Внеклассное мероприятие
«В царстве вежливости и доброты»
ПОДГОТОВИЛА:
Учитель начальных классов
Герасимова Л.Р.
«В царстве вежливости и доброты».
Цели: развивать представление учащихся в вежливости и доброте. Воспитывать стремление совершать добрые дела; развивать познавательную активность, речь, мышление и воображение.
Задачи: ознакомить детей с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости; воспитывать уважение и ценностное отношение к себе и к другим людям; развивать коммуникативные навыки.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Улыбка». Слайд 1.
Ведущий: Добрый день всем! Тема нашего занятия: «В царстве вежливости и доброты!» Ребята, как вы думаете, почему занятие мы начали с такой песни? (Ответы). Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше! Когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму? (Ответы). Наверное, не всегда. А как можно назвать человека, который никогда об этом не забывает? И поэтому всем с ним легко и приятно? (Ответы). Да, такого человека можно назвать воспитанным.
Слайд 2. Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, ведь они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также ситуации, в которых надо употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправимся в маленький детский театр. Вы убедитесь, что вежливости учат не только детей, но даже и зверей. Послушайте стихотворение о том, как учили вежливости маленького медвежонка.
Слайд 2. С. Маршак «Урок вежливости». (Один ученик читает стихотворение, другой показывает мимически все действия, перечисляемые в стихотворении.)
Медведя лет пяти-шести
Учили как себя вести:
-В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.
Слайд 3. Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушлив будь и вежлив будь,
И уступай прохожим путь.
Слайд 4. А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили как себя вести.
Ведущий: Ну что же, нашего мишку не учили правильным поступкам. И давайте посмотрим, что из этого получилось!
Сценка "Вежливое слово"
Автор. Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой...
Кассир. Подходите, Ежик, Ежик!
Вам билет в каком ряду?
Ежик. Мне поближе, плохо вижу,
Вот спасибо, ну пойду.
Автор. Говорит овечка:
Овечка. Мне одно местечко!
Вот мое Благодарю - доброе словечко.
Утка. Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!
Автор. И достала утка Доброе утро!
Автор. А Олень.
Олень. Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте лучшие места.
Вот мое Пожалуйста!
Автор. И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков,бурундуков...
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого...
Медведь. Касса, выдай мне билет!
Кассир. Ваше вежливое слово?
Медведь. У меня такого нет!
Кассир. Ах, у вас такого нет.
Не получите билет!
Медведь. Мне билет!
Кассир. Нет и нет!
Не стучите, не кричите, до свидания, привет.
Автор. Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал.
И ушел он со слезами,
И ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка косолапого сынка
И достала из комода очень вежливое что-то,
Развернула, и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
Медведица. Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, Позволь...
Их давно уж съела моль!
Бедные Пожалуйста,
Что от них осталося?..
Автор. Театр открывается! К началу все готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово!
Медведь. - До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!
Автор. И кассир дает билеты - не один, а целых три.
Медведь. - С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять
Автор. И кассир дает билеты - не один, а целых пять.
Медведь. - Поздравляю с днем рожденья - приглашаю вас к себе.
Автор. И кассир от восхищенья постоял на голове!
И кассиру все под силу, очень хочется запеть:
Кассир. "Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!"
Медведь.- Благодарен, извиняюсь!
Кассир. - Славный парень!
Медведь - Я стараюсь!
Ведущий: Скажите, дети хорошо ли живется невежливым людям? ( ответы детей)
Давайте мы посмотрим насколько вы вежливые?
Слайд 5. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если высказывание вежливое – хлопайте в ладоши два раза, а если не вежливое – топайте ножками.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять упавшие вещи –
Не встать, обращаясь к учителю –
Оплатить проезд –
Не уступить место в транспорте –
Не заметить недовольство мамы –
Ведущий: Молодцы! Слайд 6. А что же такое вежливость? До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, что бы другим было приятно с тобой.
Ведущий: А какими словами пользуется вежливый человек? (волшебными словами)
А вы, всегда ли, в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»? Назовите такие волшебные слова. (Ответы).
Слайд 7. Игра «Доскажи словечко»:
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Слайд 8.
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
Слайд 9.
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю…(пожалуйста).
