Мастер-класс для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок читал легко и с удовольствием «В школу – с радостью!»
Кудрявцева И.М.
Учитель начальных классов
МАОУ НР НСО «Мичуринская школа №123»
- П ервые успехи ребёнка в обучении
зависят от того,
готов ли он к школе.
Именно поэтому подготовку к первому классу никак не отложишь на потом.
Готовность к школе
Психологическая готовность
- Развитие внимания
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Развитие речи и кругозора
- Ориентировка во времени и пространстве
- Развитие произвольности.
Физиологическая готовность
- Состояние здоровья
- Физическое развитие
- Развитие анализаторных систем
- Развитие мелких групп мышц
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Личностная готовность
- Умение подчинять свои действия правилу.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять указания.
- Поддержка доброжелательного отношения с окружающими.
- Мотивы учебной деятельности.
- Если вы поможете вашему ребенку
- развить память, концентрацию,
распределение и переключение внимания,
усидчивость
- правое и левое полушарие головного мозга научить работать гармонично, наладить межполушарное взаимодействие
- запомнить буквы, складывать
слоги и простые слова, считать
Тогда он легко приобретет
главное умение для успешного
обучения современного школьника –
научится быстро и эффективно
читать.
Сегодня вы узнаете:
- Как научить чтению с нуля
- как осуществить свою мечту, в которой ваш ребенок, став школьником
- с радостью бежит на занятия
- легко и с интересом учится
- читает быстро и эффективно
- самостоятельно выполняет домашние задания
О чем мы поговорим сегодня
- Что делать, если ребенок неусидчивый и плохо концентрируется?
- Как эффективно научить ребенка чтению?
- Как помочь ребёнку увеличить скорость чтения и при этом понимать и запоминать прочитанное?
- Как заинтересовать ребёнка чтением и привить ему любовь к учебе?
Давайте познакомимся!
- Сколько лет вашему ребёнку?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь при обучении ребёнка чтению?
Часто в процессе обучения чтению, родители сталкиваются с такими ситуациями:
Ребёнок медленно читает и не понимает о чём прочитал
Не может ответить на вопросы или выделить главную мысль
Приходится перечитывать текст несколько раз
Всё это приводит к тому, что ребёнок не успевает по многим предметам, часами делает домашнее задание, не хочет брать книгу в руки и устаёт при чтении
Российские учёные проанализировали: как скорость чтения в начальных классах влияет на успеваемость в дальнейшем?
Оказывается, выявлена закономерность:
- Отличниками стали те, кто к окончанию 4 класса читали 130-170 слов в минуту
- Пятиклассники-хорошисты укладывались в диапазон 100-140 слов в минуту
- Скорость чтения будущих троечников была в среднем 80-90 слов в минуту
- Вывод : владение чтением определяет успех ребёнка в школе
- Установлено, что способность адаптироваться, устроить жизнь в современном обществе напрямую зависит от умения человека читать, получать информацию
К какому результату мы стремимся?
- Ребенок самостоятельно учится, выполняет домашнее задание без помощи родителей и репетиторов.
- Схватывает на лету новую информацию, быстро заучивает стихи, легко работает с незнакомыми текстами
Не запускайте чтение!
- Первый класс – оптимальное время для ребёнка, чтобы научиться читать
- Если с чтением проблемы – это тревожный звоночек, что-то работает не так. Нужно искать причину, возможно обратиться к специалистам
- Если ничего не делать, будет только хуже!
- Почему ребенок плохо читает?
1. Небольшой словарный запас
- В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает.
- Чтобы расширить словарный запас, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто (что) на них изображено и что происходит.
- Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.
2. Ребенок невнимателен, отвлекается
- Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия были похожи на игру
- Читайте с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился, заинтересуйте его книгой. Например, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше.
- После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге, попросите ребёнка читать со включённой музыкой, сначала очень тихой и без слов.
- Если всё получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами. Так ребёнок будет учиться концентрироваться на чем -то одном.
Произвольное внимание
- Важная составляющая процесса чтения – способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время.
- Это можно тренировать с помощью простых упражнений, например, лабиринта. Предложите найти выход лишь с помощью взгляда.
3. Узкое поле зрения
- Для освоения техники беглого чтения необходимо иметь широкий угол зрения.
- Глаза не должны фокусироваться на одном слове
- Задача – научить воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение
- Для тренировки можно использовать
Таблицы Шульте.
4. Регрессия глаз
- Ребёнок возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия происходит неосознанно.
- Процесс можно контролировать, используя тренировочные упражнения:
Как убрать регрессию
- Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причем без потери качества понимания.
- Закрывайте прочитанный текст
- Подготовьте для ребенка специальную закладку. Пусть положит её наверх текста, постепенно двигая её вниз во время чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему уже невозможно.
- Можно двигать закладку слева направо.
- Регулярно проводите замеры техники чтения.
5. Дислексия
- Наличие такого диагноза серьёзно мешает ребёнку овладеть навыками быстрого чтения
- При этом ребёнок может быть успешным по другим предметам
- Требуется специальная помощь
- Хорошая новость: мозг обладает нейропластичностью и может быть восстановлен благодаря направленным тренировкам
Почему еще дети плохо читают?
- Нагружают только левое полушарие, нет гармоничного развития.
Ребенок, читая, не может понять смысл текста, так как у него не формируется образ текста.
- Это происходит из-за обилия готовой информации (планшеты, телефоны), низкого уровня психомоторного развития современных детей.
Важно понимать, что дети сейчас другие, они с детства иначе развиваются, важно это учитывать при обучении.
Что делаем
- Работаем над гармонизацией межполушарного взаимодействия
- Развиваем 4 основных навыка:
- Скорость чтения
- Память
- Концентрация и внимание
- Периферийное зрение
Как? Нужно превратить чтение в игру
1 . Нейрогимнастика (перед занятием и как физминутка)
2. Вовлечение ребенка в процесс чтения (остановка на самом интересном)
3.Чтение для жизни. Писать записки, открытки, список дел.
4. Диафильмы
5. Параллельное чтение
6.Вслух и про себя
7. Игры с ударением
8. Чтение слов со стечением согласных
9. Развитие зоркости (лишняя буква в ряду, слова, отличающиеся одной буквой)
10. артикуляционная гимнастика, правильное дыхание (скороговорки, пословицы)
11. Расширение поля зрения
12. Антиципация (смысловая догадка)
13. Чтение с закладкой
14. Чтение слов написанных разным шрифтом
15. Наращивание слов.
17. Чтение с музыкальным сопровождением
18. Чтение с отстукиванием ритма
19. Ролевое чтение с разной интонацией
20. Перевёрнутый текст
21.Деформированные предложения
22. Поиск заданного слова
23. Таблицы Шульте
24.Очередь. (чтение про себя, потом вслух)
Вот что будет когда вы это сделаете:
- Ребенок начнет читать и будет делать это с удовольствием
- Вам больше не нужно будет заставлять ребенка сидеть над книгами
- И самое главное – ребенок будет успешным