Тема урока:
«В сердце все человеческое богатство». (По рассказу А. Платонова «Юшка»).
Цель урока:
Образовательные
1. Продолжить знакомство обучающихся с рассказом А.П.Платонова. «Юшка».
2. Совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением.
3. Раскрыть тему и идею произведения.
4. Проанализировать характеры персонажей.
5. Показать актуальность вопросов, поднимаемых А.П.Платоновым в рассказе «Юшка».
6. Формировать нравственные качества личности обучающихся.
7. Помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви.
8. Умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
9. Формировать умение самостоятельно применять алгоритм исследования при изучении литературного произведения.
10. Формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, работа в группах.
Развивающие:
1. Развивать монологическую речь.
2. Формировать умение работать над художественным образом и средствами его создания.
3. Развивать логическое и образное мышление.
4. Формировать навыки комментированного чтения.
5. Развивать умение исследовательской работы с текстом.
6. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
2. Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, любви к людям, служению им.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
Познавательные УУД:
1. Делать выводы, обобщения.
2. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
4. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
1. Выказывать предположения на основе наблюдений;
2. Самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1. Формировать навыки речевой деятельности.
2. Осваивать способы совместной деятельности.
3. Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные УУД:
1. Самоопределение, морально – этическая ориентация.
2. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
3. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Методы организации учебной деятельности учащихся: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учащихся, словарная работа, работа с иллюстрациями, работа с художественным текстом: беседа по вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
Межпредметные связи: история.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: технология сотрудничества, технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология
Рефлексия настроения и эмоционального, рефлексия деятельности (возможность оценить активность каждого обучающегося), рефлексия содержания учебного материала (подбор ключевых слов и прием синквейна).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, оформление стендов, учебник «Литература 7 класс / под ред. В.Я.Коровиной, портрет А. П. Платонова
Ход урока.
1.Организационное начало урока.
Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости.
Ребята, все ли приготовили?. (Учебник, тетрадь, ручки)
2. 1. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ рассказа
У меня в руках шапка, а в ней вопросы. (Использование приёма «Шапка вопросов») Как-то Андрей Платонов сказал: «В сердце все человеческое ….». Эти слова станут темой нашего урока. Но вы должны угадать слово.
Кто-нибудь из ребят вытаскивает вопрос.
-Что такое доброта? (Ребята отвечают)
-Что такое милосердие?
- Что такое сострадание?
- Как вы понимаете слово сердце (в переносном значении)
СЕРДЦЕ
1. 1.Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной полости, груди)."С. бьётся"
2. 2.ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека."Золотое с. у кого-н. об очень добром человеке"
3. 3.ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Важнейшее место чего-н., средоточие."Москва —с. нашей Родины"
Сердце... В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано три значения этого слова. Одно из них (переносное) такое: сердце - орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Итак, какого человека можно назвать добрым?
(Добрый - 1. Делающий добро другим, отзывчивый. 2. Несущий благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. (7 значений))
Ребята тот человек, кто обладает такими нравственными качествами мы как его можем назвать? Какой он? Богатый, у него богатый внутренний мир. Значит, какое слово пропущено?
Открыли тетради и записали число и тему.
«В сердце все человеческое богатство» (По рассказу А. Платонова «Юшка»)
Какие вопросы мы будем рассматривать?
Каким же должен быть человек по мнению писателя 21 века Андрея Платонова? Как нужно относиться к людям? Над этим мы поразмышляем, обратившись к рассказу «Юшка».
3.Подготовка к восприятию.
Доброта испокон веков почиталась как высшая добродетель русского человека. Известный философ Владимир Соловьев считал, что истинно добрым можно признать только то, что само по себе хорошо и потому во всех случаях сохраняет свой добрый характер, никогда не становясь злым. Добро находит проявление в сострадании и милосердии.
- Как вы поступите, если вас оскорбят словом или ударят?
- Вы знаете, как нужно поступать. Но всегда ли мы задумываемся над своими поступками? Всегда ли есть в нашем сердце место милосердию, любви к ближнему? И.С. Тургенев писал: «Любовь ... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Ведь только любовь способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью. Так считает и Андрей Платонов, эту истину пытаются донести до нас его герои.
4.Знакомство с главным героем.
- На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ «Юшка».
О чем же это произведение? (В нем рассказывается о Юшке и его отношениях с людьми.)
А какой он этот Юшка? Что говорит о нем автор в начале произведения?
Зачитайте. Как называется такая характеристика героя? («Старый на вид, мал ростом и худ».)
- Какое впечатление на вас произвела внешность Юшки? (Жалость)
Что еще мы узнаем о Юшке в начале рассказа? Юшка - человек работящий.
А вы обратили внимание на то, что его называют не по имени? Как его зовут?
(Ефим Дмитриевич). Имя определяет многое в характере человека и в его судьбе . Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный. Оно очень подходит главному герою.
«Какую деталь в описании внешности героя особо выделяет автор? Почему?» «Глаза». « Говорят, глаза - зеркало души. У Юшки плачет душа».
