СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В царстве вежливости и доброты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие "В царстве вежливости и доброты" для 3 класса (+ презентация)

Просмотр содержимого документа
«В царстве вежливости и доброты»






Внеклассное мероприятие

«В царстве вежливости и доброты»







ПОДГОТОВИЛА:

Учитель начальных классов

Герасимова Л.Р.


















«В царстве вежливости и доброты».


Цели: развивать представление учащихся в вежливости и доброте. Воспитывать стремление совершать добрые дела; развивать познавательную активность, речь, мышление и воображение.

Задачи: ознакомить детей с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости; воспитывать уважение и ценностное отношение к себе и к другим людям; развивать коммуникативные навыки.


Ход мероприятия:

Звучит песня «Улыбка». Слайд 1.

Ведущий: Добрый день всем! Тема нашего занятия: «В царстве вежливости и доброты!» Ребята, как вы думаете, почему занятие мы начали с такой песни? (Ответы). Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше! Когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму? (Ответы). Наверное, не всегда. А как можно назвать человека, который никогда об этом не забывает? И поэтому всем с ним легко и приятно? (Ответы). Да, такого человека можно назвать воспитанным.

Слайд 2. Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, ведь они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.

Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также ситуации, в которых надо употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправимся в маленький детский театр. Вы убедитесь, что вежливости учат не только детей, но даже и зверей. Послушайте стихотворение о том, как учили вежливости маленького медвежонка.

Слайд 2. С. Маршак «Урок вежливости». (Один ученик читает стихотворение, другой показывает мимически все действия, перечисляемые в стихотворении.)

Медведя лет пяти-шести

Учили как себя вести:

-В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу.

Слайд 3. Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушлив будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь.


Слайд 4. А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учили как себя вести.


Ведущий: Ну что же, нашего мишку не учили правильным поступкам. И давайте посмотрим, что из этого получилось!

Сценка "Вежливое слово"



Автор. Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой...

Кассир. Подходите, Ежик, Ежик!

Вам билет в каком ряду?

Ежик. Мне поближе, плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Автор. Говорит овечка:

Овечка. Мне одно местечко!

Вот мое Благодарю - доброе словечко.

Утка. Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

Автор. И достала утка Доброе утро!

Автор. А Олень.

Олень. Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места.

Вот мое Пожалуйста!

Автор. И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков,бурундуков...

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого...

Медведь. Касса, выдай мне билет!

Кассир. Ваше вежливое слово?

Медведь. У меня такого нет!

Кассир. Ах, у вас такого нет.

Не получите билет!

Медведь. Мне билет!

Кассир. Нет и нет!

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Автор. Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал.

И ушел он со слезами,

И ушел к мохнатой маме.

Мама шлепнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то,

Развернула, и стряхнула,

И чихнула, и вздохнула:

Медведица. Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь...

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?..

Автор. Театр открывается! К началу все готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Медведь. - До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

Автор. И кассир дает билеты - не один, а целых три.

Медведь. - С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять

Автор. И кассир дает билеты - не один, а целых пять.

Медведь. - Поздравляю с днем рожденья - приглашаю вас к себе.

Автор. И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру все под силу, очень хочется запеть:

Кассир. "Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!"

Медведь.- Благодарен, извиняюсь!

Кассир. - Славный парень!

Медведь - Я стараюсь!


Ведущий: Скажите, дети хорошо ли живется невежливым людям? ( ответы детей)

Давайте мы посмотрим насколько вы вежливые?


Слайд 5. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если высказывание вежливое – хлопайте в ладоши два раза, а если не вежливое – топайте ножками.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь подняться, поднять упавшие вещи –

Не встать, обращаясь к учителю –

Оплатить проезд –

Не уступить место в транспорте –

Не заметить недовольство мамы –


Ведущий: Молодцы! Слайд 6. А что же такое вежливость? До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, что бы другим было приятно с тобой.


Ведущий: А какими словами пользуется вежливый человек? (волшебными словами)

А вы, всегда ли, в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»? Назовите такие волшебные слова. (Ответы).


Слайд 7. Игра «Доскажи словечко»:

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.


Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо).


Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день).


Слайд 8.

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы…(спасибо).


Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).


Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(простите, пожалуйста).


И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания).


Слайд 9.

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю…(пожалуйста).


Товарищи, твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.


Слайд 10. (Физминутка). БАРБАРИКИ


Из истории слов:

Слайд 11. Ученик: Слово «Здравствуй».

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому, что «здравствуй»

Значит «будь здоров»,

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит слово «здравствуй»

Говорить пора.

Слайд 12. Ученик: Слово «Спасибо».

Откуда появилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси Вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»


Ученик: А еще говорят.

