СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В мире художественной литературы" (курс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс направлен на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры и организации самостоятельного чтения.

Просмотр содержимого документа
«"В мире художественной литературы" (курс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Агрыз Агрызского муниципального района РТ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ

Михайлова Ю.Э..

Протокол №1

от «______»____________________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ

Тимуршина Р.А.

от «___»________________________20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ

Азиятуллина Р.Н.

Приказ №_______ от «___»______20____г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«В мире художественной литературы»

для 7б класса


Составитель: Новикова З.М., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории






Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 31 августа 2024 г.





2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой недостаточного чтения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.

Факультативные курсы по литературе в общеобразовательных учебных заведениях должны быть направлены на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.

Принципы внеклассной работы по литературе те же, которыми руководствуется учитель в течение урока, однако необходимо учитывать особенность проведения внеурочных мероприятий, а именно: добровольность, повышенный интерес учащихся к предмету, а также самостоятельность учащихся.

Темы факультативного курса занятий подобраны в соответствии с программой по литературе для 7 класса и с учетом возрастных особенностей учащихся и являются дополнением к основному курсу литературы. Особенности содержания факультативного курса по литературе заключаются в его избирательном характере, занимательности.

Кроме того, в факультативный курс по возможности должны быть включены произведения агрызских писателей и поэтов, изучение творчества которых приобщает учащихся к культуре родного края.

Программа будет реализована в течение одного учебного года, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)

Цели факультативного курса:

1) формирование у учащихся интереса к чтению;

2) развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

Задачи:

1) знакомить с произведениями классической и современной детской и юношеской литературы;

2) побуждать детей к самостоятельному чтению;

3) создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах;

4) формировать умения формулировать и высказывать свою точку зрения.


Проверка результатов работы учащихся проводится в течение занятия, в ходе выполнения творческих заданий, в процессе участия в литературных конкурсах, играх, викторинах.

I.Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения курса «В мире художественной литературы» являются:

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

 ориентация в системе моральных норм и ценностей;

 потребность в самовыражении через слово;

 устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении;

 создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

 совершенствование всех видов речевой деятельности;


овладение выразительным чтением;

 приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «В мире художественной литературы» являются:

Познавательные УУД:

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

 пользоваться словарями, справочниками, другими источниками информации;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи


Регулятивные УУД:

 самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

 работать в парах и группах, участвовать в литературно-музыкальных композициях, проектной деятельности, литературных играх;

 определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Коммуникативные УУД:

 участвовать в беседе об изучаемом поэтическом произведении, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;

 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

 соблюдать правила общения и поведения в обществе;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 владеть монологической и диалогической формами речи;


высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «В мире художественной литературы» являются:

 осознанно воспринимать и понимать текст поэтических произведений;

 выразительно читать поэтические произведения, соблюдая соответствующую интонацию;

 составлять устные и письменные высказывания;

 определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения.




II. Содержание курса

Тема 1. Русский фольклор. Былины. «Алеша Попович и Тугарин змей». 3 часа.

Тема 2. Древнерусская литература. «Хождение за три моря Афанасия Никитина». 1 час.

Тема 3. Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур». 2 часа.

Тема 4. Солдат как герой народной сказки. «Пѐтр Первый и находчивый солдат». 1 час.

Тема 5. Юмористическое и сатирическое творчество (Анекдот в творчестве А.П.Чехова. Сатирическое творчество Даниила Хармса). 2 часа.

Тема 6. Интермедиальность в литературе (связи с живописью и музыкой). 2 часа.

Тема 7. Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.В. Кольцова). 2 часа.

Тема 8. Поэты серебряного века. 4 часа.

Тема 9. Поэзия второй половины XX века. 2 часа.


Тема 10. Современная русская проза. 2 часа.

Тема 11. Литература о подростках. 8 часов.

Тема 12. Творчество В. Высоцкого. 1 час.

Тема 13. Поэзия периода Великой Отечественной войны (обзор, анализ произведений). 2 час.

Тема 14. Знакомство с творчеством агрызских писателей и поэтов. 2 часа.


III. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

План.

Факт.

1

Русский фольклор. Общая характеристика.

1

05.09


2

Русские былины. Циклы былин.

1

12.09


3

Былина «Алеша Попович и Тугарин змей»

1

19.09


4

Древнерусская литература. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

1

26.09


5

Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур».

1

03.10


6

Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур».

1

10.10


7

Солдат как герой народной сказки. «Пѐтр Первый и находчивый солдат»

1

17.10


8

Анекдот в творчестве А.П. Чехова. Сатирическое творчество Даниила Хармса.

1

24.10


9

Анекдот в творчестве А.П. Чехова. Сатирическое творчество Даниила Хармса.

1

07.11


10

Интермедиальность в литературе. Литература и живопись.

1

14.11


11

Интермедиальность в литературе. Литература и музыка.

1

21.11


12

Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.В. Кольцова).

1

28.11


13

Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.В. Кольцова).

1

05.12


14

Поэты серебряного века. К. Бальмонт.

1

12.12


15

Поэты серебряного века. Н. Гумилев.

1

19.12


16

Поэты серебряного века. В. Маяковский.

1

26.12


17

Поэты серебряного века. М. Цветаева.

1

09.01


18

Поэзия второй половины XX века. А. Кушнер. А. Тарковский.

1

16.01


19

Поэзия второй половины XX века. Н. Рубцов. Ю. Кузнецов.

1

23.01


20

Современная русская проза. Л.Петрушевская «Новые робинзоны»

1

30.01


21

Современная русская проза. Проза Дины Сабитовой.

1

06.02


22

Литература о подростках. Э. Шим «Ребята с нашего двора.

1

13.02


23

Литература о подростках. Э. Шим «Ребята с нашего двора.

1

20.02


24

А. Алексин «Третий в пятом ряду».

1

27.02


25

А. Алексин «Третий в пятом ряду».

1

06.03


26

В. Железников «Чучело».

1

13.03


27

В. Железников «Чучело».

1

20.03


28

Д.Уэбстер «Длинноногий дядюшка».

1

03.04


29

Э.Портер «Полианна».

1

10.04


30

Творчество В. Высоцкого

1

17.04


31

Поэзия периода Великой Отечественной войны (обзор, анализ произведений)

1

24.04


32

Поэзия периода Великой Отечественной войны (обзор, анализ произведений)

1

08.05


33

Знакомство с творчеством агрызских писателей и поэтов.

1

15.05


34

Знакомство с творчеством агрызских писателей и поэтов.

1

22.05