СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Шекспир. Сонеты. В строгой форме сонетов- живая мысль подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Шекспир. Сонеты. В строгой форме сонетов- живая мысль подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы

Просмотр содержимого документа
«В. Шекспир. Сонеты. В строгой форме сонетов- живая мысль подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы»

Урок №82 Русский язык 8 класс

Тема. Диалог. Знаки препинания при диалоге

Цель урока: научить правильно расставлять знаки при диалоге

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложения; составлять предложения с прямой речью по схемам;

  • познакомить учеников с понятиями диалога и реплики, а также с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммуникативную компетенции;

Воспитательная:

  • воспитывать внимательного и культурного собеседника, читателя.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «прямая речь», научились оформлять на письме предложения с прямой речью. Напомните мне, пожалуйста, что такое прямая речь? (Ответы детей)

А теперь проверим ваши знания о знаках препинания при прямой речи.

На доске предложение с прямой речью, но кто-то перепутал правильное расположение слов автора и прямой речи. Расставьте правильный порядок согласно схеме на слайде(один у доски на оценку)

Слайд 1(схемы предложений)

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.Формулировка темы и задач урока

А сейчас перейдём к теме этого урока. Я предлагаю вам просмотреть отрывки из мультфильмов и ответить на вопросы.

Слайд2 Видео

-Сколько было участников в первом отрывке, а сколько во втором?

(в первом двое, а во втором один)

-Кто знает, как называется разговор двух лиц?

(диалог)

-В каком отрывке был показан диалог? ( во втором)



-Правильно. Это и будет темой сегодняшнего урока.

Слайд3 Запишите число, классная работа. Тема урока.

Попробуем сформулировать задачи урока.

Слайд 4 Сегодня нам нужно будет узнать:

1) что такое диалог?

2) из каких частей он состоит?

3) где он встречается в речи?

4) как оформляется на письме?



Слайд 5

2.Теоретическая часть.

Перед вами два текста. Попробуйте определить, в каком из них записан диалог, а в каком текст с прямой речью , и запишите текст – диалог.

  1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»

  2. — Что ты еж такой колючий?
    — Это я на всякий случай.
    Знаешь кто мои соседи?
    Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)

Проверка. Правильно ли мы оформили диалог? Для того чтобы в этом убедиться, давайте откроем учебник на странице 103 и прочитаем правило.

Слайд6

Итак, посмотрим на слайд. Диалог – («диа» - два,

логос – «слово») -разговор двух или нескольких лиц

Реплика – речь каждого лица

Учитель:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи (но без кавычек).

Как видим, диалог также дословно передаёт чужую речь, как и предложения с прямой речью. Но знаки препинания при диалоге другие.

3.Практическая часть.Лингвистический эксперимент.

- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.(На доске текст без знаков препинания, у детей на карточках на партах)

Перед вами текст с пропущенными знаками препинания. Поработайте самостоятельно . Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Кто первый справится, поднимает руку.

Проверка ( вставить знаки у доски) .

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей.

Уступи мне дорогу сказал один.

Вот еще! Пяться назад, я первый взошел на мост ответил второй.

Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и не уступлю ни за что!

Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Проверка - на слайде. Слайд 7(текст со знаками препинания)



4. Физкультминутка (видео).Ну а теперь немного передохнем

5. Наблюдение над языком.А теперь предлагаю вам выступить в роли экспертов.

Иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

- Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Слайд8

Серёжа вернулся из кино.

- Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он. - Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете. Ну, словом, просто здорово...Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.



- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

6. Словарная работа ( двое у доски)

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

Проверка- на слайде 9

- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

- Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Работа в парах. Первая готовая пара зачитывает на оценку.

Примерный диалог.

- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.

- А его нет дома.

- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.

- Обязательно передам.

- Спасибо большое. Извините за беспокойство.

ІV. Итоги урока.

Попробуем определиться, что вы запомнили на уроке

« Продолжите фразу»

Вытащи свой вопрос

1.Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания при диалоге ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

Давайте проверим, правильны ли были ваши ответы (слайд 10)

V. Домашнее задание: П.70, упр. 416

VI. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке? (формы работы)

- Что, на ваш взгляд, у нас больше удалось?

- В чем были затруднения?

- Понадобятся ли вам полученные знания?



































