СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В гостях у зимующих птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Дети часто не знают зимующих птиц своего края. Это внеурочное занятие способствует обогащению знаний учеников о зимующих птицах своего родного края.

Просмотр содержимого документа
«"В гостях у зимующих птиц"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа № 5»




Информационно-творческий проект « В гостях у зимующих птиц.»

в номинации «Прилетайте в гости к нам!»







Участники проекта: дети 3 класса, учитель, родители.


Срок реализации проекта: декабрь - январь




Руководитель проекта : учитель начальных классов

Поцелуева В.М.






Актуальность темы: Зима - очень трудное время года для птиц. С появлением устойчивого снежного покрова, к сожалению, многие птицы погибают. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности проекта « В гостях у зимующих птиц» можно считать своевременным и актуальным.

Гипотеза - вероятно, птицы зимой больше страдают от голода, чем от холода

Цель: наблюдать за поведением зимующих птиц, живущих рядом с человеком и оказать им необходимую помощь для выживания в зимнее время. Объект исследования - зимующие птицы нашего края.

Задачи проекта:

1.Расширить знания детей о жизни зимующих птиц нашего края.

2.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

3. Продолжать работать над развитием словарного запаса детей .

4. Обобщить результат наблюдений за птицами.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

  • Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

.

Методы и приёмы.

1. Наблюдения;

2. Сбор информации;

3. Внеурочное занятие « В гостях у зимующих птиц».

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный этап проекта

1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

2. Перспективное планирование проекта.

3. Разработка и накопление методических материалов по теме проекта.

Основной этап проекта

1. Выбор плана действия, способов представления результатов.

2. Поиск необходимой информации и иллюстративного материала; анализ и отбор необходимой информации.

3. Оформление информационно-демонстрационных материалов в ходе индивидуальной работы.

Заключительный этап проекта

.Оформление работы в единый продукт.

Продукт проекта: внеурочное занятие «В гостях у зимующих птиц»











В гостях у зимующих птиц.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому – вы мне скажите сами.

В небесах они летают,

На деревьях восседают,

А живут и там, и тут,

И заливисто поют.

Как одежду, перья носят,

Радость в нашу жизнь приносят (Птицы)


Сценка «На лесной полянке»


Автор. Как-то вместе собрались

На лесной поляне птицы:

И Снегирь, и Воробей,

Сорока, галка, две Синицы.

Овсяница:Чирк-чирк! Хулиганьё!

Ой, болит крыло моё!

Вы видали? Вы видали?

Как в меня снежком попали?

Автор. Причитает овсяница.

Овсяница. Ой ,бедная я птица!

Вот мальчишки, вот беда!

И не скрыться никуда!

Снег для них – одна забава,

А для нас погибель, право!

Синица 1:Что кричишь ты, Овсяница?

Автор. Говорит ей вдруг Синица.

Синица 1:Ведь снежок – то – ерунда!

Голод – страшная беда!

Снег покрыл кругом поля,

Вся белёшенька земля.

Чем кормиться, как нам жить?

Как нам, бедным птицам, быть?

Синица 2:Ох и трудно нам, сестрички.

Автор: Вторит ей ещё синичка.

Синица 2:Целый день порой летаем,

Чтобы крошечки найти.

Говорят, что погибают

Девять нас из десяти.

Автор: Галка, что едва жива,

Тоже вставила слова…

Галка: Я согласна, в такой холод

Главный враг наш – это голод!

Овсяница. Что, Воробышек, молчишь,

Крылья вниз, и сам дрожишь?

Воробей. Как же мне-то не дрожать,

Видно, скоро умирать,

Не нашёл я крошки хлеба,

Где сегодня только не был!

Синица 1:Подождите, не грустите,

Ведь зимою этой птицам

Корма будет очень много:

Крошки хлеба и пшеница…

Снегирь:А откуда этот слух?

Не сорока ль натрещала?

Ей давно никто не верит,

Прибаутку рассказала!

Сорока: Я трещала? Сочиняла?

