СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности погружает учащихся в увлекательный мир фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«В мире фразеологизмов»


Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности


Предмет

Русский язык

Класс – 7-8

Тема

В мире фразеологизмов

Цель

Создание условия для формирования умения находить в тексте фразеологизмы, определять их значение, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи через организацию игровой деятельности, самостоятельной работы.

Задачи

Образовательные: повторить понятие фразеологизмы и их признаки,

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: знать определение фразеологизмов и их признаки

Уметь: уметь находить фразеологизмы, определять лексическое значение, употреблять в устной и письменной речи фразеологизмы.


Регулятивные УУД: формулировать тему, цель занятия, определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Ценностное отношение к умению находить фразеологизмы, употреблять в устной и письменной речи. Осознание значимости данного умения. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе.












Этапы

Содержание

Организационный

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. Начинаем наше занятие. Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счете, вас ждёт успех!


Целеполагание.


- Ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии? (о фразеологизмах) Сформулируйте цель занятия.

Актуализация знаний.

- Назовите фразеологизмы, встретившиеся во вступительном слове. Как вы определите, что это фразеологизмы?

Составьте кластер «Фразеологизмы и их признаки»









Практические занятия.

- Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.

Задание «В двух словах»

Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл.

1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко)

2. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает. Как можно назвать дядю Мишу? (мастер на все руки)

3. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят шутя в таком случае? (легок на помине)

4. Наш вожатый говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко? (слов на ветер не бросает)

5. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? ( вышел сухим из воды)

Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (выведем на чистую воду)


Физкультминутка

Ребята, я вижу, что вы немного устали.


Закрепление

Задание «Задача» (работа в группе)

Впишите в клетки слова, наиболее точно выражающие смысл приведенных ниже фразеологизмов, и в вертикальной строке (26) должно получиться название такого рода выражений.



а

с

26ф

р

а

н

т

и

т

ь

с

я

е

п

р

е

м

е

н

н

о

п

р

а

ш

и

в

а

т

ь

л

и

з

к

о

п

л

е

т

н

и

ч

а

т

ь

я

д

о

м

о

г

л

а

с

и

т

ь

с

я

п

л

о

т

н

у

ю

н

о

г

д

а

10н

а

ч

и

н

а

т

ь

с

я

11м

о

л

ч

а

т

ь

12с

т

р

е

м

и

т

е

л

ь

н

о

13п

о

в

с

ю

д

у

14п

л

а

к

а

т

ь

15ч

а

с

о

в

щ

и

к

16у

п

р

е

к

н

у

т

ь



17в

д

о

26в

о

л

ь

18з

а

б

ы

л

19у

с

е

р

д

н

о

20н

а

л

а

ж

и

в

а

т

ь

с

я

21д

р

у

ж

н

о

22и

з

в

е

с

т

и

т

ь

23е

д

и

н

о

д

у

ш

н

о

24в

ы

ж

и

т

ь

25п

е

р

е

п

и

с

ы

в

а

т

ь

с

я



1. разодеться в пух и прах. 2. Во что бы то ни стало. 3. Задавать вопрос. 4. Рукой подать. 5. Перемывать косточки. 6. Бок о бок. 7. Дать согласие. 8. Лицом к лицу. 9. Время от времени. 10. Брать начало. 11. Хранить молчание. 12. На всех парах. 13. И там и сям. 14. Лить слезы. 15. Часовых дел мастер. 16. Бросить упрек.

17. сколько душе угодно. 18. Вылетело из головы. 19. Не покладая рук. 20. Идти на лад. 21. Как по команде. 22 подать весть. 23. В один голос. 24. Остаться в живых. 25. Вести переписку.


Самостоятельная работа

Найдите в рассказе и выпишите все фразеологизмы.

Кашу маслом не испортишь

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама. А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит.

- Как об стенку горохом, - говорит бабушка.

Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню.

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла7

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

Ответы:

  1. Кашу маслом не испортишь.

  2. Как об стенку горохом.

  3. Хоть кол на голове теши.

  4. Сказано – сделано.

  5. Не видать как своих ушей.

  6. Всему своё время.

  7. Ему про Ерёму, а он про Фому.

  8. Как с Луны свалился.

  9. Русским языком сказано.

  10. Воду в ступе толочь.



Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Что вы делали сегодня на занятии?

Рефлексия

Используя фразеологизмы, охарактеризуйте вашу  работу сегодня. (Шевелить мозгами, краем уха, хлопать ушами и др.)


Домашнее задание

Составьте лото «Фразеологизмы»