Конспект воспитательного события
1. Форма события: час общения
2. Тема события «В мире профессий»
3. Цель события: Расширить представление детей о многообразии мира профессий
4. Задачи события:
1. Познакомить с понятием «профессия», обобщить знания о разнообразии и важности профессий.
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, умение работать в группе.
3. Воспитывать уважение к труду, людям разных профессий.
5. Участники: обучающиеся 4 класса
6. Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, листы бумаги (формат А3 и А4), ручки, карандаши, клей, ножницы.
7. Ход реализации
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Слайд 1.
Формулирование темы, целеполагание.
- Сегодня наша встреча посвящена одному очень важному вопросу в жизни каждого из нас. Давайте посмотрим мультфильм и вместе определим тему нашего с вами разговора (смотрим мультфильм «Калейдоскоп профессий» серию «Кем стать?»)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? Слайд 2.
- Прочтите тему. Какие задачи поставим перед собой?
- Вы пока только в 4 классе, но выбор профессии – не за горами. Многие из вас уже задумывались над этой проблемой. В мире насчитывается более 50 тысяч профессий, но и эта цифра не полная. Жизнь изменяется, меняются и профессии, какие-то старые исчезают, а новые появляются.
- Ребята, а какие профессии знаете вы? (Учитель, врач, токарь, полицейский, повар, маляр, шофер и т.д.)
- Кем бы вы хотели стать? (Продавец, менеджер, директор, врач, ветеринар и т.д.) а кто ещё не определился в выборе профессии, тем мы сегодня и поможем.
- Что же такое профессия? (Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений).
- Прочтите определение.
- А задумывался ли кто-то, откуда вообще произошло слово «профессия»? (В переводе с латинского «professio» означает «объявляю своим делом»).
Знакомство с классификацией профессий. Слайд 3.
- Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора, Евгения Александровича Климова. Он поделил все профессии на 5 основных типов: человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа.
Первый тип: человек-человек.
- Как вы думаете, какие профессии относятся к этому типу?
Слайд 4. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Второй тип: человек – техника.
- Какие профессии отнесём к этому типу?
Слайд 5. Это могут быть лётчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек – знаковая система.
- Подумайте и скажите, с чем связаны люди этого типа профессий? Кого отнесём сюда?
Слайд 6. Специалисты такого типа используют в своём труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, учёные, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Четвёртый тип: человек – художественный образ.
- Кто это может быть?
Слайд 7. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актёры, дизайнеры и др.
Пятый тип: человек-природа.
- Назовите профессии этого типа, пожалуйста.
Слайд 8. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
- Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности.
– Ребята, а какие профессии какого типа распространены среди ваших знакомых? (человек-человек, человек-техника, человек-природа и т.д.)
- На экране вы сейчас увидите (Слайд 9) наиболее востребованные профессии на рынке труда на сегодняшний день. Это, прежде всего, врачи, учителя, слесари, продавцы, электро - газосварщики, бетонщики. Среди служащих и специалистов – менеджеры. Кроме того, востребованы воспитатели детских садов, инженеры, курьеры.
- А кто такой курьер? Чем он занимается?
- Эта профессия стала очень актуальна во время пандемии.
Физминутка «Мы в профессии играли»
Мы в профессии играли,
Вмиг все лётчиками стали!
В самолётах полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи!
Раз – кирпич и два, и три
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора!
Знакомство с новыми профессиями.
- В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых трудно запомнить.
- А знаете ли вы такие профессии? (Менеджер, секьюрити, арт-директор, т.д.)
Слайд 10. С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции появились новые профессии, специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России.
1. Итак, я представляю вам – криэйтора (с англ. – творец, создатель)
Слайд 11 – креативный директор компании, человек, который отвечает за разработку, ведение и контроль рекламных проектов. По-другому, - «придумщик».
Слайд 12. Такой человек может придумать что угодно, начиная от слогана детского питания до концепции нового журнала или телешоу.
Криэйтор должен обладать следующими качествами: творческие способности; хорошо развитое воображение; умение быть в курсе последних событий; интуиция; безупречный вкус; коммуникабельность. Это человек, обладающий большой базой жизненных знаний и имеет творческую натуру.
- Ребята, а есть ли среди вас такой человек, который обладает такими качествами, как криэйтор? Очень хорошо, мы все будем рады увидеть тебя в будущем в этой профессии.
2. Медиапланер (Слайд 13) – это человек, который, работая в рекламном агенстве, планирует рекламную кампанию в самых разных средствах массовой информации, то есть на телевидении, радио, прессе, Интернет – изданиях.
Слайд 14. Медиапланер должен быть эрудированным, креативно и нестандартно мыслить; должен разбираться в технических возможностях теле- и радиоканалов, а также в прессе, за определенное время решать простые математические задачи, должен работать со стандартными программами Microsoft Office Word, Power Point и Excel, знать иностранные языки. А может среди вас есть уже такие люди с качествами медиапланера?
3. Мерчендайзер (Слайд 15) – (с англ. - торговец) — товаровед или помощник товароведа, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах). Он отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины, поддоны промоакций), размещает материалы, способствующие продвижению товара в местах продаж (желтые ценники со словами АКЦИЯ, СКИДКИ, бирки, календарики, открытки, блокноты, линейки, брелоки, закладки и иные сувенирные изделия, распространяемые в местах продаж).
Слайд 16. Его основной задачей является, чтобы товар компании был на полках магазина и располагался в наиболее благоприятных для покупки местах. Например: детские игрушки всегда лежат на нижних полках магазина, чтобы дети смогли взять игрушку и родители вынуждены были купить этот товар. Мерчендайзеры работают на местах и отвечают за то, чтобы их товар продавался лучше других в розничных магазинах. Ребята, возможно, кто-то из вас и захочет работать мерчендайзером?
Закрепление.
– Ребята, вы познакомились с новыми профессиями. Сейчас вы представите себя в роли этих новых профессий. Работать будете группами, её выберете сами: (Слайд 17) группа криэйторов, медиапланеров, мерчендайзеров. В течение 5-8 минут вы должны разработать творческий мини-проект, а затем защитить его:
- Группа криэйторов – предложить дизайн школьной сумки.
- Группа медиапланеров – придумать рекламный баннер о здоровом питании.
- Группа мерчендайзеров – расположить напитки, соки на полках магазина. (Звучит музыка)
(Подготовка мини-проектов и выступления групп. Все проекты и рисунки вывешиваются на доске).
- Спасибо вам, ребята. Уберите, пожалуйста, своё рабочее место.
VII. Тест «Ты и твоя профессия». Слайд 18.
- У каждого из вас есть какие-то способности, склонности. Сейчас я проведу с вами шуточный тест. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три геометрические фигуры. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 минута. (Дети рисуют фигурки)
- А теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание).
- Ребята, у кого от 6 до 8 треугольников поднимите руку. Слайд 19.
ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Слайд 20.
Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Слайд 21.
Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Слайд 22.
Этот человек рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Слайд 23.
Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП: 1 треугольник. Слайд 24.
Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.
- Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 25.
«Рефлексивная мишень»
- Прикрепите, пожалуйста, своих человечков в той части мишени, которая отображает ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. (Дети прикрепляют на доску)
- Вот и подошла к концу наша встреча. Вы показали все необходимые качества новых профессий: хороший вкус, творческую смелость, гибкость мышления, креативность, умение работать в команде. Я думаю, что кто-то из вас в будущем выберет одну из данных профессий. Мне было очень приятно с вами работать. А главное: вы узнали о новых профессиях и представили себя в роли этих профессий, и это поможет вам определиться в выборе профессии. Удачи вам!
8. Предполагаемый результат