Методические рекомендации для учащихся,
начинающих заниматься проектной деятельностью
Что такое проект?
Ты хотел когда-нибудь вырастить новый вид растения?
Или у тебя есть тайное желание написать свою пьесу?
А может быть тебе хочется создать новый дизайн автомобиля?
У тебя есть шанс! Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели. Для начала давай ответим на вопрос : что такое проект и зачем он нужен?
Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).
Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.
Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.
Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.
Чему можно научиться, работая над проектом:
Видеть проблемы в окружающей жизни;
Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
Запрашивать и находить недостающую информацию;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Взаимодействовать с любым партнёром;
Проектировать процесс и изделие (продукт);
Планировать деятельность, время, ресурсы;
Принимать решения и прогнозировать их последствия;
Вести дискуссию;
Отстаивать свою точку зрения;
Находить компромисс;
Уверенно держать себя во время выступления;
Использовать различные средства наглядности при выступлении;
Отвечать за незапланированные вопросы;
Анализировать и оценивать собственную деятельность
В нашей школе приняты 5 типов проектов:
1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобиться.
Как планировать работу над проектом?
Проект – это «пять П»:
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Работая над проектом:
Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
Опиши предполагаемый продукт;
Подумай над источниками информации для твоего проекта;
Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
Проанализируй и оцени свою работу над проектом
Что такое «продукт» проектной деятельности?
Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Примеры продуктов проектной работы:
WEB – сайт
Атлас. Карта
Видеофильм
Стенд, выставка
Газета, журнал
Действующая фирма
Справочник
Игра
Коллекция
Костюм
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Спектакль
Праздник
Прогноз
Система школьного самоуправления
Научно-исследовательская работа
Учебное пособие
Экскурсия
Возможны и другие варианты продукта.
Как подготовиться к защите проекта?
После того как продукт будет изготовлен, нужно подготовиться к защите вашей проектной работы. К продукту должен прилагаться «План презентации». Он должен включать следующие элементы:
Титульная страница (название проекта и его автор);
Оглавление;
Указание проблемы, которую ты пытался решить;
Формулировка цели твоей работы, связанной с проблемой. Перечисление задач работы;
Указание источников информации, которыми ты пользовался;
Рассказ о результатах работы. Описание продукта и его достоинств;
Определение тех, кому продукт будет интересен и полезен;
Перечисление того, чему ты научился в ходе работы над проектом.
Если вы работали в группе, распределите роли (кто о чём будет рассказывать). Проверьте, чтобы ваш рассказ не занимал больше 5-7 минут. Подготовьте презентацию Power Point, которая поможет выступить на защите более успешно.
На защите. Советы выступающим
Начиная выступление, представь себя, назови тему своего проекта;
Будь спокоен и уверен в себе (ведь самое трудное уже позади);
Постарайся заинтересовать слушателей своей темой;
Используй наглядные материалы;
В заключение поблагодари за внимание.
Дневник работы над проектом
На протяжении всей работы над проектом ты должен вести «Дневник работы над проектом». В нём ты будешь записывать все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даст тебе руководитель.
Чтобы научиться писать отчёт о работе, можно использовать следующий шаблон «Дневника работы над проектом».
Введение
Тема моего проекта ……………………………………………………..…………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………..……....
Цель моей работы – ……………………………………………….…………………….....………..
Проектным продуктом будет – .…………………………………….………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………………………….…………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….……………….
• Написание письменной части проекта (как это делал)……………………………….……….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ……………………………………..……………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………………..…………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………………………..
План моей работы был нарушен, потому что………………………………………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……………………….
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………………………….…………….
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………………………….………..
Это произошло, потому что …………………………………………..……………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………….………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………….………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………………………………………………