Урок №55 Литература 8 класс

Тема. В. Шекспир. Сонеты. В строгой форме сонетов- живая мысль подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы

Цели:

Активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У. Шекспира;

Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Чтение учителя сонеты 130.


Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.


С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.


Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.


И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.


Эти необычные строки принадлежат великому английскому поэту, драматургу эпохи Возрождения У.Шекспиру, который вобрал в себя все сколько-нибудь значительное из великой эпохи человечества и сумел облечь мысли, верование, борьбу своего времени в образы немеркнущей силы.


.

  1. Вопросы. (Микрофон)


• Как, по вашему мнению, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


• Сформулируйте тему нашего урока.


• Чего вы ожидаете от нашей встречи?


Зачитывается эпиграф к уроку.


Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.

Б. Пастернак.


Постановка цели и задач урока.


IV. Знакомство с жизнью и творчеством Шекспира.


УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (англ. William Shakespeare[1]; 1564[2], Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля 1616, там же) — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир (1530—-1601), был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные общественные должности. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком), в 1568 г. был избран мэром города.

Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве.

В возрасте 18-ти лет, Шекспир женился на Энн Хэтуэй (англ. Anne Hathaway), от брака с которой появились на свет дочь Сюзанна (англ. Susanna) и близнецы Гамнет (англ. Hamnet) и Джудит (англ. Judith).

Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью.

Творческий взлет. "Глобус"

В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия "Ромео и Джульетта".

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

У. Шекспир, «Ромео и Джульетта» (Пер. Б.Л. Пастернака)


В 1595 году Шекспир упоминается в деловом документе как актёр труппы Слуг лорда-камергера.

Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Над входом - крылатые слова: "Весь мир - театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. Тогда же Шекспир оформил дворянство для своего отца и сам сделался дворянином. В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь".

"Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606).

Ещё в 1597 году Шекспир купил второй по величине дом в Стратфорде. В 1605-м он купил право на получение десятин с ближайших к городу земель. В 1612 году Шекспир по неизвестным причинам покинул театр и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.

Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах (1612—1613) отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет.

Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах (1612—1613) отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия:

Good friend for Jesus sake forbear,

To dig the dust enclosed here.

Blest be the man that spares thes stones,

And curst be he that moves my bones.

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят — тронувший мой прах.

Творчество

Скудость биографических сведений и множество необъяснимых фактов дали повод выдвигать на роль автора произведений Шекспира довольно большое количество людей. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII в.), что пьесы Шекспира принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигались самые разные претенденты - от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.


СВЕДЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШЕКСПИРА»


Сонеты Уильяма Шекспира

Сонеты - это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце.

Вильям Вордсворт.


Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.


История сонета

Сонет возник в Италии в 1-й половине 13 в.. классическую форму получил во Флоренции в конце 13в. (Данте). Широчайшую популярность завоёвывал благодаря Ф. Петрарке (317 сонетов о Лауре)


  • Впервые с сонетом англичане познакомились в XIV веке, а в XVI веке сонет становится полноценным жанром в английской литературе.

  • За одно последнее десятилетие XVI века было опубликовано 3000 сонетов.

  • Английский сонет состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия.


СОНЕТ (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) — лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий.

Сонет - от провансальского слова “песенка”.

Шекспир написал 154 сонетов, бо́льшая часть написана в 1592—1599 годах. Впервые сонеты Шекспира были напечатаны в 1609 году, очевидно, без ведома автора.


Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы:

Сонеты, посвящённые другу: 1—126

Воспевание друга: 1—26

Испытания дружбы: 27—99

Горечь разлуки: 27—32

Первое разочарование в друге: 33—42

Тоска и опасения: 43—55

Растущее отчуждение и меланхолия: 56—75

Соперничество и ревность к другим поэтам: 76—96

«Зима» разлуки: 97—99

Торжество возобновлённой дружбы: 100—126

Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127—152

Заключение — радость и красота любви: 153—154


  1. Чтение и анализ сонет.


Это бесконечно дорогие люди для поэта. Им нет имён: зачем о них знать посторонним?


Итак, кто друг его? - Он молод, знатен, богат и великодушен.


