План-конспект
открытого занятия «Дружеское чаепитие»
Открытое воспитательное занятие 7 класса для детей с ОВЗ
Тема: Дружеское чаепитие
Цель: формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; формирование навыков конструктивного общения со сверстниками.
Задачи:
Формировать представление о своём эмоциональном состоянии и эмоциональном состоянии окружающих.
Создание неформальных связей и межличностных симпатий;
Помощь воспитанникам в выборе комфортного положения в коллективе;
Формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
Развивать творческие способности, воображение;
Налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание помогать другим людям.
Оборудование: карточки с заданиями, альбомные листы, цветные карандаши, кружки из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые), коробка, телевизор, ноутбук.
Ход занятия.
Организация учащихся:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (воспитанники встают, здороваются с воспитателем и гостями). (Слайд 1)
Сегодня мы проводит открытое занятие и к нам на огонек зашли гости, поприветствуем их! Темой нашего сегодняшнего занятия будет… А в прочем вы сами можете назвать тему занятия. Для этого возьмите листки бумаги, которые лежат у вас на столе. На листах вы видите два зашифрованных слова. Что бы прочесть их, вам надо убрать все буквы «Ф», «Щ» и «Х».
«ФДРЩУХЖФЕЩСКХОЕ ЩЧАЕФПХИЩТХИФЕ» (слайд 2)
(Воспитанники на своих листах выполняют задание и сообщают тему занятия.)
«Дружеский светофор» (Слайд 3)
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием и узнали тему нашего занятия – «Дружеское чаепитие». Для начала мы поставим готовиться чай! А пока он готовиться я предлагаю Вам поговорить, поиграть, пообщаться друг с другом.
Подумайте и ответьте на вопрос: Кого бы вы из нашего класса, пригласили бы к себе на чаепитие? У Вас на столе лежат разноцветные кружки. (на доске также висят три круга – красный, желтый и зеленый «светофор») на обороте данных кружков вы напишите имя того или иного одноклассника. На красном кружке пишите имя кого бы вы не хотели бы видеть у себя на чаепитие, на желтом – того кого хотели или не хотели бы пригласить, а на зеленом – кого точно бы хотели видеть у себя за чайным столом! Данное задание анонимное, так что не стесняйтесь. Не забывайте, что некоторых ребят сейчас, по разным причинам, нет в нашем классе, их тоже, непременно, надо упомянуть.
(воспитанники пишут имена на цветных кружках и кидают их в коробку).
«Идеальный друг» (Слайд 4)
Воспитатель: Молодцы! Позже мы посмотрим, кто же их вас самый популярный и кого многие хотели бы видеть у себя в гостях!
А теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос – А много ли у Вас друзей? (воспитанники отвечают на вопрос)
А каким должен быть Идеальный друг на ваш взгляд? Для того что бы ответить на этот вопрос я предлагаю взять табличку, которая лежит у вас на столе.
В данной табличке указаны как положительные, так и отрицательные качества человека. Попрошу Вас отметить те качества, которые вы бы хотели видеть в своем друге. Не забывайте, что идеальных людей не бывает, следовательно, в вашем «Идеальном друге» отрицательных качеств должно быть столько же сколько и положительных. Отметьте по два самых, на ваш взгляд, необходимых качеств идеального друга.
(Воспитанники работают с табличками).
Воспитатель: А теперь я попрошу вас озвучить портрет вашего идеального друга и пояснить, почему у него должны быть те или иные качества как положительные так и отрицательные. (воспитанники озвучивают и раскрывают свой выбор тех или иных качеств идеального друга).
Не хотите ли вы посмотреть, как, приблизительно, выглядел бы ваш идеальный друг? (через поисковик находил шуточное изображение человека с тем набором качеств, которые указали воспитанники в своей карточке).
Все ли довольны выбором своего идеального друга? (воспитанники комментируют свой выбор после просмотра приблизительного портрета друга).
Молодцы! Надеюсь Вам понравился портрет вашего идеального друга!
