В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.
Цели: Познакомить с рассказом Осеева «На катке».
Задачи: - расширять читательский кругозор.
-формировать читательскую деятельность.
-воспитывать доброту, отзывчивость.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
II. Вступительная беседа
-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)
- Какие зимние игры и развлечения вы знаете? (Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу.)
-Какие из них вы любите больше всего?
- Где можно кататься на коньках? (На коньках можно кататься на катке.)
-Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой "На катке".
-Я вам сейчас прочитаю этот рассказ, а вы мне потом назовете действующих лиц. (Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.)
III.Первичное чтение учителем.
Проведем словарную работу.
Словарная работа
Невидаль - необычайное; не видали (так говорили раньше). "Эка невидаль. ? " - как по-другому это сказать? (ничего особенного) .
Кружился волчком - быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой - юлой) .
Лихо завернул - резко, неожиданно.
-Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? (Старше был Витя.)
-Почему? Подтвердите словами из текста.
Ш. Анализ текста
-Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему она так ездила (она еще неуверенно стояла на коньках.)
-А что выделывал Витя? Прочитайте.
- О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках.)
-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.)
-Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой.)
- Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.)
-Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.)
-Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.)
- Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? ( Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)
IV. Физкультминутка - игра "Запрещенное движение"
Учитель показывает детям "запрещенное движение", которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме "запрещенного". Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.
V. Работа с иллюстрациями
Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор:
- Что изображено на иллюстрации? (На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.)
-Что произошло до этого момента, который изобразил художник?
VI. Составление плана рассказа
-Сколько в рассказе смысловых частей? (В рассказе три части.)
-Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.
План рассказа на доске.
1. Дети на катке.
2. Происшествие.
3. Поведение Вити.
Дети по плану пересказывают рассказ.
Далее следует контроль и самоконтроль понимания текста (тест) .
Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак "+" или "-". Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили "-". Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.
1. Витя и девочка были одного возраста.
2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку.
3. Витя остался, чтобы помочь девочке.
VII. Подведение итогов
-Мы сегодня читали рассказ Осеевой "На катке", пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева?
-В беде нужно помогать людям, а не смеяться.
- Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.
Учитель выставляет отметки за работу на уроке.