«Можно ли судить о человеке по внешнему виду?» (Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром», «Юшка добр, но внешне непривлекателен», «нельзя судить о человеке по его внешности».)
5.Беседа по сюжету. Анализ взаимоотношении.
Итак, здесь несколько проблем в одном рассказе. Разделимся на группы и анализируем. 1 я группа «Дети и Юшка», 2 группа «Взрослые и Юшка».
Значит, 1 группа вы должны сопоставить поведение детей по отношению к Юшке и каков был Юшка? 2 группа «Как вели себя взрослые по отношению к Юшке и каков был Юшка?»
Найдите из текста те слова, глаголы, эпитеты, важные характеризующие поведение детей и Юшки, поведение взрослых и Юшки.
1 группа: «Юшка и дети»
Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы: Как дети относились к Юшке? (подчеркните глаголы). Как Юшка относится к детям? (подчеркните глаголы). Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на детей?
- Зачем они добивались того, чтобы он был «как все большие люди»?
- Это их отношение к Юшке или это идёт от взрослых?
- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
- Чего дети ждут от него? Как Юшка отвечает на зло? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)
Просмотр презентации
Дети
(переставали играть, бежали, кричали, поднимали ветки и бросали, трогали, толкали, опять толкали и кидали комья земли, сильнее толкали, кричали вокруг…)
Юшка
(ничего не отвечал и не обижался, шел тихо и не закрывал лицо, молчал, не пугал, не гнался за ними, не трогал, не отвечал им, РАДОВАЛСЯ)
Какое слово часто повторяется? Это лексический повтор, усиливает ощущение агрессивности. А помните, как Юшка разговаривал с детьми бережно? (Родные мои, маленькие мои)
А теперь рассмотрим вторую проблему «Взрослые и Юшка» Просмотр презентации
Взрослые
…обижали его…
…их сердце наполнялось лютой яростью…
…и тут же били его…
…приходили в ожесточение и били его ещё больше…
…и в этом зле забывали на время своё горе…
ЮШКА
….Юшка останавливался, слушал и молчал…
…потом долго лежал в пыли на дороге…
…очнувшись, он вставал…
…люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое… Вот его всепрощение, вот его незлобливость к этому миру.
Мы снова видим лексический повтор - били, это слово усиливает и бьет прямо в сердце.
Что больше всего раздражает в Юшке взрослых и привлекает внимание детей? (То, что Юшка молчит). (То, что он молчит)
2 группа: «Юшка и взрослые»
Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы: Как относятся взрослые к Юшке? (подчеркните глаголы). Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем Юшка отвечает им? (подчеркните глаголы).
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью. Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди).
3 я проблема «Юшка и природа» Давайте, рассмотрим, отношение Юшки к природе. Стр. 103 читайте отрывок.
Просмотр презентации
Юшка(дышал, смотрел, слушал голос рек, больная грудь отдыхала, не чувствовал недуга, не скрывал своей любви к живым существам, склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, гладил кору на деревьях, на душе было легко)
Природа(благоухание трав и лесов, безлюдно, живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работающие кузнечики издавали в траве веселые звуки)
- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни)
- А как отвечала природа к Юшке?
Мы пришли к выводу , что сердце Юшки открыто этому миру. А именно к чему? Скажите, пожалуйста. ( любовь к людям, любовь к природе, к родине, ко всему живому существу) (подымал с тропинки бабочек, жуков, которое пали замертво, и долго всматривался, чувствуя себя осиротевшим)
Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него «народ неполный». КЛАСТЕР
Давайте прочтем диалог с веселым прохожим. «Юшка и веселый прохожий»
Прочитайте по ролям и ответьте на вопросы: Почему Юшка, «осерчал» на «веселого прохожего»? Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?
- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (чтение отрывка по ролям)
- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)
- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим?
Как стали жить люди без Юшки? Стр.105
- Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти?
У того, в ком жива любовь, есть будущее. Дочка - символ этого будущего, в ней - продолжение Юшки. Она обладает теми же качествами: бескорыстно служит людям, бескорыстно любит людей.
6.Обобщение. - Каким же, по мнению автора, должен быть человек? ( Добрым, любящим, милосердным, сердце не должно быть слепым! Ведь в нем все человеческое богатство.)
7. Домашнее задание: написание сочинения по теме «Можно ли зло победить добром?»
Выставление оценок с комментированием
8.Итог урока. - Какое впечатление на вас произвел рассказ, повлиял ли он хоть немного на ваше отношение к людям?
Рефлексия
Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:
На уроке я делал…
Своей работой я доволен/не доволен потому что…
Этот урок показался мне…
За урок я бы поставил себе, потому что…
Материал урока я освоил…
Мое настроение после занятия…
Мне бы хотелось, чтобы вы, читая рассказы Платонова, чувствовали, как в вас растет добрый человек, готовый отвечать за все на свете и приносить пользу людям, чтобы в вас его произведения пробудили размышления о смысле жизни и о родине, о счастье и будущем.