СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Распутин "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.Распутин "Уроки французского"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доргелинская СОШ №1»









Конспект урока



Класс: 6



Предмет: русская литература







Тема: «В. Распутин «Уроки французского»


Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна











Тема: « В. Распутин «Уроки французского»


Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл.

Задачи урока: учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина; понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы поведения героя.


Оборудование: портрет В.Г.Распутина, иллюстрации к рассказу.




Ход урока:



Учитель.

Добрый день, ребята. Я предлагаю вашему вниманию небольшой клип, посмотрите его и подумайте, как связан он с рассказом Валентина Распутина «Уроки французского», которому посвящён наш сегодняшний урок.  


Озвучка клипа. – 1 мин.

1945 год

Советский народ празднует победу в Великой Отечественной войне.

Война принесла много горя.

Она отняла у детей отцов и матерей.

Лишила их детства

Разрушила города и сёла

Оставила трагический отзвук в произведениях русских писателей

И ещё долго напоминала о себе в послевоенные годы


Учитель.

 Итак, ваши размышления о том, как связано содержание клипа с изучаемым произведением?


Предполагаемый ответ. В клипе показаны последствия войны. И действие рассказа Распутина происходит в послевоенные годы – в 1948 году.


Что мы узнаём о трудностях этого времени из рассказа?

Предполагаемый ответ.  Страна была разорена войной. Многие семьи остались без отцов. Рассказчик вспоминает: «Жили мы без отца, жили совсем плохо». Денег колхозникам не платили – зарплату выдавали зерном, мукой, другой сельскохозяйственной продукцией.  Но самым страшным был голод. В рассказе мы читаем: «Голод в тот год …»

 К зачитанному  фрагменту рассказа  я просила нарисовать иллюстрацию. Попросим автора прокомментировать основную мысль его рисунка.

Учитель.

Спасибо. Обо всех названных  трудностях Валентин Распутин знал не из книг и не понаслышке, всё это он испытал на себе – вы знаете, что рассказ «Уроки французского» автобиографический.

Давайте познакомимся  с детством писателя и историей создания рассказа  – презентация ученика.

Текст для презентации.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за 4 года до начала Великой Отечественной войны, в трехстах километрах от Иркутска, в деревне Аталанке,  что на Ангаре. «Так что я - коренной сибиряк.  Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало."

В суровых сибирских краях прошло детство и юность Распутина. Он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено.

Писатель  часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть"Прощание с Матерой",наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технического прогресса с традиционной крестьянской культурой.

В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно были известны его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.

В1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов -"Уроки французского". "Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня".


Как вы поняли из презентации, с какой целью автор взялся за создание  рассказа «Уроки французского»?

Предполагаемый ответ. Ему хотелось вернуть  добро – отблагодарить людей, с которыми сводила его судьба.

Как вы думаете, кого в первую очередь имеет в виду автор?

 Лидию Михайловну Молокову, «неправильную учительницу», как назвала она сама себя в интервью 2007 года, уже после того  как,  прочитав рассказ, откликнулась на него письмом, а потом и приехала к писателю. Таким образом,  их дружба нашла продолжение.  

Правда, Лидия Михайловна отказывалась признать себя единственным прототипом героини и утверждала, что это собирательный образ. Как вы думаете, почему? (Говоря словами Лидии Михайловны, ей не хотелось отблесков славы писателя и она не видела в своём поведении ничего особенного)

Вам не кажется, что через много лет Лидия Михайловна, отказываясь принять благодарность писателя,  повела себя так же, как её ученик когда-то в детстве? Какой поступок героя я имею в виду?

Предполагаемый ответ. Подразумевается  возвращение мальчиком  посылки с макаронами.

О чём, по-вашему, говорит сходство поступков ученика и учительницы? – О сходстве характеров, которое проявляется в их скромности и независимости.  

Сегодня на уроке мы будем анализировать характеры героев рассказа,  их поступки. Как вы думаете, какова основная цель этого анализа?

 Предполагаемый ответ. Цель анализа – глубже понять то, что хотел сказать автор своим произведением.  То есть, говоря словами Распутина, извлечение духовного опыта, который вынес сам автор из описанных событий и которым он стремился поделиться с читателями.

Как вы понимаете смысл словосочетания «духовный опыт»?