Образ друга связывают с одним из высоких покровителей Шекспира - Генри Ризли, графом Саутгемптоном (это был образованный аристократ, любитель театра). Именно его видят скрытым в инициалах посвящения на титульном листе 1-го издания в 1609г.


“…to Мister W. H.”.


Образ друга - это обобщенный образ.

Первый цикл сонетов воспевает физическую красоту и духовное совершенство юного друга. Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум.


Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем. Подобно заботливому отцу, он настойчиво убеждает друга продлить свою красоту и самому жить в детях, ибо “одинокий путь подобен смерти”.


Лирический герой восторженно говорит о его красоте, однако напоминает, что время неумолимо, а жизнь быстротечна. И как в природе за весенним цветением непременно наступает грустная осень, так и на смену цветущей юности придет беспомощная старость.


12

Когда часы мне говорят, что свет

Потонет скоро в грозной тьме ночной,

Когда фиалки вянет нежный цвет

И темный локон блещет сединой,


Когда листва несется вдоль дорог,

В полдневный зной хранившая стада,

И нам кивает с погребальных дрог

Седых снопов густая борода, -


Я думаю о красоте твоей,

О том, что ей придется отцвести,

Как всем цветам лесов, лугов, полей,

Где новое готовится расти.

 

Но если смерти серп неумолим,

Оставь потомков, чтобы спорить с ним!


С 17-го сонета всё усиливается мотив, ранее звучащий приглушённо: невозможность существовать без друга.


Прослушивание чтение сонета 25 в записи

25

Кто под звездой счастливою рожден -

Гордится славой, титулом и властью.

А я судьбой скромнее награжден,

И для меня любовь - источник счастья.

 

Под солнцем пышно листья распростер

Наперсник принца, ставленник вельможи.

Но гаснет солнца благосклонный взор,

И золотой подсолнух гаснет тоже.


Военачальник, баловень побед,

В бою последнем терпит пораженье,

И всех его заслуг потерян след.

Его удел - опала и забвенье.

 

Но нет угрозы титулам моим

Пожизненным: любил, люблю, любим.


50

Как тяжко мне, в пути взметая пыль,

Не ожидая дальше ничего,

Отсчитывать уныло, сколько миль

Отъехал я от счастья своего.


Усталый конь, забыв былую прыть,

Едва трусит лениво подо мной, -

Как будто знает: незачем спешить

Тому, кто разлучен с душой родной.


Хозяйских шпор не слушается он

И только ржаньем шлет мне свой укор.

Меня больнее ранит этот стон,

Чем бедного коня - удары шпор.


Я думаю, с тоскою глядя вдаль:

За мною - радость, впереди - печаль.


Жизнь в разлуке с другом сравнивается с долгим путешествием всадника, «усталый конь» которого «едва трусит ... как будто знает: незачем спешить тому, кто разлучен с душой родной».

? - Почему путнику так тяжело преодолевать путь?

? - Какою видится ему дальнейшая жизнь?

? - Как поведение коня помогает понять настроение всадника?

? – Как 3 строфа сонета помогает понять внутреннее состояние героя? К какому приему прибег переводчик, чтобы передать его?

- А впереди их дружбу ждало еще одно испытание - соперничество, любовь к одной женщине. Больно ранит лирического героя известие о том, что любимая изменила ему с другом. Герой переживает разочарование в самых дорогих людях, боль, одиночество...


Прослушивание записи песни на слова сонета 40 в исполнении Ф. Киркорова


Прослушивание записи песни на слова сонета 90 в исполнении А. Пугачевой


Подумайте, удалось ли композитору и исполнителю передать чувства лирического героя?


“Смуглая дама”. Кто она? С 127-го по 156-й сонеты посвящены “Смуглой даме”. Кто это? И снова загадка…


Некоторые шекспироведы, рассматривая стихи поэта как отражение его биографии, пытались отыскать прообраз героини среди реальных людей. Исходя из сонетов, делают вывод, что она была выше Шекспира по социальному положению, была замужем, но непостоянна в своих чувствах. По одной версии, это дочь придворного музыканта итальянца Б.Бассано - Эмилия. По другой – это придворная дама королевы Елизаветы - Мария Фиттон.

Однако не так важно знать ее имяТаким образом, сонеты Шекспира - не повествование о конкретных отношениях, а история любви, вечной и непобедимой.


В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными и только они играли роль героинь в сказках, фаблио и романах. Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.