Вот что я вчера узнала:

В школах дети не зевают,

Как помочь нам, точно знают.

И кормушки мастерят

Дружно, споро, вместе, в лад.

Синица 2:Их накроют прочной крышей,

Такой, что ветер не сорвёт,

И там, в удобной очень нише,

Зимою птица корм найдёт.

Автор: Птицам трудно выживать

В стужу и мороз,

Значит надо помогать

Им, друзья, всерьёз!

Зима пройдёт, и птичьи трели

Пробудят землю ото сна,

Сольются с звуками капели,

И к нам скорей придёт весна!


Учитель: Ребята, этих птиц зимой вы видели в наших краях?

Учитель : Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

Стук в дверь.- Вам пришло письмо.

. Ведущий (зачитывает): Спасите от смерти! На помощь!

- Кто послал её? (птицы)

Учитель: Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

Ученик: Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь!


Учитель: А вот какие птицы остались зимовать у нас, мы узнаем, отгадав загадки.

  1. Загадка: Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей) (показ слайда)

Ученик :Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека, потому что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо.


В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У тёмной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть…

Задорный, лихой воробьишка –

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как позёмка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!


Учитель: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на головке чёрная полоса – галстучек. Крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица) (показ слайда)


Ученик: Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удаётся подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Синица.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.


3. Загадка: Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На берёзе

Яблоки поспели.

- Что это за яблоки? (Снегири) (показ слайда)


Учитель: С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья чёрные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а тёмно-серая. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля.


Ученик:Мы зовёмся «снегири»!

Наши грудки – цвет зари!

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть полынь, рябина, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим.


Учитель: Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло её под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Посмотрите.


Сценка «Дятел и клёст»


Д: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?

К: да нет, дятел, это я радуюсь!

Д: Нашёл время радоваться…

К: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Д: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

К: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.


Учитель: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?

(потому что им есть что кушать)


Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клеста клювы – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.


И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны….А что мы должны? (подкармливать птиц)


- Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим. (видео сюжет )

Учитель: Кормушки могут быть в виде домиков с крышками и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Загадки о птицах.

1.Плотник острым долотом строит дом с одним окном. (дятел)

2. С хохолками прилетели И запели как свирели (свиристели)

3. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! (Синицы) 

4. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

5. Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

6. Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка - ... (воробей)

Учитель: Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжёлое время года.

Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несолёного сала найдётся у каждого из вас. Зная, как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь.


Игра. «Голоса птиц»

  • Кар-кар! (ворона)

  • Чик-чирик, чив-чив! (воробей)

  • Ча-ча-ча!(сорока)

  • Свири-свир! (свиристель)

  • Цок-цэк, цок-цэк! (клёст)

  • Рюм-рюм-рюм!(снегирь)

  • Синь-синь-синь!(синица)


Учитель: Ребята, давайте ещё раз назовём птиц,зимующих в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клёст, синица, сова)


- Какие птицы прилетают к нам с севера? (снегирь, свиристель)

- Как называется птичья столовая? (кормушка)

Я знаю, что многие ребята имеют во дворе кормушку для птиц и не оставляют пернатых без еды. Заботиться в зимний период необходимо о птицах, чтобы с приходом весны они радовали нас своим пением.

Ученик: Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: А сейчас, ребята, всем классом мы пойдём на улицу и пополним свежим кормом птичьи столовые в нашем школьном дворе.









Рассказы о зимующих птицах.

















Лепка зимующих птиц.



















Наши рисунки.






Полученные результаты:

Работа в рамках проекта получилась интересной, мы смогли найти информацию о зимующих птицах, о том, как им помочь пережить зиму. Рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, которые мы прочитали, были интересны для всех учащихся нашего класса. Отгадывали загадки, с удовольствие читали о них, рисовали и лепили птиц. Повесили в школьном саду кормушки, подкармливали птиц, наблюдали за посещением кормушек пернатыми друзьями. Проект позволил расширить кругозор обучающихся 3 класса о зимующих птицах.