Актуализация знаний. Целеполагание | Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам. Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей. Навыки оценивания работы одноклассников. Самооценка. | 1.1.Повторение изученного на предыдущем уроке. - Из какого произведения взяты эти строки? - Что такое былина? - Чем отличаются сказки от былин? - На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былин. В чем она заключается? - Какому богатырю посвящена десятая часть всех былин? - Вспомните былины о нем. 1.2.Проверка домашнего задания. - Расскажите об образе богатыря Ильи Муромца по плану, подкрепляя свой рассказ цитатами из былины. По каким критериям будете оценивать ответы одноклассников? 2. Формулирование темы и целей урока. - О ком говорится в эпиграфе? - Определим тему нашего урока. - Какова тема урока? - Определим цели урока. 2.1. Подготовка к восприятию. - Богатыри – люди исключительные, они наделены такими качествами, которыми не обладает обычный человек. | 1.1. - Былина – старинный жанр устного народного творчества. Сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. - В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями. - Илье Муромцу - «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Три поездки Ильи Муромца». 1.2.Рассказывают подготовленные рассказы. План: Илья Муромец – любимый народный богатырь. Происхождение богатыря. Любовь к родине, стремление служить своему народу. Черты характера Ильи Муромца: сила и стойкость, мужество и самоотверженность, чувство собственного достоинства. Рассказ должен соответствовать плану и подтверждаться цитатами из былины. Оценивают ответы одноклассников. - Узнаем, почему так называется былина? - Кто такой Святогор? - Какой подвиг ещё мог совершить Илья Муромец. |
II Изучение нового | Умение строить логическую цепь рассуждений. Навыки делового партнерского общения. Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей. Извлекать необходимую информацию из заданий учебника | 2.2. Чтение 1-ой части (подготовленный ученик). - Значение каких слов вы не сможете объяснить сами? - Подтвердите, что Святогор наделен волшебными размерами? - И наделен волшебной силой. - Прочитайте группу вопросов, которые вам предлагают авторы учебника на с.52. - Постарайтесь ответить на них. 2.3. Работа над второй частью (читает учитель). - Значение каких слов были непонятны в этой части? - О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)? - Какого богатыря (земного или неземного происхождения ) не может удержать земля? - Прочитайте группу вопросов Поработайте в парах, ответьте на них. - Подтвердите словами былины. | Зычный (объяснение на стр. внизу). Шелепуга (словарь устойчивых выражений с.50). Читают 4-6 строки. Читают 8-13 строки. Читают вопросы на с.52. - Скоморох - Погонялка (плеть). - Читают объяснение на с.50-51. - Богатыря – гиганта, богатыря подземного происхождения. - Помог Святогору богатырский конь. Он тоже из другого мира , потому что обычному коню было бы не под силу носить такого богатыря и у него серебряная уздечка и золотая подпруга. - Читают 1-4 строк на с.50-51. |
III Закрепление | . . | 3. Работа с иллюстрацией учебника с.50-52. - художника Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Святогор». - Проведем исследование по иллюстрации и узнаем одинакового ли происхождения богатыри? Как художник отразил то, что богатыри – разного происхождения: один обладает человеческой природой, другой – волшебной? 3.1. Самостоятельная работа по группам. - Работу будем выполнять в мини группах. - Какими помощниками вы сможете воспользоваться для того, чтобы доказать свой ответ. - По скольким критериям будем оценивать работу группы? 1 группа: Определите, кто из богатырей – Илья Муромец, а кто – Святогор? Определите возраст богатырей. 2 группа: Постарайтесь доказать, что Илья Муромец обладает человеческой природой? . 3 группа: Кто же обладает волшебной природой? Какая гора является прародителем Святогора? (используйте знания, полученные на уроке во время чтения былины). 1-2 группа: Как художник подчеркивает необычное происхождение Святогора. (рассмотрите внимательно сказочного богатыря и обратите внимание на его рост, меч, щит) 3 группа: Рассмотрите внимательно коня Святогора. Это простой конь, или он столь же необычен, как и его седоу? 3.3. Организация работы в паре. - Как оценим правильность выполнения работы в парах. 3.4. Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2-3 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют). | - Ответить точно на поставленный вопрос исследования с докозательством. - Один. Полный ответ с доказательствами. - Илья взобрался на дерево, чтобы увидеть сказочного, обладающего волшебными размерами Святогора. - Муромец молодой сильный мужчина (широкие плечи, мощная фигура, густая борода). - Святогор - старец: он сгорбился в седле то ли от тяжести ларца, который везет, то ли от старости; брови седые, волосы седые длинные, борода до пояса. - Из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» знаем, что Илья родом из села Карачарово; князю Владимиру он представляется как «крестьянский сын». - Святогор; его волшебное происхождение зашифровано в самом имени: Святогор – «святая гора». Арарат. - Огромный, выше деревьев, плечи и голова скрываются в облаках. Он похож на гору, которая возвышается над всем окружающим пейзажем с деревьями и холмами. Даже птица летает ниже этой «горы». Необычайных размеров меч (он скрыт облаками) и огромный щит с изображением тотемного животного – прародителя и охранителя. Мощь Святогора подчеркивают и облака, клубящиеся за его спиной, подобно грозному войску или гигантскому воинскому плащу. - Конь Святогора необыкновенный, волшебный: он громадного размера, самые высокие деревья не достают его шеи. оценивание работы в группах по шкале правильности. |