Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени А.С. Макаренко»
городского округа «город Кизляр» Республики Дагестан
Открытый урок - игра в 6 «а» классе
«Царство русского языка.
Учитель :М.М.Магомедгаджиева
2020 – 2021уч.г
Тема: «Царство русского языка».
Цель: повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих разделах. развивать творческие способности учащихся.
Задачи: 1. Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей;
2. Активизировать творческие способности учеников;
3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса
Личностные результаты:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; строят рассуждения.
Коммуникативные: уметь слушать других, сотрудничать
Ход урока
Мобилизующее начало(приветствие, проверка подготовки к уроку, оформление классной работы в тетради, тема урока не записывается)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. СУДЯ ПО НАЗВАНИЮ УРОКА, ЧТО ЖЕ НАС СЕГОДНЯ ЖДЁТ?
- ПРАВИЛЬНО, МЫ ОТПРАВИМСЯ В ЦАРСТВО , ГДЕ ПРАВЯТ 4 ВЕЛИКИЕ ЦАРИЦЫ:
ФОНЕТИКА
ГРАФИКА
ОРФОГРАФИЯ
ОРФОЭПИЯ
- И СЕГОДНЯ МЫ УЗНАЕМ, КТО ЖЕ ИЗ НАС ОПЫТНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕНИК, А КОМУ НУЖНО ЕЩЁ ПОДУЧИТЬСЯ.
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Итак, ребята, чтобы путешествие наше удалось и мы подружились с царицами, нужно правильно выполнить все задания, которые приготовили нам царицы. Итак, цель нашего урока – повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих разделах.
Актуализация знаний учащихся
- Много секретов русского языка мы с вами уже раскрыли в этом году и сегодня узнаем ещё один. Но мы не можем путешествовать, не проверив наши знания, а поможет нам лексический диктант.
Лексический диктант «Одним словом»(тетрадях)
1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. (лексика)
2) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ….(однозначными)
3)4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (многозначными)
5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.
Вопросы:
На какие группы делятся все звуки языка? Каких звуков больше? Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- А какой раздел науки о языке изучает звуки речи?(ФОНЕТИКА)
Вот к ней в гости мы сейчас и отправимся.
Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки.
Задание: запишите данные слова в транскрипции.
Беда, труд, вьюн, просьба, устный, жир, юг, съезд.
Беда - [бида]
труд - [трут]
вьюн - [в’й'ун]
просьба - [проз’ба]
устный - [усный']
жир - [жыр]
юг - [й'ук]
Съезд - [сй‘эст]
-Ребята, нас ждёт следущая царица – орфоэпия. Что же она изучает? (Нормы произношения и правила постановки ударения)
Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает произношение слов.
Задание: запишите данные слова, поставь ударение
ДокумЕнт, киломЕтр, договОр, звонИт,
тОрты, бАнты, красИвее, досУг, квартАл , крап И ва.
- Третья царица, которая примет нас – это графика. А что же изучает этот раздел русского языка? (Символы, при помощи которых звуки речи обозначаются на письме, т.е. буквы, алфавит)
Графика – раздел науки о языке, который изучает буквы.
На какие группы делятся все буквы языка?Каких букв больше?Назовите пары букв по глухости-звонкости.Назовите гласные буквы, которые могут указывать на два звука. В каких позициях эти буквы указывают на два звука?
Задание: запишите данные предложения буквами.
[нужна знат ‘ и л‘уб’ит’ истор'ий'у свай’эво край’а]
[малацы р’иб’ата фп’ир’ид’и вас жд’от ищо пр'инцэса арфаграф'ий'а]
Ответ.1. Нужно знать и любить историю своего края.
2. Молодцы, ребята, впереди вас ждет ещё принцесса Орфография.
Физкуминутка.Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть.
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнём. ( Потягивание)
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили (ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
РЕБЯТА, КАКАЯ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЦАРИЦ СЛЕДИТ ЗА ПРАВОПИСАНИЕМ? (Орфография). ВОТ К НЕЙ МЫ И ОТПРАВИМСЯ
Орфография – раздел науки о языке, который изучает правописание слов.
Какие орфографические правила вы помните?
Задание: Запишите отгадки. Какие правила правописания вам встретились?
1. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
2. На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (ОЧКИ)
3. Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там. (телефон)
4. Бегут по дорожке доски да ножки. (санки)
5. Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (парашют)
6. На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет,
то закроет расписные крылья. (бабочки)
Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммы
Ъ Ь Без Ь и Ъ
Пол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.
полью разъезд с_экономить,
обезьяна подъём сыграть
печенье разъяренный трехэтажный
листья необъятный обучить
Запиши слова в алфавитном порядке.
Чаща, дыня, жёлудь, торт, зайка, Мила, бублик, ножницы, ракета, мама, арбуз, щука, юла, яблоко, свёкла, Юля, велосипед, хлеб.
Ответы.Арбуз, бублик, велосипед, дыня, жёлудь, зайка, мама, Мила, ножницы, ракета, свёкла, торт, хлеб, чаща, щука, юла, Юля, яблоко.
Учитель. Сегодня наше путешествие закончилось. Мы с вами побывали во многих городах волшебной страны русского языка, но есть еще много городов в этой стране и мы обязательно их посетим, но не сегодня.
Сейчас подведу итоги, узнаете результаты и получите заслуженные оценки А сейчас прослушайте отрывок из стихотворение о русском языке.
РУССКИЙ ЯЗЫК
… Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово.
В сад прихожу под зеленые своды,
Как здесь отрадно, красиво и ново,
Если в саду и садовник отменный,
Кажется – в мире нет счастья иного!..
Приём рефлексии «Солнышко».
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации;
голубого цвета – занятие неинтересное, не было никакой полезной информаци
Домашнее задание:
Составьте небольшой рассказ так, чтобы все слова начинались с одной и той же буквы.