группа I
на основе активизации и интенсификации деятельности
Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание культурно-исторического опыта и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Классификации педагогических игр:
1 группа: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;
2 группа: познавательные, воспитательные, развивающие;
3 группа: репродуктивные, продуктивные, творческие;
4 группа: коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа I
на основе активизации и интенсификации деятельности
Проблемное обучение
постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;
осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе решения которой овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи).
Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания – «дети удивления» и любопытства);
- активность ребенка (знания должны усваиваться «с аппетитом»);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Психологические условия для успешного применения проблемного обучения
Проблемные ситуации должны:
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа I
на основе активизации и интенсификации деятельности
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность выделять противоречия в явлении, формулировать проблему, предлагать способы ее решения и вырабатывать разнообразные аргументы.
Исходные педагогические идеи:
критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных взглядов, позиций на мир;
позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа I
на основе активизации и интенсификации деятельности
Технология развития критического мышления
Особенности и правила технологии развития критического мышления:
акцент на самостоятельность учащегося в образовательном процессе;
поиск аргументов для решения проблемы, учебной ситуации для обоснованного суждения, формулирования позиции;
никакие сведения не принимаются на веру;
не взирая на авторитеты, поиск аргументов в пользу собственного мнения в рамках требований учебной программы;
на основе рефлексии, самоконтроля выявление неизвестного, формулирование вопросов и поиск аргументированных ответов на них;
независимость, самостоятельность мышления, действий и оценок;
создание условий для взаимодействия, сотрудничества и партнерства в процессе целенаправленной деятельности;
основа освоения новых видов деятельности;
формирует умения преодолевать, разрешать неоднозначные ситуации и проблемы, уверенность в собственных силах.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа I
на основе активизации и интенсификации деятельности
Технологии (методики) коллективного способа обучения
А.Г. Ривин, В.К.Дьяченко
Методические приемы, используемые на коллективных занятиях:
Форма организации: работа в парах сменного состава, выполняющих функции изучения нового материала, обсуждения, взаимообучения, тренировки и взаимоконтроля.
Особенности применения: учащиеся получают близкую конкретную цель обучения, не только знания, но и практику по их применению, возрастает интенсивность труда, увеличивается "разговорное время ученика" на уроке, концентрируется внимание учащихся.
Технологии обеспечивают изменение психологического климата – каждый ученик чувствует себя специалистом по изученному им фрагменту, способным обучать других, консультировать, осуществлять контроль. Изменяется и положение учителя: учитель – организатор, проводник и помощник.
Технологии направлены на изучение сложных учебных и научных текстов, развивают умения работать с текстовой информацией, со справочной литературой, обсуждать, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа I
на основе активизации и интенсификации деятельности
Технология мастерских
Идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
Основные методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности.
Важно не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.
Особенности технологии:
Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.
Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
Предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
Знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания.
Творческая деятельность - без оценочная деятельность.
Мастер для ученика, а не ученик для мастера.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа II
на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Модульное обучение
М.Л. Гольдшмид, С.Н. Посиливэйт, П.А. Юцявичене и др.
Модуль – это относительно автономная часть учебного материала, включающая в себя следующие компоненты:
чётко изложенную учебную цель (целевая программа);
блок информации (учебный материал в виде программы обучения);
пособие, помогающее достичь цели (каким образом это сделать);
контрольные задания, обеспечивающие применение полученных знаний на практике
Особенности технологии:
содержание обучения представляется в информационных блоках. дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит указание на объем изучаемого содержания и на уровень его усвоения. каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
меняется форма общения учителя и ученика. оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.
ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа II
на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Проектная технология
Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат);
Совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основные требования к реализации технологии:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира);
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов).
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа III
на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Основные идеи педагогики сотрудничества:
обучение ребёнка в зоне ближайшего развития;
учение без принуждения;
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы;
идея опережения;
идея крупных блоков;
идея свободы выбора;
идея диалогического размышления;
идея интеллектуального фона класса;
идея совместной деятельности учителей и учеников;
идея добровольности в досуговой деятельности;
идея вариативности обучения;
идея организации детской половины дня;
идея самоуважения школьника.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа III
на основе личностной ориентации педагогического процесса
Личностно-ориентированное обучение
Ключевые идеи урока
1. Целеполагание.
Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии.
2. Деятельность учителя.
Учитель - организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Учитель специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика.
Ученик является субъектом деятельности учителя. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения «учитель — ученик».
Субъектно-субъектные отношения. Работая со всем классом, учитель организует деятельность каждого учащегося, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Личностно-ориентированное обучение
Сущность личностно-ориентированного обучения (Т.И.Кулыпина, Е.В.Бондаревская, В.П.Сериков, И.С.Якиманская).
По мнению И.С.Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия:
разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальной личности. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа IV
на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
Технология укрупнения дидактических единиц
Целевые ориентации:
Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.
Структурирование разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
Особенности технологии:
- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
- устанавливать больше логических связей в материале;
- выделять главное и существенное в большой дозе материала;
- понимать значение материала в общей системе компетенций;
- регулировать развитие метапредметных учебных действий;
- более эмоционально подать материал;
- сделать более эффективным рефлексию материала.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа V
на основе информационно-коммуникационных средств
Технологии дистанционного обучения
Взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение – один из наиболее эффективных способов обучения. При дистанционном обучении можно выбрать индивидуальный стиль учебы, удобный режим занятий и приобрести необходимые компетенции.
Дистанционное обучение:
модульная структура программ;
электронные образовательные ресурсы;
система тестирования;
применение современных образовательных и информационных технологий.
В основу организации и осуществления дистанционных образовательных программ положены принципы:
мультимедийное представление учебного материала;
распределенный характер обучения;
on-line и off-line сопровождение учебного процесса.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
Технологии дистанционного обучения
Формы организации дистанционных занятий:
Создание и применение на уроке и во внеклассной деятельности мультимедийных ресурсов.
Использование электронных учебников, словарей.
Создание заданий-упражнений для интерактивной доски и их применение.
Использование Интернет-ресурсов (электронных образовательных ресурсов, Web-квесты, вебинары, сетевое взаимодействие, сетевые сообщества, облачные технологии и т.д.).
Адреса ЭОР:
www.school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://digital-edu.ru/
http://www.eor-np.ru
http://www.eorhelp.ru
Создание WEB-сайта учителя - предметника в целях систематизации накопленного педагогического опыта и организации самостоятельной работы учащихся (дистанционного обучения).
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
Технологии дистанционного обучения
Формы организации дистанционных занятий:
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа: в чат-кабинетах организуется деятельность педагогов и учеников дистанционном режиме.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Телеприсутствие.
Телеконференция проводится на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner).
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах
группа VI
технологии авторских школ
Гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили
Целевые ориентации:
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств
Облагораживание души и сердца ребенка
Развитие и становление познавательных сил ребенка
Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Идеал воспитания — самовоспитание.
Основные установки:
Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, верить в ребенка.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш.А.Амонашвили выдвигает следующие воспитательные принципы: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть», «Понимать детей — значит стать на их позиции».
Применяется преимущественно в начальной школе
группа VI
технологии авторских школ
Технология В. Шаталова
Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Особенности содержания:
Материал вводится крупными дозами;
Поблочная компоновка материала;
Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
Особенности методики:
Опорные конспекты (сигналы).
Памятка учащемуся.
Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта.
Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при
усвоении (П.А. Гальперин) - происходит во время различных видов опроса.
и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т. д.).
опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний
контроль, самооценка.
релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах по выбору
(плашки), решение в четыре руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение
подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия
напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.
Применяется на всех этапах школьного обучения, на всех предметах