
ТРЕНИНГ
Жмака Л.В
Правильные действия наши
в основе своей, простые.
Если жизнь кажется сложной,
значит, мы что-то делаем не так.
При встрече с родителями предложить им такую задачу:
Ребенку родители сказали, держись подальше от всяких ям. Но пришел чужой дядя и сказал: если ты будешь слушать своих родителей – никогда не узнаешь удовольствия от прыжков в яму и наслаждения от полета. Ребенок попытался возразить: «мне родители сказали, что это мне может повредить». Но чужой дядя сказал: «идем со мной, у меня есть специальная безопасная яма для прыжков». Ребенок подумав, согласился. Яма действительно оказалась безопасной. И ребенок прыгнул в нее. Он испытал приятные чувства и сказал: «теперь я знаю как это приятно». На что чужой дядя ответил: « а теперь посиди и подумай, как ты выберешься оттуда, а я пойду беседовать с твоими родителями насчет выкупа».
Действительно задачка сложная и сможем ли кто-то нам сейчас дать ответ на нее. Знаем ли мы, как оградить своего ребенка от чужого дяди, а нужно ли ограждать? В каждом слове этой задачи одни вопросы. Чтобы решать такие задачи, нужны знания.
Цель: найти шрамы воспитания и находить правильные действия и решения.
Поведение родителей № 1
Педагог предлагает вниманию родителей часто встречающее поведение родителей в воспитании детей.
Говорим ли мы часто детям:
Когда ты родился, нам было очень трудно, мы едва справлялись с жизнью. Кроме тебя у меня есть еще двое малышей и им нужен мой уход, а ты не можешь этого понять.
Если бы тебя не было, мне было бы легче.
Мне не нужен такой сын (дочь)
Нам никто не помогал, мы одни тебя воспитывали
Уйди с моих глаз, одни проблемы с тобой.
И повторяем эти слова частенько, не отдавая отчет за свои слова. А что остается в сознании вашего чада. Я маме не нужен. Я для нее одни проблемы. Я ей мешаю. Лучше будет, если я уйду из дома или сегодня не приду домой, мне там плохо, опять ругань и опять скандалы из-за меня.
Как часто мы родители не задумываемся над тем, что говорим, о себе думаем во время такого укора ребенку. Думаем, что он нас пожелеет, а ребенок думает о себе, о том, что он обуза. И такому ребенку часто не везет. Заметьте, он часто стал драться, у него нет друзей, научился хулиганить. Учителя жалуются на него, ухудшилось поведение. У такого ребенка начинается бессознательное саморазрушение, и эту цель разрушения поставила мама или папа.
Поведение родителей № 2
Часто слышим от родителей приказ: ты уже не маленький, что ты себя ведешь как маленький. Иногда возникает такое раздвоение требований, вроде и маленький и не маленький. Ребенок пытается стать взрослым, но ведь он еще ребенок и ему не свойственны детские желания, а некоторым детям бывает и стыдно за свои детские потребности. И вот здесь вилка. Он еще ребенок, а ему пытаются навесить взрослые проблемы. Ребенок стал хуже учиться, отношения с одноклассниками ухудшились, он часто себе на уме. Не слышит родителей педагогов. Он становится жестоким. Здесь подсознательное саморазрушение, и эту цель поставили родители.
Поведение родителей № 3
Ребенок растет, время идет, а для родителей, он еще маленький и ничего не заставляют его делать. Пусть гуляет, еще наработается. Успеет хлебнуть, отгорожу его от проблем. Родители задают программу, успеешь вырасти, не торопись. Мама и папа не бросят тебя в беде. Мы все за тебя решим. Вырастет их ребенок, и они снова навяжут ему свою волю, за него решат, куда пойти учиться. Главное, чтобы было удобно маме или папе. Вырастает эгоистом, не способным создать свое будущее без помощи и не способен сам подумать.
Поведение родителей № 4
Задумывались ли родители над тем, что чувствуют их дети. Переживают ли они. Сигналы чувств идут к ребенку, и он хочет заплакать, помочь кому- то, куда то бежит. А мы ему ты же мужчина, а мужчины не плачут. А зачем кому-то помогать, куда лезешь? Без тебя справятся. Пытается ребенок рассказать маме о переживаниях за своего друга, а ему тут же зачем мне твои друзья, о себе думай. Не надо ни за кого переживать. А такие дети начинают много есть и возникают проблемы ожирения
А потом мы удивляемся, почему он растет бесчувственный, бессердечный, почему оскорбляет родителей, матерится и не уважает мать.
А не ему ли отбили желание любить и сострадать.
Поведение № 5
Мы часто твердим, ни кому не помогай, обманут, никому ничего не давай, украдут, никого не угощай, ешь сам. А самое главное никому не доверяй. Ребенок воспитывается в страхе, что все кругом обманщики и лгуны, везде нужен постоянный контроль. Представим себе такого отца, который станет контролировать во всем свою жену и детей и обвинять их во всех поступках и только его мнение может быть правильным. Не научили родители такого ребенка учиться анализировать и делать правильные выводы. В такой семье виноваты все: соседи, учителя, только не они.
Поведение № 6
Родителям свойственно сравнивать: посмотри на себя, на кого ты похож. Вот твой одноклассник уже добился таких успехов, только ты один неудачник. Ты даже не умеешь пуговицу пришить себе. Будь как твой сосед, посмотри какой он молодец и т. д. Даже не замечаем, как начинается установка на зависть и зло.
Поведение № 7
Ребенку нравится, когда ему уделяют много внимания и выполняют все его прихоти. Он главный в семье. Даже мама не ходит на работу, когда он болеет. Хорошо болеть, думают дети. Они умеют симулировать болезни. И наступает момент, когда ребенок просто использует свою болезнь в своих целях. А в результате получается, что и болячек зарабатывается больше и ребенок серьезно начинает болеть. И здесь тоже возникает бессознательная установка на болезнь. Ребенок симулянт.
Поведение № 8
И совсем уж неосторожные фразы от вопиющей безграмотности родителей:
«Лучше бы ты мальчиком родился»
«Ну, какая из тебя девочка получится?»
«Лучше бы ты совсем е родился»
После обсуждения таких поведений, попытаемся решить задачу, которую поставили в самом начале. Оказывается, чтобы решать такие задачи, нужно учиться быть родителем и понять насколько вы любите своего ребенка и насколько он вам дорог.
Рекомендации родителям:
Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям НЕЛЬЗЯ.
Итак, запомните, чего нельзя делать.
Не унижай ребенка
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты не мог придумать? У тебя есть голова на плечах?» Всякий раз мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.
Не угрожай
Мы иногда говорим: «Если еще так сделаешь – ты у меня получишь или я тебя стукну». Мы учим его, ненавидеть и бояться нас.
Не опекай излишне
Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам.
Не говори слишком много
Простые вещи ребенка научите понимать с «полуслова», с «полувзгляда». Когда много объясняешь ребенку, он «тупеет» и не способен понять простой вещи.
Не требу немедленного повиновения
Немедленно ребенок не бросит дела свои, лучше предупреждайте заранее. Вам понравится, когда вас просят немедленно встать и что-то приготовить?
Не потакай ребенку
Не бойтесь говорить НЕТ. Иначе ребенок быстро поймет, что вы не твердый человек. И он почувствует себя уверенным, поднажмет, и вы растянитесь. Потакать ребенку – значит лишать его возможности, вырасти приспособленным к жизни человеком.