«Зеркало и обезьяна» (Слайд 5)
А теперь я хочу вам предложить немного размяться и поиграть в игру, которая называется «Обезьяна и зеркало». Правила данной игры очень простые. (разъясняются правила выполнения данного упражнения)
Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Воспитанники разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Один из воспитанников – «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, где отражаются все движения обезьяны. Через некоторое время воспитанники меняются ролями. Это упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить упражнение с остальными участниками группы. Анализ упражнения:
Какая роль тебе далась легче, «обезьяны» или зеркала?
А какая – понравилась больше?
Легко или сложно было повторять движения зеркала?
Что ты при этом чувствовал?
После обсуждения проводится небольшая беседа о том, как важно уметь внимательно относиться к тому, с кем мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
«Конфликт» (Слайд 6)
Воспитатель: К сожалению, в нашем коллективе, не обходиться и без конфликтов. Ответьте мне пожалуйста, что такое конфликт, на ваш взгляд, как для вас выглядит конфликт? (Воспитанники отвечают на вопрос:: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.) КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор.
Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе посмотреть мультфильм. Он называется «Конфликт». (на экране телевизора демонстрируется мультфильм).
После просмотре фильма воспитанники отвечают на вопросы:
С чего начинается конфликт?
Какие последствия может повлечь за собой небольшой конфликт?
Можно ли было избежать конфликта?
Воспитатель: Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы справились с предложенными ситуациями. Не забывайте, мы стараемся избежать конфликтной ситуации!
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? (Читает воспитатель)
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Воспитанники- Сделаю ему замечание.
2. Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
- У меня правильный ответ! – сказал Петя
-Нет! Правильный ответ у меня, ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника. Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
3. У Саши во вторник дежурство по столовой, но ему хочется быстрее вымыть посуду и пойти играть в футбол. Он решил, что Катя обязана помочь ему в уборке. Катя отказалась, и Саша разозлился и ударил девочку.
(Саша мог вежливо попросить Катю помочь ему)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я не сомневалась в том, что вы сможете избежать конфликтов в предложенных ситуациях.
«Рисунок вдвоем» (Слайд 7)
А теперь я хочу вам предложить продемонстрировать свои таланты как в изобразительном искусстве, так и в умении работать сообща.
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Воспитанники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. На доске висит образец (веселый цветок в горшке). Необходимо взять один карандаш вдвоем и так, чтобы оба партнера держа его, нарисовать рисунок, а потом раскрасили его.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу
Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Воспитатель: Какие прекрасные получились цветы! Никогда не сомневалась в ваших талантах!
«Комплемент» (Слайд 8)
Далее хочу предложить вам выполнить упражнение «Комплемент»
Упражнение «Комплимент»
Воспитатель просит воспитанников по очереди сказать комплимент (вербальное «поглаживание») соседу однокласснику, соседу по парте: что цените, что нравится, что симпатично, обращаясь по имени. Затем участники дают обратную связь: было ли им приятно услышать сказанное в их адрес.
Подводим итоги «Дружеского светофора»
Воспитатель: Мы совсем забыли про наше чаепитие. Давайте же посмотрим, кто из вас самый желанный гость? (подсчитываем количество кружков с именами каждого воспитанника).
Ребята, скажите, после проведенного занятия, никто бы не хотел изменить свое мнение, пригласить или не пригласить того или иного одноклассника к себе на чаепитие? (выслушивается мнение воспитанников, если есть желающие, то меняются результаты подсчетов цветных кружков).
Итог:
Я надеюсь, что сегодняшнее занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Хотелось бы дать Вам несколько советов (Слайд 9):
Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
Уважайте мнения других людей.
Принимайте других такими, какие они есть, со всеми их недостатками.
Умете прощать обиды.
Относитесь к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
Научитесь признавать ошибки и уметь извиняться за них.
Научитесь сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
В споре быть сдержанными и тактичными.
Старайтесь помочь человеку, если видите, что он находится в сложной ситуации.
А сейчас ответьте мне на вопрос: “Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?”.
1.Интересно,полезно.
2.Сложно,не интересно.
3.Бесполезно,безразлично.
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Все сегодня были просто молодцы! Всем спасибо за активное участие!
7