- Чувство лирического героя искреннее и глубокое, он восхищен своей возлюбленной, но не идеализирует ее, а описывает как обычную, земную женщину. Об этом свидетельствует сонет 130.


Звучит сонет 130 в исполнении БИ-2


Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.


С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.


Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.


И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.


Аналитическая работа с текстом:

? - Почему автор прибегает к приему отрицания постоянных эпитетов и сравнений?

? - Любит лирический герой, по-вашему, свою избранницу, если говорит о ней так буднично, приземленно?

? - Как в финале сонета выражается чувство героя?

? - Что, на ваш взгляд, делает женщину привлекательной?


Итак, основная мысль сонетов – любовь, дружба, борьба двух чувств после того, как его друг и возлюбленная полюбили друг друга и жестоко огорчили автора. В доказательство своих слов я прочитаю сонет №116.



116

Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.


Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане.


Любовь - не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.


А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви - и нет стихов моих!


Проблемные вопросы:

? - Какую роль, по мнению Шекспира, играет любовь в жизни человека?

? - Почему поэт сравнивает любовь с маяком среди бурного моря, с путеводной звездой?

? – Как утверждается нетленность любви, ее непоколебимость перед неумолимым течением времени?


Сонеты Шекспира – вершина английской лирики эпохи Возрождения. Тем не менее они не равноценны. Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством. Среди всех остальных выделяется знаменитый 66-ой сонет. Вашим общим домашним заданием было прочитать сонеты Шекспира. Особое внимание обратить на 66-ой сонет, найти его различные переводы.


(Чтение сонета № 66 в переводе С. Маршака.)


Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,


И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,


И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.


Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг!


Слушая этот сонет, задаешься ахматовским вопросом: “Что ныне лежит на весах?”


- Как вы понимаете этот вопрос? Понимать его надо в переносном смысле. (Что сегодня весомее всего, важнее, ценнее в современном обществе? Какие мысли, поступки, дела?)


- Как Шекспир ответил на этот вопрос в 66-ом сонете?


- Не устарели ли проблемы, поднятые в этом сонете?


(Учитель раздает листочки с этим сонетом в переводе Б. Пастернака. Чтение сонета № 66 в переводе Б. Пастернака.)


Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак,


И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,


И вспоминать, что мысли замкнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.


Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.


- Он (т.е. лирический герой) прямо говорит, что хочет умереть. Почему? (Не по личным причинам. От невозможности жить в мире, где царят общественный хаос, произвол: “Измучась всем…”).


- “Измучась всем…”. Но, оказывается, есть причина, заставляющая примириться с постылой жизнью. И как раз личная. Давайте порассуждаем.


Конфликт, с которым мы только что познакомились, общечеловечен, понятен каждому. Всякий в какой-то момент – иногда в ранней юности! – переживает крушение иллюзий, разочарование в любви, в жизни. Хочет умереть – потом решает жить. Скажем, думает: “Все ужасно, я бы немедленно расстался с жизнью, но так люблю наблюдать весной цветение яблонь, слушать пение птиц, встречать рассвет. И если умру, этой возможности лишусь.” Или “Если умру, никогда не искупаюсь больше в любимой Волге. А ее вода так свежа, так ласкова…Нет, уж лучше поживу еще.”


Расстаться с самой ужасной жизнью непросто. 66-ой сонет – гимн человеческому жизнелюбию!


- Чем герой оправдывает свое решение жить?


(С его уходом “другу трудно будет”. Преданность другому живущему – вот подпора его жизнелюбия).


Живите, говорит нам великий учитель, потому что ваша жизнь нужна вашим близким.


  1. Подведение итогов урока.


- Знаете ли вы, кто переводил сонеты?


Сонеты Шекспира переводили Иван Мамуна, Самуил Маршак, Борис Пастернак, Бер, Валерий Брюсов, Гербель, А. Финкель, Гриневская и другие. За переводы сонетов Шекспира Самуил Яковлевич Маршак был удостоен высшей награды своего времени – Сталинской премии.


Сонеты Шекспира часто привлекали внимание художников: к ним написали музыку Д. Шестакович, Д. Кабалевский, Б. Буевский, М. Таривердиев, С. Никитин и другие


Сонеты Шекспира современны, актуальны и сегодня, спустя пять веков. Многие из них положены на музыку.