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

- Все? - Удивилась мама. – Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

- Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

«Спасибо и на том» означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

«За спасибо» означает: делать что-то запросто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»


Слайд 13. Ученик: «Благодарю».

Откуда появилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!»

Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово - благодарю.


Ученик: А еще говорят.

- Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы – и ты станешь дедушкой?

- Нет уж, благодарю! – рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю - означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Ведущий: Слайд 14. Молодцы, ребята! Все нужные слова вы хорошо запомнили. Ведь эти волшебные слова не зря так называются – они сберегают мир и спокойствие между людьми, а значит, берегут и их здоровье.


Слайд 15. Звучит песня Фунтика «Доброта».


песня Фунтика «Доброта»

Хорошо бродить по свету

С карамелькой за щекой.

А еще одну для друга

Взять в кармашке про запас.


Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже,

Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта.

В этом мире доброта.


Хорошо бродить по улице

С теплым кроликом за пазухой,

Принимая как награду

Сердца маленького стук.


Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже,

Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта.

В этом мире доброта.


Хорошо бродить по городу

С белым голубем в цилиндре,

С красным шариком на ниточке,

И с улыбкой до ушей.


Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже,

Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта.

В этом мире доброта.


Ведущий: Слайд 16. Как вы думаете, о чем сейчас будем говорить? (Ответы). Да, о доброте. Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

Слайд 17. Русский писатель И.С. Тургенев сказал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево». Себялюбивый - это тот человек, который любит только себя, не видит окружающих людей, живет только собой, своими желаниями. А раз он любит только себя, то он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые времена, он останется один и будет страдать.

Давайте попробуем определить какими же качествами должен обладать человек, чтобы не остаться в это огромном мире одному и не засохнуть, как это дерево?

Ведущий: Первое качество, которым должен обладать человек, - доброта. В древности говорили: «Можно устоять против всего, но не против добра!» Но не только добрым должен быть человек. Не часто встретишь такого, который бы в жизни никогда ни с кем не ссорился. Давайте посмотрим, как это бывает.


Сценка «Кто кого обидел первым» (М.В.Телегин – «Воспитательный диалог»):

- Кто кого обидел первым?

- Он меня…

- Нет, он меня…

- Кто кого ударил первым?

- Он меня…

- Нет, он меня.

- Вы же раньше так дружили?

- Я дружил…

- И я дружил…

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл…


Воспитатель: Не стоило ребятам ссориться и драться. Надо было дело решить словами. А когда отстаиваешь свою точку зрения ненужно кричать и угрожать.


Слайд 18. Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты».

Выбирается несколько пар – мальчик и девочка. Дети встают на некотором расстоянии лицом друг к другу. Мальчики по очереди произносят комплименты и делают шаг навстречу девочкам, затем девочки по очереди отвечают. Необходимо следить за тем, чтобы комплименты не повторялись. Если кто-то затрудняется ответить, то он остается стоять на месте. Выигрывает пара, которая встретится раньше других.



Слайд 19. Игра: «Собери пословицу».

Ведущий: Русские люди издавна складывают пословицы и поговорки. В них заключена великая мудрость! Давайте соберем их. «Друга ищи, а нашел – береги»; «Друга на деньги не купишь»; «Друга узнать – вместе пуд соли съесть»; «Друг познается в несчастии»; «Друг денег дороже»; «Старый друг лучше новых двух».

Ведущий: Молодцы! Вот мы определили второе качество хорошего человека - дружба.


Ведущий: Слайд 20. Каким, словом можно определить тему этого рассказа? (Ответы). Правильно – взаимопомощь, помощь другу. Посмотрите, ребята, наше деревце уже не такое одинокое. Так и человек должен стремиться к тому, чтобы вырастить у себя в душе такой же сад. Сад, полный добрых чувств и милосердия.


Слайд 21 – 31 Игра «Сказочные герои»

Воспитатель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Начали: Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас–Барабас, Красная Шапочка, Гуси-Лебеди; Чиполино; Баба-Яга, Золушка, Морозко, Буратино, Чебурашка, Шапокляк, Снежная королева, Винни-Пух.

Молодцы! Все хорошо знаете сказки.

Воспитатель: Слайд 32. Наше занятие подошло к концу. Вы еще дети и впереди вас ждут много славных дел. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми и воспитанными. Помните – без добра даже дерево засыхает.


Песня «Если добрый ты».


Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день — это хорошо,

А когда наоборот — плохо.

Если ясный день — это хорошо,

А когда наоборот — плохо.


Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты — то всегда легко,

А когда наоборот — трудно.

Если добрый ты — то всегда легко,

А когда наоборот — трудно.


С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь — с ними веселей,

А когда наоборот — скучно.

Если песни петь — с ними веселей,

А когда наоборот – скучно.