Предполагаемый ответ. Духовный опыт – это  жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни» (В. Распутин)  

Исходя из этой цели, тему урока я сформулировала так: Нравственные уроки рассказа В. Распутина «Уроки французского». А эпиграфом к уроку взяла слова  Распутина о главной задаче писателя: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…»  Из интервью В. Распутина.

Эвристическая беседа (работа с текстом)

От чьего имени ведётся повествование в рассказе и почему?

Предполагаемый ответ. Повествование ведётся от лица героя, то есть от первого лица.  Конечно, в какой-то степени это объясняется тем, что рассказ автобиографический. Но не только. Повествование от первого лица помогает автору глубже раскрыть характер героя, показать его изнутри.  

Каким же  предстаёт перед нами герой  в экспозиции рассказа и какое отношение сложилось у вас к нему?

Наводящие вопросы.

1. Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной жизни? – голод и одиночество.

2. Какие качества характера он проявляет в борьбе с жизненными трудностями? – силу и упорство.

3. Как он относится к учёбе? – ответственно.

4. Как ответственность героя проявляется в отношении к матери?

5. Можно ли сказать, что он сам воспитывает себя? Примеры? – преодолевает слабость при встрече с мамой и остаётся, когда мама уже готова была забрать его домой.

 Сделаем вывод: каковы же главные качества героя? -  сила характера, нравственная стойкость, ответственность за свои поступки, стремление учиться.  

А теперь подумаем,  с  какой целью автор вводит в повествование образы  Федьки и Тишкина?

Вывод.  Эти мальчики противопоставляются главному герою, так как они принимают законы улицы и подчиняются им, а главный герой вступает в борьбу.

Сейчас мы с вами посмотрим  отрывок из экранизации рассказа, где изображается кульминационный эпизод этой борьбы – драка. Ваша задача – охарактеризовать поведение героя и определить, какие новые черты его личности раскрываются в данном эпизоде.   Предполагаемый ответ. В данном эпизоде раскрываются честность, принципиальность, готовность героя  отстаивать свою правоту в открытом бою.

Учитель. Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его  могли в два счёта выгнать из школы. Кто же приходит на помощь мальчику?

Вывод. Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя, но складывается он,  в результате полной переоценки  первоначальных представлений мальчика об учителе.

Каковы же черты этого идеала? Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение. – С какой целью он это делает?  

Вывод. Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.

Рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся определить, чем оно различается.

1 эпизод – «Лидия Михайловна на уроке»

2 эпизод – «Василий Андреевич на линейке»

Инсценировки с последующим обсуждением - сопоставлением образов  Василия Андреевича и Лидии Михайловны.

Отмечаем, что В. А выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену.  Какая деталь литературного портрета В. А. является символом этой стены? – наглухо застёгнутый тёмный френч, который «двигался самостоятельно, чуть наперёд директора». Эта деталь портрета придаёт всему образу директора что-то неживое,  безликое.

 Итак, внимательное и чуткое отношение к ученикам позволило Л. М.  разглядеть в герое не только способного ученика, но и человека с характером, который без помощи взрослых старался справиться со  своими  недетскими  проблемами. И это определяет все  дальнейшие поступки учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду хитростей?  


 Как же изменяется представление героя об учителе под влиянием общения С Л. М.  – Выступление заранее подготовленного ученика.

Как изменился герой под влиянием учительницы? – Выступление заранее подготовленного ученика.

Вывод.  Лидия Михайловна помогла герою  стать уверенней, смелее, поверить в свои силы, занятия французским стали доставлять ему удовольствие.

Как же объясняется  поведение Л. М. её представлением  о  профессии учителя? 

 Лидия Михайловна понимает, что знание предмета, которое дает учитель, - это ещё не всё. Самое главное – это нравственные качества. А научить нравственным качествам нельзя – можно лишь помочь им развиться,  но для этого необходим талант человечности, который и отличает настоящего педагога.

На мой взгляд, в рассказе есть предметный образ, который служит символом душевной щедрости Лидии Михайловны. Перечитайте  концовку рассказа – два последних абзаца -  и назовите этот образ. – Это яблоки, присланные герою  учительницей.  - Защита иллюстрации.         

Итак, возвращаемся к цели урока.  Какие же уроки вынес герой из уроков Лидии Михайловны?

Вывод. Это уроки доброты, душевной щедрости, истинной человечности.


Домашнее задание. Напишите небольшое размышление на тему: «Какие качества объединяют Лидию Михайловну и Марию Никифоровну из рассказа Платонова «Песчаная учительница»?»