СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Я. Брюсов: жизнь и творчество. Электронная презентация к уроку

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронная презентация о жизни и творчестве В.Я. Брюсова к уроку литературы в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«В.Я. Брюсов: жизнь и творчество. Электронная презентация к уроку»

Презентацию выполнила обучающаяся 11Б класса МБОУ Школы № 178 г.о. Самара Новрузова Хатын Учитель литературы Первова Т.П. Валерий Яковлевич Брюсов

Презентацию выполнила

обучающаяся 11Б класса

МБОУ Школы № 178 г.о. Самара

Новрузова Хатын

Учитель литературы Первова Т.П.

Валерий Яковлевич Брюсов

 Валерий Яковлевич Брюсов  (1 [13]  декабря 1873, Москва —9 октября 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный  критик и историк. Теоретик и один из основоположников русского символизма. Поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах — в частной гимназии; последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта; в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.

Валерий Яковлевич Брюсов  (1 [13]  декабря 1873, Москва —9 октября 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Теоретик и один из основоположников русского символизма. Поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах — в частной гимназии; последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта; в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.

В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.). В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».
  • В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»);
  • Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.).
  • В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».
Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши!», 1924)) он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли», используя опыт футуризма)
  • Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши!», 1924)) он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли», используя опыт футуризма)
В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»; представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.
  • В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»; представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.
Последние годы жизни. С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.  Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

Последние годы жизни.

  • С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором. Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.
Основные черты творчества Брюсова. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти

Основные черты творчества Брюсова.

  • В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти
“ Юному поэту” В. Брюсов  Юноша бледный со взором горящим,  Ныне даю я тебе три завета:  Первый прими: не живи настоящим,  Только грядущее — область поэта.  Помни второй: никому не сочувствуй,  Сам же себя полюби беспредельно.  Третий храни: поклоняйся искусству,  Только ему, безраздумно, бесцельно.  Юноша бледный со взором смущенным!  Если ты примешь моих три завета,  Молча паду я бойцом побежденным,  Зная, что в мире оставлю поэта.

Юному поэту” В. Брюсов

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

Содержание стихотворения.  В 1896 году написал Брюсов «Юному поэту». Анализ стихотворения говорит о том, что автор мечтал о новом поколении символистов, которые, невзирая ни на что, будут служить искусству. Валерий Яковлевич призывал молодых людей быть безжалостными к обществу, эгоистичными и иметь лишь одну цель в жизни – проявлять свой писательский талант. Символисты на первое место ставят духовное и презирают материальное, поэтому последователи этого течения должны быть лишены приземленности и отрицать свою связь с текущим временем.

Содержание стихотворения.

В 1896 году написал Брюсов «Юному поэту». Анализ стихотворения говорит о том, что автор мечтал о новом поколении символистов, которые, невзирая ни на что, будут служить искусству. Валерий Яковлевич призывал молодых людей быть безжалостными к обществу, эгоистичными и иметь лишь одну цель в жизни – проявлять свой писательский талант. Символисты на первое место ставят духовное и презирают материальное, поэтому последователи этого течения должны быть лишены приземленности и отрицать свою связь с текущим временем.

Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту”  Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту”

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

 Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.  Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.  Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность. Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить. Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется - взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.

В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения: Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».

Вывод.  Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

Вывод.

Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!