СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь педагогам по самообразованию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным инструментом професстонального роста педагога и совершенствования его мастерства выступает самообразование. Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Просмотр содержимого документа
«В помощь педагогам по самообразованию»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества «Эрудит»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«Организация работы по самообразованию»


Методист по УВР: Машукова М.М.




















С А М О О Б Р А З О В А Н И Е П Е Д А Г О Г А

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование как инструмент профессионального роста

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Cамообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;

  • изучение учебной и научно-методической литературы;

  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • изучение новых программ и педагогических технологий;

  • ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;

  • повышение общекультурного уровня.


Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.


Практикум " Выявление способности педагога к раз­витию"

Самообразование педагога начинается с создания опреде­ленного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постанов­ки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов.

На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к раз­витию" - для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1).

Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.


Выбор темы самообразования и этапы работы над ней

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

В приложении даётся список примерных тем, опираясь на который педагоги могут определить интересную для себя тему самообразования.

Технология организации самообразования педагогов может быть пред­ставлена в виде следующих этапов:

1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание опреде­ленного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постанов­ку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.

2 -и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

3-й этап - практический, во время которого происходит накопление пе­дагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождать­ся изучением литературы.

4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей ра­боты использует собственный опыт, а также занимается его распространением.



Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

  • изучение материалов глобальной сети Интернет;

  • участие в работе научных конференций, семинаров;

  • участие в сетевых сообществах;

  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.


Несколько советов занимающимся самообразованием:


ВАЖНО, чтобы знания по какому- вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.


























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"*



Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.





Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя


Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами


Препятствия стимулируют мою активность


Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя


Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время


Я анализирую свои чувства и опыт


Я много читаю


Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам


Я верю в свои возможности


Я стремлюсь быть более открытым человеком


Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди


Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты


Я получаю удовольствие от освоения нового


Возрастающая ответственность не пугает меня


Я положительно отнесся бы к продвижению по службе



Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36-54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15-35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.


_____________________________________________________

*Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного образования


  1. Развитие творческой индивидуальности обучающихся в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....

  2. Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в (мастерской, клубе, секции...), как средства успешной социализации личности.

  3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования научно-технической направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

  4. Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ..... , как средство повышения мотивации воспитанников.

  1. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…

  1. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...

  2. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).

  3. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии (художественной мастерской).

  4. Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...

  5. Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической (авиамодельной, судомодельной...) мастерской как один из способов развития интеллектуальных способностей воспитанников среднего и старшего возраста.

  6. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

  7. Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...

  8. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...

  9. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...

  10. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художествено-эстетической направленности.

  11. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Примерный план работы педагога над темой самообразования



Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Собеседование с

заместителем директора по УВР, ОМР, методистом

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.

  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

  3. Прогнозирование результатов.


Выступление перед коллегами одной направленности,

выступление на МО

Второй год работы над темой

III. Практический

  1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

  2. Формирование методического комплекса.

  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

  4. Корректировка работы.

Открытые занятия,

выступления на заседании педагогического совета,МО

Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.

  2. Оформление результатов работы по теме.

  3. Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета,конференциях различного уровня

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

  2. Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.


Структура отчета

о работе над темой по самообразованию

( I-III этапы)


1.

Ф. И. О. ПДО




2.

Объединение




3.

Индивидуальная тема







4

Цель самообразования

по теме







5

Задачи самообразования








6.

Год работы над

темой




7.

Деятельность по

реализации темы








изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, мероприятия; семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале, газете и т.д.


перечислить:












По окончании работы над темой по самообразованию сдается итоговый отчет.


Итоговый отчет

по самообразованию


1.

Ф. И. О. ПДО




2.

Объединение




3.

Индивидуальная тема





4.

Цель самообразования

по теме






5.

Задачи самообразования






6..

Срок и период

работы над темой





7.

Изучена литература





8.

Посещено открытых занятий, мероприятий, семинаров и т.д.






9.

Наработанный материал






10.

Форма представления материалов:







Результаты работы могут быть представлены (на выбор): доклад, реферат, статья в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки.

Наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

Формы представления (на выбор): отчет на заседании методсовета, педсовета, семинар, практикум, тренинг, мастер-класс, открытое занятие.