СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В царстве мастеров «холодное царство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с техникой гризайль — рабо­ты, выполненные оттенками одного цвета.

Просмотр содержимого документа
«В царстве мастеров «холодное царство»»


В ЦАРСТВЕ МАСТЕРОВ «ХОЛОДНОЕ ЦАРСТВО»


Цель: Расширить представления детей о многообразии холодных и теплых красок, формировать умение использовать свойства холодных цветов в изделии.

Задачи

Воспитательные: Совершенствование навыков и умений в технике аппликации, оригами, и других видов работ

Образовательные: Знакомство детей с техникой гризайль — рабо­ты, выполненные оттенками одного цвета.

Ход занятия

Работа проводится по группам

ХОЛОДНОЕ ЦАРСТВО

Материалы. Картон, бумага, целлофан, клей, фломасте­ры, цветная (холодных тонов) бумага, бросовые материалы.

Практическое задание. Изображение сказочных замков с использованием холодной гаммы цветов (замок Снежной королевы, терем для Снегурочки, Деда Мороза). Полуобъ­емная или объемная аппликация, оригами, фи­гурки — фенечки. Эскизы гжельской керамики, посуды. Оформление коллективного панно.

ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

В Гжельской росписи самое трудное — это научиться выпол­нять так называемый мазок с тенями, являющийся как бы стер­жнем народной кистевой росписи. Логика письма: сначала нано­сят крупные основополагающие мазки, а уже затем обыгрывают их мелкими капельками и графическими линиями. Здесь суще­ствует закон «триады», заключающийся в том, что на рисунке изображается три элемента: большой, поменьше и самый малень­кий. Для лучшего понимания этого закона его называют «зако­ном семьи»: большой элемент — «папа», поменьше — «мама», а самый маленький — их «дитя». Это приучает будущего жи­вописца по фарфору или майолике к быстрому письму, пони­манию чувства ритма и строя народного кистевого письма.

Роспись может быть самой разнообразной. Но следует все­гда помнить, что на белом фон изделия должны присутство­вать только два цвета — темно-синий и голубой.


ТЕПЛОЕ ЦАРСТВО

Материалы. Картон, бумага, клей, цветная бумага теплых тонов.

Практическое задание. Изображение на цветном (чер­ном) фоне сказочных животных (птиц, коней, драконов и т. п.) в окружении цветов, трав, ягод, деревьев с исполь­зованием теплых тонов цветной бумаги.



ХОХЛОМА

Есть легенда.

Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в кер­женские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дере­ва же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди про­чих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пше­ном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмах­нула она крылом, коснулась его посуды — и она стала золотой.

Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской ма­стер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, выреза­ют и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани. И кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказоч­ные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смо­родину, рябину, калину. А рядом обязательна трава большая и травка маленькая.

А есть и другая легенда. Ее описала Марина Аристова.

«В непроходимые леса Нижегородской губернии бежали свя­щенники и монахи, не желавшие подчиняться церковным рефор­мам. Одна за другой вырастали здесь деревушки. Первая забота была, конечно, о пропитании. Посуду долбили, вырезали из дре­весины. Черпаки и миски трескались и рассыхались от горячей похлебки, но крестьяне смекнули — обмазали деревяшки глиной покрыли сваренной из льняного масла олифой, закалили в печи получилась прекрасная и удобная посуда. Раскраси­ли ее тем, что было под рукой, а именно черной сажей, крас­ной киноварью.

В один из неурожайных годов крестьяне попробовали вывез­ти свои изделия на рынок: «стаканы по 5 рублей тысяча, чаш­ки по 2 рубля за сотню». Рынок принял товар: его раскупили мгновенно, с удовольствием, поскольку изделия были деше­вы, удобны и красивы. И тогда в Семине, Воротилове, Про­скурине, Новопокровском, Хрящах целыми семьями начали резать, долбить, разрисовывать; потом на речках построили водяные токарни, а в каждой деревне — красильни. А на рынок ездили в богатое торговое село Хохлому — это имя и закрепилось за нарядными деревяшками.

Счастливая жизнь промысла продолжалась триста лет, а по­том стали появляться тревожные симптомы. Оскудевали леса, хохломская посуда дорожала, а тут как раз появилась дешевая металлическая


СЕРОЕ ЦАРСТВО

Путешествуя по стране Выдумляндия, дети попадают в Се­рое царство.

Материалы. Белая, черная, серая бумага различных тонов и оттенков, картон, клей.

Практическое задание. Изображение сказочного пейза­жа, сказочного замка, в которых преобладают серые тона. Аппликация. Оформление работ в коллективное панно.


ГРИЗАЙЛЬ (от франц. — серый) — вид декоративной живописи, вы­полняемой в различных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серо­го). Применяется с XVII в., широко распространен в росписях интерье­ров в стиле классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа. Гризайлью называют и росписи одноцветной эмалью (серой, коричневой, розовой) с прорисовкой золотом, в которых также дости­гается эффект рельефности изображения.

ЧУДЕСА


О, как мы редко

Говорим друг другу

Нежные и нужные слова!

Попробуйте, ребята, вспомнить нежные и нужные слова. Как эти нежные и нужные слова вы можете изобразить с по­мощью цветной бумаги?

Чудо - нечто поразительное, удивительное, удивляющее сво­ей необычностью.

В стране Выдумляндии все необычное, там можно встре­тить что-нибудь такое, чего в нашей повседневной жизни нет, например, чудо-дерево или чудо-цветок; стоит загадать жела­ние и оно обязательно сбудется, на дереве вырастут «чулки да башмачки».

Материалы. Бумага белая и цветная, картон, клей, флома­стеры.

Практическое задание. Изображение чудо-дерева, чудо-цветка, чудо-плода и т. п. Аппликация многоцветная. Оформление коллективного панно



Итог занятия

1. Рассматривание и обсуждение выполненных работ