VII. Оценивание.


• Кого из учеников сегодня можно отметить за хорошую работу на


уроке?


  1. Домашняя работа: прочитать стр. 241-242, выучить сонет наизусть











Урок №54 Русский язык 10 класс

Тема. Понятие о служебных частях речи, их отличие от самостоятельных частей речи


Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Мотивация и целеполагание

– Какие разделяя науки о языке изучают слово? (Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.) 
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

2) Помогите словам правильно встать в колонну

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.


Части речи

По каким признакам различаются

Самостоятельные:

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол (причастие, деепричастие)

наречие

категория состояния

  1. Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;

  2. Могут быть членами предложений.

Служебные:

предлог

союз

частица

  1. Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;

  2. Не бывают членами предложения.

Междометие

  1. Выражает различные чувства и побуждения;

  2. Не бывают членом предложения


3.Практическая работа. Работа в группах.

1.Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Практическая работа. Работа в группах.

Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется

«Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Прогнозы детей.

Моя она.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом

номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли… Её зовут – лень. (А.Чехов)

Задание.

1 группа

1) Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст.

2) Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные.

Задание.

2 группа

1) Найти в тексте существительное, которое употребляется только во множественном числе.

2) Выписать из текста союзы, распределить их по группам.

Задание.

3 группа

1) Найти в тексте возвратное местоимение.

2) Выписать из текста частицы, распределить их по разрядам.


Какой пословицей можно выразить основную мысль данного текста?


Труд человека кормит, а лень портит.


2.Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)

Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов


1 группа

Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте предлоги.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. часа; увидеть (в) продолжени.. фильма; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.


2 группа

Запишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы И или Е.


Упрямого (н…)чем не убедишь.

Кто (н..)(в)(чем) не виноват, того и обвинять не в чем.

(Н…)(с) (кого) спрашивать, когда сам виноват.

Худого человека (н…)чем не уважишь.

Пустые речи и слушать (н…)чего.

Худо тому, кто не делает добра (н…)кому.

3 группа

Вставьте разделительные союзы.

1. ... солнце светит, ... идет дождь. 2. ... ты сам признаешься, ... кто-то укажет на твою ошибку. 3. ... он ничего не слышал об этой истории, ... она стерлась в его памяти. 4. ... мальчика влекло море, ... он мечтал стать летчиком.


3. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..калённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумр..чный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы поражённая страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).


4.Подведение итогов урока (рефлексия)

1) Что было важным для вас сегодня на уроке?

2) Выскажите свои мысли по уроку (понравился / не понравился. Почему?)

3) Что осталось непонятным, вызвало трудности.


5.Оценивание.

6.Домашнее задание: стр. 243-244, упр. 358, 359





































Урок №81 Литература 10 класс

Тема. Морис Метерлинк- бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые»

Цель: познакомить учащихся с творчеством бельгийского драматурга, с символикой образов в пьесе «Слепые»

Задачи урока:

Образовательные:


1.Определить характерные особенности построения драматического произведения;


Развивающие:


1. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.


Воспитательные:


1. Воспитывать культуру мышления.

2. Формировать умение осуществлять взаимосотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Многие помнят замечательную детскую сказку «Синяя птица». Однако то, что воспринимается как сказка для детей, в действительности было написано как притча для взрослых. Ее автором был известный писатель из Бельгии Морис Метерлинк. Кроме «Синей птицы» его перу принадлежало немало других интересных произведений. Наиболее символичной среди них является пьеса «Слепые». Морис Метерлинк Родился писатель в семье бельгийского нотариуса в августе 1862. В семье принято было говорить на французском, из-за чего в будущем автор писал большинство своих работ на этом языке.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать, его отправили учиться в колледж иезуитов. Учеба способствовала развитию желания Метерлинка заниматься литературой, а с другой стороны сформировала ярую антиклерикальную позицию автора. Антиклерикали́зм (от греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования. После колледжа юноша занялся изучением юриспруденции. В свободное время он писал стихи и прозу. Несмотря на то что отец настаивал на карьере юриста, он помог юноше издать первый сборник поэзии «Оранжереи». Через год публикует пьесу «La Princesse Maleine» и в дальнейшем концентрируется на написании пьес Морис Метерлинк.

