Современная система российского образования предъявляет повышенные требования не только к уровню физического и психического здоровья педагогических кадров, но и к уровню их общей педагогической и личной культуры. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, культуры речи и поведения, постоянно стремится к самосовершенствованию, т.е. обладает высоким уровнем профессиональной компетентности.
Высокий уровень профессиональной компетентности учителя помогает устанавливать взаимопонимание и эффективное взаимодействие с учащимися. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, навыки слушания, умение вести конструктивный диалог, коммуникативная толерантность и др.
Формами работы, которые позволяют реализовать цель – развитие профессиональной компетентности педагога могут быть методические, научно-практические семинары, педагогические чтения. Наиболее эффективной формой практической работы с педагогическим коллективом, позволяющей в полной мере реализовать данную цель является психологический тренинг. Особым образом организованное пространство взаимодействия в тренинге позволяет создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую интенсивной внутренней работе, самопроявлению, саморазвитию и творчеству его участников.
На основании вышеизложенного, мною была разработана программа психологических занятий по развитию профессиональной компетентности педагога.
Цель программы: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Это предполагает решение следующих практических задач:
- способствовать формированию мотивации участников на активную работу в тренинге и применение полученного опыта в жизни;
- способствовать формированию адекватной системы представлений о самом себе (Я-образ как профессионала педагога);
- способствовать осознанию собственного эмпатийно-экспрессивного арсенала;
- способствовать формированию мотивации к развитию эмоциональной гибкости как важной составляющей успешной педагогической деятельности;
- осуществлять коррекцию неадаптивных установок педагогического общения;
- обучить эффективным приемам педагогического взаимодействия, анализу и прогнозированию поведения и эмоционального состояния собеседника;
- способствовать развитию потребности в постоянной оценке уровня своей личностной и профессиональной компетентности;
- способствовать развитию устойчивой осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании;
- способствовать формированию чувства удовлетворенности собой и своей профессиональной деятельностью.
Данная программа тренинговых занятий как форма коррекционно-развивающей работы или ее элементы могут быть использованы в рамках работы «Школы молодого учителя» с молодыми педагогами, с целью повышения педагогической компетентности аттестующихся педагогов, как практикум на педагогических советах, заседаниях методических объединений, методических семинарах.