Товарищи, твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Слайд 10. (Физминутка). БАРБАРИКИ
Из истории слов:
Слайд 11. Ученик: Слово «Здравствуй».
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому, что «здравствуй»
Значит «будь здоров»,
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит слово «здравствуй»
Говорить пора.
Слайд 12. Ученик: Слово «Спасибо».
Откуда появилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси Вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Ученик: А еще говорят.
Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.
Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.
- Все? - Удивилась мама. – Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.
- Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.
«Спасибо и на том» означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».
«За спасибо» означает: делать что-то запросто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
Слайд 13. Ученик: «Благодарю».
Откуда появилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!»
Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово - благодарю.
Ученик: А еще говорят.
- Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы – и ты станешь дедушкой?
- Нет уж, благодарю! – рассмеялась бабушка.
В данном случае благодарю - означает отказ.
Воробья позвали кошки,
Обещали чай и крошки.
Он сказал: «Благодарю!
Я уже сегодня сыт.
Как на когти посмотрю,
Так теряю аппетит!»
Ведущий: Слайд 14. Молодцы, ребята! Все нужные слова вы хорошо запомнили. Ведь эти волшебные слова не зря так называются – они сберегают мир и спокойствие между людьми, а значит, берегут и их здоровье.
Слайд 15. Звучит песня Фунтика «Доброта».
песня Фунтика «Доброта»
Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Ведущий: Слайд 16. Как вы думаете, о чем сейчас будем говорить? (Ответы). Да, о доброте. Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.
Слайд 17. Русский писатель И.С. Тургенев сказал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево». Себялюбивый - это тот человек, который любит только себя, не видит окружающих людей, живет только собой, своими желаниями. А раз он любит только себя, то он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые времена, он останется один и будет страдать.
Давайте попробуем определить какими же качествами должен обладать человек, чтобы не остаться в это огромном мире одному и не засохнуть, как это дерево?
Ведущий: Первое качество, которым должен обладать человек, - доброта. В древности говорили: «Можно устоять против всего, но не против добра!» Но не только добрым должен быть человек. Не часто встретишь такого, который бы в жизни никогда ни с кем не ссорился. Давайте посмотрим, как это бывает.
Сценка «Кто кого обидел первым» (М.В.Телегин – «Воспитательный диалог»):
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня…
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил…
- И я дружил…
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл…
Воспитатель: Не стоило ребятам ссориться и драться. Надо было дело решить словами. А когда отстаиваешь свою точку зрения ненужно кричать и угрожать.
Слайд 18. Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты».
Выбирается несколько пар – мальчик и девочка. Дети встают на некотором расстоянии лицом друг к другу. Мальчики по очереди произносят комплименты и делают шаг навстречу девочкам, затем девочки по очереди отвечают. Необходимо следить за тем, чтобы комплименты не повторялись. Если кто-то затрудняется ответить, то он остается стоять на месте. Выигрывает пара, которая встретится раньше других.
Слайд 19. Игра: «Собери пословицу».
Ведущий: Русские люди издавна складывают пословицы и поговорки. В них заключена великая мудрость! Давайте соберем их. «Друга ищи, а нашел – береги»; «Друга на деньги не купишь»; «Друга узнать – вместе пуд соли съесть»; «Друг познается в несчастии»; «Друг денег дороже»; «Старый друг лучше новых двух».
Ведущий: Молодцы! Вот мы определили второе качество хорошего человека - дружба.
Ведущий: Слайд 20. Каким, словом можно определить тему этого рассказа? (Ответы). Правильно – взаимопомощь, помощь другу. Посмотрите, ребята, наше деревце уже не такое одинокое. Так и человек должен стремиться к тому, чтобы вырастить у себя в душе такой же сад. Сад, полный добрых чувств и милосердия.
Слайд 21 – 31 Игра «Сказочные герои»
Воспитатель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Начали: Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас–Барабас, Красная Шапочка, Гуси-Лебеди; Чиполино; Баба-Яга, Золушка, Морозко, Буратино, Чебурашка, Шапокляк, Снежная королева, Винни-Пух.
Молодцы! Все хорошо знаете сказки.
Воспитатель: Слайд 32. Наше занятие подошло к концу. Вы еще дети и впереди вас ждут много славных дел. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми и воспитанными. Помните – без добра даже дерево засыхает.
Песня «Если добрый ты».
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.