СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.К.Павленко Литературное чтение Былина «Илья Муромец и Святогор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературного чтения»

 

Задачи урока:

 

  1. Научить составлять характеристику былинных героев, пользуясь текстом;
  2. Продолжить знакомство с былиной и былинными героями
  3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
  4. Развивать навыки выразительного чтения.
  5. Воспитывать чувство патриотизма.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные: научатся объяснять понятие «герой былины» через анализ  текста; называть основных героев русских былин; получат возможность научиться анализировать подробности картин и средства передачи их смысла.

 

 

Коммуникативные: участвуют в диалогах в группе при обсуждении произведений искусства .

Регулитивные

 

Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .

 

Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

 

Познавательные

Общеучебные действия: работают с дидактическими иллюстрациями в учебнике.

 

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

 

Личностные: проявляют интерес к содержанию и форме художественных произведений.

 

Средства обучения: учебник, хрестоматия.

 

Тип урока: закрепление полученных знаний.

 

Основные понятия: решение, вычисление, ответ.

Просмотр содержимого документа
«В.К.Павленко Литературное чтение Былина «Илья Муромец и Святогор»»

Литературное чтение


Класс

4 класс

Автор

В.К.Павленко Литературное чтение

Тема урока

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Тип урока

Изучение нового материала


Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературного чтения»


Задачи урока:


  1. Научить составлять характеристику былинных героев, пользуясь текстом;

  2. Продолжить знакомство с былиной и былинными героями

  3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

  4. Развивать навыки выразительного чтения.

  5. Воспитывать чувство патриотизма.


Планируемые результаты:


Предметные: научатся объяснять понятие «герой былины» через анализ текста; называть основных героев русских былин; получат возможность научиться анализировать подробности картин и средства передачи их смысла.



Коммуникативные: участвуют в диалогах в группе при обсуждении произведений искусства .

Регулитивные


Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .


Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.


Познавательные

Общеучебные действия: работают с дидактическими иллюстрациями в учебнике.


Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.


Личностные: проявляют интерес к содержанию и форме художественных произведений.


Средства обучения: учебник, хрестоматия.


Тип урока: закрепление полученных знаний.


Основные понятия: решение, вычисление, ответ.



Ход урока.


Этапы урока.

Формируемые

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент


Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

- Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.


А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!






Читают текст со слайда.

Актуализация знаний. Целеполагание



Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.












Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.








Навыки оценивания работы одноклассников.

Самооценка.


1.1.Повторение изученного на предыдущем уроке.

- Из какого произведения взяты эти строки?


- Что такое былина?





- Чем отличаются сказки от былин?




- На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былин. В чем она заключается?


- Какому богатырю посвящена десятая часть всех былин?


- Вспомните былины о нем.





1.2.Проверка домашнего задания.

- Расскажите об образе богатыря Ильи Муромца по плану, подкрепляя свой рассказ цитатами из былины.









По каким критериям будете оценивать ответы одноклассников?




2. Формулирование темы и целей урока.

- О ком говорится в эпиграфе?

- Определим тему нашего урока.

- Какова тема урока?

- Определим цели урока.






2.1. Подготовка к восприятию.

- Богатыри – люди исключительные, они наделены такими качествами, которыми не обладает обычный человек.

1.1.





- Былина – старинный жанр устного народного творчества. Сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.


- В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями.






- Илье Муромцу



- «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Три поездки Ильи Муромца».


1.2.Рассказывают подготовленные рассказы.

План:

  1. Илья Муромец – любимый народный богатырь.

  2. Происхождение богатыря.

  3. Любовь к родине, стремление служить своему народу.

  4. Черты характера Ильи Муромца: сила и стойкость, мужество и самоотверженность, чувство собственного достоинства.


Рассказ должен соответствовать плану и подтверждаться цитатами из былины.

Оценивают ответы одноклассников.









- Узнаем, почему так называется былина?

- Кто такой Святогор?

- Какой подвиг ещё мог совершить Илья Муромец.

II Изучение нового

Умение строить логическую цепь рассуждений.


Навыки делового партнерского общения.

Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.