«Слепые», «Непрошенная», «Пелеас и Милисанда» - следующие известные пьесы писателя. Они прославили своего создателя не только в Бельгии и Франции, но и на весь мир. Произведения этого периода считаются наиболее удачными. Это связано с тем, что в последующие годы писатель увлекается символизмом, поздние его пьесы чрезмерно переполнены мистицизмом. В 1909 во Франции с успехом ставят пьесу «Синяя птица». А через два года получает Нобелевскую премию по литературе Морис Метерлинк. «Слепые», «Синяя птица», «Пелеас и Милисанда» и несколько других известных пьес автора помогли добиться писателю этой престижной награды. С началом Первой мировой войны Метерлинк в своем творчестве начинает касаться темы войны («Бургомистр Стильмонда»). В двадцатые годы писатель все больше увлекается оккультизмом, при этом произведения этого периода полны библейских мотивов. Постепенно Метерлинк вместо пьес больше пишет эссе. Когда писателю исполнилось 50 король Бельгии Альберт I пожаловал ему графский титул. С начала Второй мировой войны писатель эмигрирует в США, однако в 1947 возвращается в Европу. Через два года Морис Метерлинк скончался в Ницце из-за сердечного приступа. Пьеса Метерлинка «Слепые»: история создания Со средины девятнадцатого века церковь стала терять влияние на общество. Связано это было с отчаянными попытками сохранить контроль над наукой и культурой. Большинство ученых и деятелей искусства были верующими людьми, но из-за активных попыток церкви грубо вмешиваться в их работу среди них росли антиклерикальные настроение.

Еще во время учебы в Иезуитском колледже стал негативно относится ко многим идеям церкви Морис Метерлинк. «Слепые» (пьеса) была написана под влиянием наблюдений ее автора за потерей влияния церкви в обществе. Метерлинк полагал, что церковь уже слишком "стара" чтобы руководить, однако если ее не заменить другим институтом, общество обречено. В 1890 эта пьеса была опубликована, а уже через год была поставлена в «Театре искусства» Поля Фора. На русский язык ее перевели только через четыре кода после публикации. А в 1904 в одном из московским театров ее поставили вместе с несколькими другими короткими пьесами Метерлинка. Главные герои Одним из главных героев пьесы сделал безмолвного мертвого священника Метерлинк. Слепые, окружающие его тело, на протяжении всей пьесы характеризуют его, давая понять сколь важную роль он играл в их жизни. Еще одним важным героем является младенец - ребенок помешанной слепой. Он единственный способен видеть, однако из-за столь юного возраста еще не в состоянии стать проводником для остальных. Юная слепая – красивая молодая девушка, выросшая в местности с живописной природой, но позже утратившая зрение. Невзирая на свое увечье, она продолжает любить красоту. Девушка обаятельна и, несмотря на то что все окружающие мужчины слепы, они все ей симпатизируют. Хотя она ничего не видит, однако ее глаза еще живы и при должном лечении вскоре она сможет прозреть.

Самая старая женщина среди слепых является и самой рациональной. Также рассудителен и самый старый слепой мужчина. Трое слепорожденных мужчин - одни из самых несчастных героев. У них нет воспоминаний о красоте мира, так как они никогда не видели его. Они постоянно возмущаются и критикуют других. Слепорожденные жалуются, что священник не говорил с ними, однако позже выясняется, что они сами не больно-то стремятся его слушать. Три старые слепые женщины, в отличие от юной слепой, совершенно не активны. Они смирились со своей судьбой. Чтобы не случилось, она продолжают молиться. Также в пьесе есть еще двое слепых мужчин, но они не особо активны. Всего в «Слепых» восемь героев: шесть слепых мужчин (3 слепорожденных, старый и 2 обычных слепых), шесть слепых женщин (3 молящихся, старая, юная и помешанная), мертвый священник и зрячий ребенок. Метерлинк «Слепые»: краткое содержание В пьесе рассказывается о приюте для слепых, в котором зрячие только пожилой священник (умер в самом начале пьесы) и дряхлые монахини. Недавно там был доктор, но он умер ранее, из-за чего священник беспокоился, так как он был болен и предчувствовал собственную смерть. Незадолго до нее он собирает всех слепых и ведет на прогулку по острову. Однако ему становится плохо и, попрощавшись с прекрасной юной слепой, он умирает.

