СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В мире ступенек удивительного текста. 5 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены виды работ, направленные на подготовку пятиклассников к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«"В мире ступенек удивительного текста. 5 класс"»


 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"









Методическая разработка урока русского языка


"В мире ступенек удивительного текста. 5 класс".

(Из опыта работы)







Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.









г. Березники - 2024





Тема урока. В мире ступенек удивительного текста. 5 класс.


Цель урока. Поэтапная подготовка к экзамену.

Определить свои плюсы и минусы.



Данный урок разработан таким образом, что позволяет развивать, углублять навыки аргументированного говорения и письма, творческого постижения и осмысления изученного.

Композиция урока повышает интерес к процессу обучения, способствует поэтапной подготовке обучающихся к экзамену.

На уроке находят применение разные способы обучения:

индивидуальный, парный, групповой. Урок ориентирован на проявление внутреннего мира и творческих способностей обучающихся.


Ход урока.


1. Работа по тексту К.Паустовского. Внимательное чтение текста.

На парте у каждого карточка с текстом.


Ос..нь пр..шла внезапно. До тех пор я её почти (не) зам..чал. В саду ещё (не) было зап..ха прелой л..ствы и вода в озёрах (не) зеленела. Ос..нь завл..дела всеми садами реками и лесами.

В с..ду суетились синицы. Они в..сели на ветках и з..глядывали в окно из(под) лист..ев клёна.

Кажое утро в сад сл..тались перелётные птицы. Под свист шум и каркан..е в в..твях поднималась суматоха. Птицы ул..тали на юг. В л..сах д..ждём обл..тала л..ства. Старик Прохор мне ч..сто г..ворил Ты гл..ди присматривайся милый человек чем каждая птица дышит.

(По К.Паустовскому)



2. Определить заголовок текста.

Варианты. Осень. В мире осени.


3. Определить тему текста.

Варианты. Осень. Власть осени. Запахи и звуки осени.


4. Определить основную мысль текста.

Варианты. Осень разнообразна. Осень дышит. Каждая птица

дышит.


5. Определить смысл предложения. Осень завладела всеми садами,

реками, лесами.

6. Определить логическую связь между вторым и третьим абзацами.

Конкретизация (синицы) и общая картина (перелётные птицы). Мир

птиц осенью. Осеннее настроение птиц.


7. Определить смысл последнего предложения.

Старик Прохор мне часто говорил: "Ты гляди, присматривайся,

милый человек, чем каждая к птица дышит ".

Каждая птица особенно хороша по-своему. У каждой птицы свой мир, своё отношение к тому, что происходит в мире природы.


8. Слайд. Картина по теме "Осенний пейзаж".




Определить связь между текстом и картиной.

Осень. Движение в мире осенней природы. Красота осени.


9. Трогательны высказывания про осень:

  • Осень — торжество последней красоты засыпающей природы.

  • Осень носит больше золота в своих карманах, чем все другие времена года.

  • Зима — это гравюра, весна — акварель, лето — масляная живопись, а осень — мозаика из всех остальных.

  • Осень начинает украшать землю своими хрупкими кусочками ослабевшего золота.

  • Осень торжество последней красоты засыпающей природы.

  • Осень — расцвет природы, окутанный мудростью и осознанием неизменности течения жизни.

Выберите любое высказывание об осени. Которое из них, по-вашему, подходит к данному тексту? Прокомментируйте.

10. Окунёмся, ребята, в мир пунктуации. Найти СП и доказать,

определить грамматические основы. (Выписать в тетради).


В саду ещё не было запаха прелой листвы, и вода в озёрах не

зеленела.


11. Сколько простых предложений с однородными членами? Чем

отличаются эти предложения от СП?


12. Почему нет запятой перед союзом И в данном предложении?


Они висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев

клёна.

13. Чем интересно, уникально последнее предложение третьего

абзаца текста?

(Предложение с прямой речью, двоеточие, запятые, однородные члены предложения, обращение)


14. Кого называют "милым человеком"?


15. Окунёмся в мир орфографии:

- объяснение пропущенных орфограмм;


- работа в парах по карточкам. (Карточки с заданиями на доске);


- индивидуальная работа. Найти 5 слов (существительных) на

орфограмму "Безударная гласная, проверяемая ударением";

Осень - осенний. Запах - пахнет. Листвы - лист. В саду - сад. В

ветвях - ветки.


- найти 5 слов (глаголов) на орфограмму "Безударная гласная,

проверяемая ударением";

Не замечал, зеленела, завладела, висели, сметались.


- Найти слова с орфограммой "Разделительный Ь".


16. В мире лексики, морфемики:


- подберите синоним к слову "внезапно";


- в слове "замечал" есть все морфемы"? В слове один или два

суффикса?;


- Прочитайте предложение, в котором есть сравнение.


В лесах дождём облетала листва.


17. Почему урок назывался "В мире ступенек удивительного текста?"


18. Оценка урока учителем и учащимися.


19. Д/З. П. 40, 41, 45 - 47. Слова. Творческое задание. Изученные

орфограммы в виде таблицы, рисунка, сказки...





























Приложение

1. Ветер затих и надвинулся густой туман.

2. На р…ке затр…щали и двинулись льдины.



1) Чем отличаются предложения друг от друга?

2) Укажите слова с приставками. Чем они

отличаются от предлогов?





1. Ветер налетает с новой силой морщит гладь реки а потом стихает.

2. Зашуршал камыш, и на воде появились круги от первых капель.



1) Чем отличаются предложения друг от друга?

2) В предложении №2 укажите слова

с приставками и предлогами. Чем они

отличаются?

3. Назовите слова, состоящие только из

твёрдых согласных.




Работа по тексту К. Паустовского.


1. Определить тему текста. Осень. Власть осени. Запахи, звуки осени.


2. Определить идею текста. Разнообразна осень. Каждая птица дышит. Осень дышит.


3. Окунёмся в мир пунктуации. Прочитайте СП. Прочитайте ПП с однородными членами.

Прочитайте предложение с ПР. Чем удивило вас это предложение?

Кого называют «милым человеком»?


4. Окунёмся в мир орфографии. Чем отличаются предлоги от приставок?

(из-под) листьев клёна

Заглядывали

Облетела


Назовите слова на безударную гласную, проверяемую ударением.


Назовите слова, в которых пишется разделительный ь. Объясните. Приведите свои примеры.

5. Работа в паре. Распределите слова в две колонки.

Осен.ю, птич.его, под.езжают, об.единяются,

об.яснить, дерев.я. (Слова написаны на доске).


6. Работа в паре. Предлоги и приставки по теме «Осенняя

погода».





Распределите слова в две колонки.

Осен.ю, под.езжают, птич.его, об.единяются, об.яснить, дерев.я.





Запишите слова с предлогами и приставками

по теме «Осенняя погода».