сказки. | 1 | | 20.11 | | | |
12 | Братья Гримм «Умная Гретель» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | 1 | 27.11 | | | |
13 | Братья Гримм «Белоснежка» | Слушание, выборочный пересказ. | 1 | | 04.12 | | | |
14 | Братья Гримм «Белоснежка» Лепка из пластилина | Лепка из пластилина. | | 1 | 11.12 | | | |
15 | Устный журнал «В гостях у сказки» Лепка из пластилина | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | 1 | 18.12 | | | |
Тема «Зачины сказок» - 2ч | | | | |
16 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | 1 | 25.12 | | | |
17 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского Викторина | Викторина | | 1 | 15.01 | | | |
Тема «Пословицы в сказках» - 3ч | | | |
18 | «Путешествие в мир сказок» Викторина | Чтение сказок. Викторина | 1 | | 22.01 | | | |
19 | Путешествие в мир сказок» | Поиск пословиц и работа над их смыслом. | 1 | | 29.01 | | | |
20 | «Путешествие в мир сказок» Создание книжки-малышки | Создание книжки-малышки «Пословицы» | | 1 | 05.02 | | | |
Тема «Сказки в стихах» - 14ч | | | |
21 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Прослушивание сказки. | 1 | | 12.02 | | | |
22 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Инсценировка | Инсценировка сказки . | | 1 | 19.02 | | | |
23 | К. И. Чуковский «Сказки» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1 | | 26.02 | | | |
24 | К. И. Чуковский «Сказки» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | | 1 | 05.03 | | | |
25 | Сказки С.Я. Маршака | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | | 1 | 12.03 | | | |
26 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | | 1 | 19.03 | | | |
27 | С.Я. Маршак «Сказка про козла” | Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. | | 1 | 02.04 | | | |
28 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" | Слушание и чтение сказки. | 1 | | 09.04 | | | |
29 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование | Инсценирование отдельных фрагментов сказки. | | 1 | 16.04 | | | |
30 | П.Морозов «Мышли-Шишли» | Прослушивание сказки. Распределение ролей.. | 1 | | 23.04 | | | |
31 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | | 1 | 30.04 | | | |
32 | Работа над детским театральным представлением Инсценировка | Инсценировка сказки. | | 1 | 07.05 | | | |
33 | Моя любимая сказка. | Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. | | 1 | 14.05 | | | |
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | | 1 | 21.05 | | | |
| | Всего: 34ч | 13 21 | | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
«Рассмотрено» Председатель МC ________ /Т.И. Афанасьева / ФИО Протокол № от « » августа 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ-СОШ №2 п. Южный ______ /Л.Н. Виниченко/ « » августа 2020г. | «Принято» Решение педагогического совета МБОУ-СОШ №2 п. Южный от « » августа 2020 г. № |