СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская ценностей для обучающихся 9 класса по созданию условий для формирования ценности уникальности каждого человека.

Просмотр содержимого документа
««В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»







Конспект психологического занятия с элементами тренинга.



Тема:

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»

(ценность индивидуальности человека)




9 класс.




Педагог - психолог: Зубкова Наталья Федоровна.



  1. Введение

- Я рада видеть вас, мы продолжаем наши занятия и как всегда нас ждут удивительные открытия, игры, творческие задания.

Психолог показывает игрушку в форме солнца,

  • Что это?

Слово «солнце», записывается на доске и предлагается обучающимся собрать круг ассоциаций, которые с ним связаны у каждого. Ассоциативный круг может быть самым широким и разнообразным: слова, словосочетания, поэтические и художественные образы и т. д

Затем появляется вторая игрушка, похожая по форме, но отличающаяся по цвету.

  • Теперь у нас 2 солнца, чем они похожи, а чем отличаются?

Упражнение «Закончи предложение» - И мы с вами чем – то похожи и чем – то отличаемся друг от друга. И поэтому я предлагаю вам подумать над этим и продолжить предложение, держа желтое солнце вы произносите и продолжаете предложение «Я как все…», а поднимая в другой руке красное солнышко вы произносите и продолжаете предложение «Я не как все…»

3. Арт – терапия.

- А каким вы представляете себе солнце? Постарайтесь отразить этот образ на бумаге. Наполните свое солнце настроением, постарайтесь наделить свое солнце характером, можно обратиться за помощью к соседу или психологу.

  1. Выставка рисунков под названием «В каждом человеке солнце».

Каждый находит на выставке место сво­ему рисунку.

      • Что вы сейчас рисовали?

      • Одинаковым ли было задание для всех?

      • А почему же рисунки у всех получились такими разными?

      • Посмотрите, мы рисовали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по -разному смотрим на мир и в нем отражаемся.

- Можно ли сказать, что в каждом человеке есть солнце?

Вывешивается на доске первая половина высказывания Сократа «В каждом человеке солнце… - это название выставки и тема занятия.

      • Возьмите по одному фломастеру и подберите эпитеты или названия для каждого рисунка. Ваши надписи выражают ваш выбор и объясняют его. Напишите их прямо на рисунках внизу справа.

Все ходят по выставке, рассматривают рисунки и дают им названия.

Затем психолог читает названия «картин»:

  • Что вас на выставке удивило?

  • Какое солнце сегодня соответствует вашему настроению.

  1. Чтение стихотворения Е. Евтушенко

- Я прочту стихотворение Е. Евтушенко,

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самою незаметностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой..

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

- Перечитайте стихотворение и подчеркните понравившуюся строчку.

6. Работа в группах

Каждый выбирает строчку и записывает ее на лис­точке.

  • сейчас вам надо встать и найти себе партнеров по работе, у которых на листочках совпадают строки (все участники рассаживаются по груп­пам и приступают к обсуждению вопросов)

Почему вы выбрали такие строчки из стихотво­рения?

Каково ваше отношение к мысли Сократа «В каж­дом человеке солнце, только дайте ему светить»?

  • Как вы можете интерпретировать эту мысль с по­зиции своего жизненного опыта?

  • Теперь вы знаете, что у высказывания Сократа «В каждом человеке солнце…есть продолжение …только дайте ему светить. Так что же необходимо человеку, чтобы проявить свою индивидуальность?

  • А если эта индивидуальность направлена во вред обществу, надо ли ей дать возможность проявиться? (непунктуальность д.)

7. Упражнение «Мой свет».

-. Напишите на листочке все, что вы согрева­ет своим «светом», к чему и кому обращено тепло вашей души.

Листочки без подписей собираются и зачитываются психологом.

(каждый может найти «свой свет», стоит только поис­кать его в себе. В случае затруднения можно спросить у друзей или психолога)

8. «Солнечная методика жизни».

- Сейчас мы составим с вами «Солнечную методику жизни», а для этого необходимо, чтобы каждый из вас подумал и записал продолжение предложения «В каждом человеке солнце, только...» (каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы.

В итоге собирается на доске «солнечная методика».

«СОЛНЕЧНАЯ» МЕТОДИКА ЖИЗНИ»

Удивительно, что может сделать

один луч солнца с душой человека!

Ф. М. Достоевский

В каждом человеке солнце, только...

Упражнение «Кто это может быть!»

  • Встали в 2 круга – внешний и внутренний, образуются пары.

  • Надо посмотреть друг другу в глаза, подумать о том, кто перед тобой. Мои слова и хорошая музыка помогут вам.

1 пара. Посмотри на человека, стоящего перед тобой. Пос­мотри ему в глаза, постарайся понять, что у него в душе сейчас? Ему светло, спокойно? Или что-то тревожит? Он напряжен? Отчего? Чего он боит­ся? Посмотри ему в глаза. О чем они говорят тебе? От чего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Что мог бы подарить ему ты? Определитесь, сделайте выбор. Покажите свой выбор. Сделайте то, что вы выбрали. Спасибо. Вы сейчас расстанетесь, не говорите друг дру­гу ничего — все уже сказано.

Внешний круг - делают шаг вправо, и — встречаются новые пары.

2 пара. Побудьте наедине друг с другом. Поглядите друг дру­гу в глаза, почувствуйте, что друг у друга на душе. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Бывает ли ему больно, когда он остается один? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Как он отвечает, если встретит понимание и тепло? Что подаришь ему ты?