Извлекать необходимую информацию из заданий учебника

2.2. Чтение 1-ой части (подготовленный ученик).

- Значение каких слов вы не сможете объяснить сами?



- Подтвердите, что Святогор наделен волшебными размерами?


- И наделен волшебной силой.



- Прочитайте группу вопросов, которые вам предлагают авторы учебника на с.52.


- Постарайтесь ответить на них.


2.3. Работа над второй частью (читает учитель).

- Значение каких слов были непонятны в этой части?



- О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?



- Какого богатыря (земного или неземного происхождения ) не может удержать земля?


- Прочитайте группу вопросов Поработайте в парах, ответьте на них.





- Подтвердите словами былины.




Зычный (объяснение на стр. внизу).

Шелепуга (словарь устойчивых выражений с.50).


Читают 4-6 строки.



Читают 8-13 строки.



Читают вопросы на с.52.








- Скоморох

- Погонялка (плеть).







- Читают объяснение на с.50-51.




- Богатыря – гиганта, богатыря подземного происхождения.



- Помог Святогору богатырский конь. Он тоже из другого мира , потому что обычному коню было бы не под силу носить такого богатыря и у него серебряная уздечка и золотая подпруга.


- Читают 1-4 строк на с.50-51.



III Закрепление


.


.

3. Работа с иллюстрацией учебника с.50-52.

- художника Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Святогор».

- Проведем исследование по иллюстрации и узнаем

одинакового ли происхождения богатыри? Как художник отразил то, что богатыри – разного происхождения: один обладает человеческой природой, другой – волшебной?


3.1. Самостоятельная работа по группам.

- Работу будем выполнять в мини группах.

- Какими помощниками вы сможете воспользоваться для того, чтобы доказать свой ответ.

- По скольким критериям будем оценивать работу группы?





1 группа:

Определите, кто из богатырей – Илья Муромец, а кто – Святогор?

Определите возраст богатырей.












2 группа:

Постарайтесь доказать, что Илья Муромец обладает человеческой природой? .





3 группа:

Кто же обладает волшебной природой?

Какая гора является прародителем Святогора?

(используйте знания, полученные на уроке во время чтения былины).


1-2 группа:

Как художник подчеркивает необычное происхождение Святогора. (рассмотрите внимательно сказочного богатыря и обратите внимание на его рост, меч, щит)











3 группа:

Рассмотрите внимательно коня Святогора. Это простой конь, или он столь же необычен, как и его седоу?






3.3. Организация работы в паре.

- Как оценим правильность выполнения работы в парах.


3.4. Проверка выполнения задания.

(заслушиваются 2-3 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют).

























- Ответить точно на поставленный вопрос исследования с докозательством.


- Один. Полный ответ с доказательствами.





- Илья взобрался на дерево, чтобы увидеть сказочного, обладающего волшебными размерами Святогора.

- Муромец молодой сильный мужчина (широкие плечи, мощная фигура, густая борода).

- Святогор - старец: он сгорбился в седле то ли от тяжести ларца, который везет, то ли от старости; брови седые, волосы седые длинные, борода до пояса.




- Из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» знаем, что Илья родом из села Карачарово; князю Владимиру он представляется как «крестьянский сын».



- Святогор; его волшебное происхождение зашифровано в самом имени: Святогор – «святая гора». Арарат.





- Огромный, выше деревьев, плечи и голова скрываются в облаках. Он похож на гору, которая возвышается над всем окружающим пейзажем с деревьями и холмами. Даже птица летает ниже этой «горы». Необычайных размеров меч (он скрыт облаками) и огромный щит с изображением тотемного животного – прародителя и охранителя.

Мощь Святогора подчеркивают и облака, клубящиеся за его спиной, подобно грозному войску или гигантскому воинскому плащу.




- Конь Святогора необыкновенный, волшебный: он громадного размера, самые высокие деревья не достают его шеи.









оценивание работы в группах по шкале правильности.

Итог урока.

Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

1. Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке.

- Какие цели ставили вначале урока?

- Как добивались этих целей?

- Положите перед собой «лист самооценки».

- Оцените свою деятельность.


1.Оценивание и рефлексия своей деятельности.