СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В царстве русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- путешествие по изученному материалу: фонетике, орфографии, лексике, фразеологии, работе со словарем.

Просмотр содержимого документа
«В царстве русского языка"»

Урок- путешествие «В царстве русского языка»



Цели урока: показать языковое богатство русского языка,

прививать интерес к языку своей страны



Задачи: учить обобщать, делать умозаключения, сопоставлять;

вспомнить разделы русского языка;

закрепить навыки работы со словарем;

показать роль русского языка в обществе;

воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее государственный язык



Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, словари

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие по знакомым провинциям замечательного царства Русского языка.

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего,» - писал Л. Н. Толстой.

Сейчас мы погрузимся во всю неизмеримость русского языка и постараемся уловить чудные его законы. Русский язык – это целая языковая система, посмотрите на таблицу. (Учащиеся вспоминают разделы науки о языке и заполняют таблицу «Языковые единицы»)

Языковая система

Раздел науки о языке

Языковые единицы

Графика

Фонетика

Звуки

Орфография

Словообразование

Значимые части слова

⌐ᴖ^□

Способы словообразования

Лексика

Слова

Фразеология

Фразеологический оборот

Морфология

Части речи и их формы

Пунктуация

Синтаксис

Словосочетание

х ─↘

Простое предложение

[−=−--~~­·­·]

Сложное предложение





Учитель: Наше путешествие начинается с провинции «Фонетика», где предлагаются вам такие задания:

1.В каком слове произносится гласный звук Ы ?

а) трубочист в) лифт

б) акция г) аист

2.В каком слове произносится звук Й?

а) полет в) люстра

б) время г) маяк

3.В каком слове букв больше, чем звуков?

а) отъезд в) майор

б) поешь г) письмо



Учитель: Следующая провинция - «Словообразование». Здесь вас поджидают задания:

1.Разберите по составу слова: вьющиеся, аккуратно, подпрыгнуть.

2 Укажите способы образования данных слов.

3.Расскажите, что такое приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова?



Учитель:Одна из самых сложных и в то же время занимательных провинций царства Русского языка - «Лексикология и Фразеология».

Язык – живое, развивающееся явление. Как все в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки: латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом языке и латыни. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить названия школьных дисциплин литература, математика, физика, химия, биология и т. д.) или названия предметов, которые нас окружают в повседневной жизни (телефон, велосипед, автомобиль, компьютер и другие). Но это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции и культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

У языка две основные функции: быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаимосвязаны.

(Сообщение ученика) Лексикология – интересный раздел науки о словарном составе языка. Я расскажу вам о нескольких словах.

Ровесник – ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем – либо. Древний суффикс – ЕС – встречается в словах чудеса, небеса, словесник.

Сверстник – «сверстанный» в одно время с кем – либо. Однокоренные слова – верстать, верстак.

а и означает оплата, возмездие. Первое значение – «оплата за поражение в войне, игре», второе – повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества» - матч – реванш.

Лексикология изучает лексические разряды слов. Многозначные и однозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова. Многие русские слова заимствованы из различных языков мира. Слова парус, фонарь, монах, анализ, синтез, поэт, лабиринт пришли к нам из греческого языка;

Сельдь, камбала, тундра, пурга – из скандинавских и финских языков;

Штаб, штурм, школа, слесарь, фронт – из немецкого языка;

Катер, яхта, футбол, матч, джаз, матрос – из английского языка;

Колпак, сарафан, шашлык, ярлык, тулуп, утюг, алмаз – из тюркских языков.

Некоторые русские слова произошли от имен собственных, названий городов или районов различных стран. Например, название шерстяной ткани кашемир – от названия индийского штата Кашмир, откуда первоначально привозили эту ткань в нашу страну. Французский город Тюль славился производством тонкой, ажурной ткани, отсюда и ее русское название тюль. А слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге, торговавшего отличным сукном, из которого и шили этот предмет одежды.

Учитель: Вот видите, сколько интересного и полезного дает нам это путешествие. А сейчас задание по «Фразеологии». Объясните название фразеологизмов:

Спустя рукава – (небрежно)

Ломать голову – (долго размышлять)

Делать из мухи слона – (преувеличивать)

Держать язык за зубами – (уметь молчать)

Упасть духом – (отчаяться)

Учитель: Вдали мелькают огоньки. Это провинция «Морфология» зовет вас к себе в гости.

Вставить буквы, объяснить правописание слов. Назвать части речи в третьем предложении (работа по карточкам).

Наш самолет обг..няет косяки перелетных птиц. Вн..зу бл..стит река. С ее старого русла, заросш… кустарником, по..нимают..ся стаи гусей и уток, испуга…ых приближением самолета. Сделав разворот, мы снижаемся на ра…чищенную посреди леса площадку. Еще (не) выходя из кабины, летчик кричит своему старому приятелю: «Как живеш…, дедушка?»

Учитель: Провинция «Синтаксис». Вспомните, ребята, как много зависит от одной только запятой. («Казнить нельзя помиловать.»)

(Письмо под диктовку с взаимопроверкой и оценкой) 1.Русский язык является тем мостом, который связывает наши народы.2. С помощью его осуществляется обмен духовными ценностями и происходит взаимообогащение культур.

Задания: напишите номер простого предложения; выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование и управление.

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете еще? Охарактеризуйте все виды связи слов в словосочетании.

Русский язык – один из сложнейших языков мира. Чтобы помочь вам в его изучении, созданы словари – замечательные помощники, но вам нужно уметь пользоваться словарями, находить в них нужную информацию.

Сообщение ученика «Как работать со словарем»

Словари и справочники всегда помогают людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако для того чтобы получить помощь от словарей, еще недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими пользоваться.

Словари составлены как бы из кирпичиков - из множества словарных статей. Каждая статья рассказывает о понятии, обозначаемом словом. В разных школьных словарях и справочниках словарные статьи будут иметь свои особенности. Словарная статья начинается с заголовка. В языковых словарях заголовок всегда имеет ударение.

В словарной статье языкового словаря помещаются иллюстрированные цитаты и речения, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова и выражения в языке.

Предисловие является важной частью школьного словаря. Чтобы впустую не тратить времени на поиски нужной справки о слове, следует внимательно прочитать предисловие. В нем говорится о составе слов, об их расположении в словаре, о том, как они в нем объясняются.

(Учащиеся в нескольких словах рассказывают о словарях.)

Учитель: «…Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит к прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. А русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранить свою певучую прелесть», - писал Н. Рерих.

Наше путешествие заканчивается. Мне очень хочется надеяться, что вы, ребята, будете беречь свой язык, свою культуру, свою Родину. Мы несем ответственность за чистоту нашего языка, чтобы не дать стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла, не замутить полноводную реку русского языка…

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все

ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых

встреч,

С прозреньем Пушкина и красками Рублева…

(В. Рождественский)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!