Однако слепые не замечают смерти своего поводыря, а полагая, что он скоро вернется за ними, ждут его возвращения. Со временем они начинают беспокоиться и общаться между собой. Размышляя и жалуясь на поведение священника (завистливые слепорожденные), а также вспоминая прошлое, слепые постепенно теряют надежду на его возвращение. Вскоре приходит приютская собака и благодаря ей слепые узнают, что священник умер. Размышляя о том, как им выбраться, слепые начинают чувствовать, что кто-то касается их. Вскоре они слышат чьи-то шаги и молодая слепая берет на руки зрячего ребенка, надеясь, что он увидит, кто идет. Однако по мере приближения неизвестного ребенок все сильнее плачет. Символизм «Слепых» На момент написания пьесы увлекся философией символизма Морис Метерлинк. «Слепые» (краткое содержание выше) полны множества символов. В первую очередь это смерть, окружающая слепых. Ее символизирует океан невдалеке. Также символичен маяк, обитатели которого прекрасно видят, однако не смотрят в сторону слепых (символ науки). Еще один символ - старые зрячие монахини приюта, о которых известно, что они, зная о пропаже своих подопечных, не пойдут их искать. Тут Метерлинк описывает современное ему отношение церкви к пастве. Несмотря на призвание заботится и оберегать "незрячих" подопечных, многие священники просто игнорируют их проблемы. Слепые герои – это человечество, которое в прошедшие века находило свой путь благодаря вере (церкви).

Но теперь вера умерла и люди потерялись в темноте. Они ищут дорогу, но не в состоянии найти ее своими силами. К слепым в конце пьесы приходит кто-то, но из-за открытого окончания неизвестно - новый ли это проводник, желающий помочь несчастным людям, или жестокий убийца. Несмотря на то, что некоторые трактуют окончание пьесы как гибель человечества, для многих приход неизвестного символизирует надежду. Крик зрячего ребенка, возможно, обозначает не страх, а радость или призыв к незнакомцу (незнакомке) о помощи. Значение для культуры Многим читателям понравилось изображение человечества, утратившего веру, в образе слепых без поводыря, какими их представил Метерлинк. «Слепые» (анализ и символы пьесы выше) повлияли на современников писателя и потомков. Известный философ Николай Рерих после постановки пьесы в Москве нарисовал тушью черно-белую иллюстрацию к пьесе.

Идея Метерлинка изобразить общество как группу слепых людей натолкнула Жозе Сарамаго на написание романа «Слепота», по сюжету которого в 2008 был снят одноименный фильм. Прошло больше ста лет после написания пьесы "Слепые". За эти годы в обществе произошло немало катаклизмов и событий. Однако и сегодня, как и сто лет назад, человечество продолжает вести себя как слепые в надежде отыскать проводника. Так что произведение Метерлинка продолжает быть актуальным.

Домашнее задание: прочитать пьесу

Тест Г. Ибсен «Кукольный дом»

1. В какой стране происходит драма?

А) В Англии

Б) В Норвегии

В) В Швеции

2. Где будет работать после Нового года Торвальд Хельмер?

А) В банке

Б) В агентстве по недвижимости

В) В больнице

3. Какой праздник собирается отмечать семья Хельмера?

А) День рождения Норы

Б) Новый год

В) Рождество

4. Как прибыла подруга Норы в город?

А) На поезде

Б) На пароходе

В) На самолёте

5. В какой стране Хельмеры были вынуждены провести год из-за болезни Торвальда?

А) В Германии

Б) В Чехии

В) В Италии

6. Кто был раньше возлюбленным фру Линды?

А) Крогстад

Б) Доктор Ранк

В) Торвальд Хельмер

7. Где Нора предлагает работать фру Линде?

А) В пекарне

Б) В банке

В) В больнице

8. По какой причине Хельмер увольняет Крогстада?

А) Он ухаживал за его женой

Б) Он некомпетентный сотрудник

В) Он совершил подлог

9. Что подделала Нора?

А) Поручительскую подпись отца

Б) Документ об образовании

В) Свидетельство о рождении

10. От чего умирает доктор Ранк?

А) От сифилиса Б) От чахотки В) От сердечного приступа