Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Агрыз Агрызского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ Михайлова Ю.Э.. Протокол №1 от «______»____________________20____г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ Тимуршина Р.А. от «___»________________________20____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ Азиятуллина Р.Н. Приказ №_______ от «___»______20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«В мире художественной литературы»
для 7б класса
Составитель: Новикова З.М., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 31 августа 2024 г.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой недостаточного чтения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.
Факультативные курсы по литературе в общеобразовательных учебных заведениях должны быть направлены на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.
Принципы внеклассной работы по литературе те же, которыми руководствуется учитель в течение урока, однако необходимо учитывать особенность проведения внеурочных мероприятий, а именно: добровольность, повышенный интерес учащихся к предмету, а также самостоятельность учащихся.
Темы факультативного курса занятий подобраны в соответствии с программой по литературе для 7 класса и с учетом возрастных особенностей учащихся и являются дополнением к основному курсу литературы. Особенности содержания факультативного курса по литературе заключаются в его избирательном характере, занимательности.
Кроме того, в факультативный курс по возможности должны быть включены произведения агрызских писателей и поэтов, изучение творчества которых приобщает учащихся к культуре родного края.
Программа будет реализована в течение одного учебного года, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)
Цели факультативного курса:
1) формирование у учащихся интереса к чтению;
2) развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
Задачи:
1) знакомить с произведениями классической и современной детской и юношеской литературы;
2) побуждать детей к самостоятельному чтению;
3) создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах;
4) формировать умения формулировать и высказывать свою точку зрения.
Проверка результатов работы учащихся проводится в течение занятия, в ходе выполнения творческих заданий, в процессе участия в литературных конкурсах, играх, викторинах.
I.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса «В мире художественной литературы» являются:
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении;
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
овладение выразительным чтением;
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «В мире художественной литературы» являются:
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
пользоваться словарями, справочниками, другими источниками информации;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
работать в парах и группах, участвовать в литературно-музыкальных композициях, проектной деятельности, литературных играх;
определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе об изучаемом поэтическом произведении, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в обществе;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «В мире художественной литературы» являются:
осознанно воспринимать и понимать текст поэтических произведений;
выразительно читать поэтические произведения, соблюдая соответствующую интонацию;
составлять устные и письменные высказывания;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения.
II. Содержание курса
Тема 1. Русский фольклор. Былины. «Алеша Попович и Тугарин змей». 3 часа.
Тема 2. Древнерусская литература. «Хождение за три моря Афанасия Никитина». 1 час.
Тема 3. Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур». 2 часа.
Тема 4. Солдат как герой народной сказки. «Пѐтр Первый и находчивый солдат». 1 час.
Тема 5. Юмористическое и сатирическое творчество (Анекдот в творчестве А.П.Чехова. Сатирическое творчество Даниила Хармса). 2 часа.
Тема 6. Интермедиальность в литературе (связи с живописью и музыкой). 2 часа.
Тема 7. Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.В. Кольцова). 2 часа.
Тема 8. Поэты серебряного века. 4 часа.
Тема 9. Поэзия второй половины XX века. 2 часа.
Тема 10. Современная русская проза. 2 часа.
Тема 11. Литература о подростках. 8 часов.
Тема 12. Творчество В. Высоцкого. 1 час.
Тема 13. Поэзия периода Великой Отечественной войны (обзор, анализ произведений). 2 час.
Тема 14. Знакомство с творчеством агрызских писателей и поэтов. 2 часа.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | План. | Факт. |
1 | Русский фольклор. Общая характеристика. | 1 | 05.09 | |
2 | Русские былины. Циклы былин. | 1 | 12.09 | |
3 | Былина «Алеша Попович и Тугарин змей» | 1 | 19.09 | |
4 | Древнерусская литература. «Хождение за три моря Афанасия Никитина» | 1 | 26.09 | |
5 | Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур». | 1 | 03.10 | |
6 | Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур». | 1 | 10.10 | |
7 | Солдат как герой народной сказки. «Пѐтр Первый и находчивый солдат» | 1 | 17.10 | |
8 | Анекдот в творчестве А.П. Чехова. Сатирическое творчество Даниила Хармса. | 1 | 24.10 | |
9 | Анекдот в творчестве А.П. Чехова. Сатирическое творчество Даниила Хармса. | 1 | 07.11 | |
10 | Интермедиальность в литературе. Литература и живопись. | 1 | 14.11 | |
11 | Интермедиальность в литературе. Литература и музыка. | 1 | 21.11 | |
12 | Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.В. Кольцова). | 1 | 28.11 | |
13 | Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.В. Кольцова). | 1 | 05.12 | |
14 | Поэты серебряного века. К. Бальмонт. | 1 | 12.12 | |
15 | Поэты серебряного века. Н. Гумилев. | 1 | 19.12 | |
16 | Поэты серебряного века. В. Маяковский. | 1 | 26.12 | |
17 | Поэты серебряного века. М. Цветаева. | 1 | 09.01 | |
18 | Поэзия второй половины XX века. А. Кушнер. А. Тарковский. | 1 | 16.01 | |
19 | Поэзия второй половины XX века. Н. Рубцов. Ю. Кузнецов. | 1 | 23.01 | |
20 | Современная русская проза. Л.Петрушевская «Новые робинзоны» | 1 | 30.01 | |
21 | Современная русская проза. Проза Дины Сабитовой. | 1 | 06.02 | |
22 | Литература о подростках. Э. Шим «Ребята с нашего двора. | 1 | 13.02 | |
23 | Литература о подростках. Э. Шим «Ребята с нашего двора. | 1 | 20.02 | |
24 | А. Алексин «Третий в пятом ряду». | 1 | 27.02 | |
25 | А. Алексин «Третий в пятом ряду». | 1 | 06.03 | |
26 | В. Железников «Чучело». | 1 | 13.03 | |
27 | В. Железников «Чучело». | 1 | 20.03 | |
28 | Д.Уэбстер «Длинноногий дядюшка». | 1 | 03.04 | |
29 | Э.Портер «Полианна». | 1 | 10.04 | |
30 | Творчество В. Высоцкого | 1 | 17.04 | |
31 | Поэзия периода Великой Отечественной войны (обзор, анализ произведений) | 1 | 24.04 | |
32 | Поэзия периода Великой Отечественной войны (обзор, анализ произведений) | 1 | 08.05 | |
33 | Знакомство с творчеством агрызских писателей и поэтов. | 1 | 15.05 | |
34 | Знакомство с творчеством агрызских писателей и поэтов. | 1 | 22.05 | |