Участники определились, показали свой выбор, выразили чувства. Новый переход.

3 пара: Взгляни на этого человека. Это же настоящий ребенок! Большой ребенок, иногда капризный, он любит ласку и тепло. Иногда ему бывает тоскливо, хочется плакать, но он знает, что этого делать уже нельзя... Чем бы вы могли согреть его? Ваш выбор!

Новая встреча.

4 пара. Перед тобой стоит удивительный человек! Такого больше нет на свете — и никогда не будет. Его душа целый мир, удивительный и прекрасный. Он еще не знает, поймут ли его, поэтому остается в этом мире одиноким. Одиноким он встречает рассвет, один идет по улице. Как трудно быть одному! Его одиночество кончится только тогда, когда его душа встретится с другой. Когда же кончится его одиночество? Сделай свой выбор!

В эти минуты чувство одиночества исчезает почти у всех. Новый переход.

5 пара. Человек, стоящий перед тобой, далек от тебя. Наверное, ты не чувствуешь его, не знаешь, хочешь ли быть с ним ближе. Но подай ему свои руки. Почувствуйте руки друг друга. Руки теплые, живые. Как приятно этим рукам быть вместе. Сейчас медленно ваши руки начнут расставаться... Они еще вместе, вас соединяют только пальцы, концы пальцев — они дрожат и не хотят расставаться... Вы расстались. Вы удалились друг от друга. Что вы чувствуете? Что вы хотите чувствовать?

Подобная провокация не вызывает неприятных ощу­щений, и ей мало кто сопротивляется.

6 пара. Представьте, что когда-то давно, может быть, в детстве, вы знали этого человека, были очень близки. Представьте, что весь его облик привычен для вас, слов­но родной. Иногда между вами были обиды и непонима­ние, порой вы серьезно ссорились, но вас не покидало ощущение душевной близости. Однако жизнь разлучи­ла вас, вы расстались и не виделись много лет. Вы поч­ти забыли друг друга. Однажды вы шли по улице, у вас не было никаких предчувствий — и вдруг вдалеке по­казался знакомый силуэт... Кто это? Неужели... Вы за­медлили шаг, боитесь ошибиться. А вдруг это не он? Но это не ошибка! Вы подходите друг к другу ближе, вы смотрите друг на друга... Как вы встретитесь после до­лгой разлуки?

Если удается передать настроение участникам игры, то все встречаются в объятиях. Затем прощание. И новая встреча.

7 пара. Перед вами человек. Он такой же, как и вы. Он так же, как и вы, хочет быть счастливым; так же быва­ет одинок. Ему бывает страшно, он часто ошибается, говорит и делает глупости, страдает от этого. Ему быва­ет трудно. Вы хотите обнять этого человека, быть бли­же к нему, но чей-то голос запрещает вам это делать. И так вы будете слушать тех, кто за вас определяет ваши поступки, и не решитесь сделать собственный выбор, сделать то, к чему стремится ваше сердце. Вы будете ждать разрешения. Время идет, а вы все стоите в одино­честве. Так проходит жизнь. Спасибо, прощайтесь. Но­вая встреча!

Если этот текст поддерживается светлой музы­кой, праздничный выбор делают практически все.

8 пара. Как здорово, что вы встретились. Ваши глаза све­тятся. На душе легко и празднично, она полна — так хочется поделиться счастьем! Хочется раскинуть руки, обнять каждого! Сделай свой праздничный выбор!

9. Упражнение «Мое солнце…»

- А сейчас снимите свое солнышко с выставки. На обратной стороне рисунка запишите слово солнышко и свое имя. Например, «Солнышко Степа». Мы будем передавать лист соседу справа. К вам постепенно будут приходить рисунки всех ребят. На листочке запишите, пожалуйста, что, по вашему мнению, дарит человек - солнышко с этим именем.

Когда работа закончена, необходимо сесть в круг и подарить рисунок соседу справа, назвав его по имени и поблагодарив его за то что он есть на нашей планете и в нашей жизни

- Оля, спасибо, что ты есть! И т. д.

10. Рефлексивный этап занятия

проводится в кругу. Каждый имеет возможность высказаться и ответить на вопросы,

— Что в мастерской вам помогало, а что мешало открывать «свой свет»?

— В чем вы видите философский, ценностный смысл мастерской?

— Какой этап работы вам доставил радость и удо­вольствие?

— Что в работе мастерской и вашем участии в ней вас огорчило?

— Как открылся вам творческий потенциал мастер­ской и мысли Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»?









































Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самою незаметностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой..

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

Е. Евтушенко.












Цели:

  1. Через особый «ключ общения» (это слово-образ солнце) включить воображение обучающихся, соединить ассоциации, рисунок, слово и жизненный опыт в особый результат — ценностное отношение к индивидуальности человека, к его способности оставаться неповторимым среди других.

  2. Создать комфортные условия для творчества и встречи с другим человеком, его особенным, индиви­дуальным взглядом на жизнь.




Оборудование:


Открытка к «Дню Святого Валентина», хрустальная чаша, свеча красного или розового цвета, бумага, сердечки (по 4 на каждого обучающегося), две коробочки с надписями «да» и «нет», плакат «Кувшин Эмоций» (4, с.183), таблички со словами «Да», «Нет», «Может быть», запись песен: Ю. Савичева «Если в сердце живет любовь», Андрей Данилко «Мне так нужна любовь твоя».