СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В записную книжку учителя "Продуктивные и непродуктивные приемы деятельности преподавателя (учителя) на занятии (на уроке)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктивные и непродуктивные приемы деятельности преподавателя (учителя) на занятии (на уроке)

 

Просмотр содержимого документа
«В записную книжку учителя "Продуктивные и непродуктивные приемы деятельности преподавателя (учителя) на занятии (на уроке)»

Продуктивные и непродуктивные приемы деятельности преподавателя (учителя) на занятии (на уроке)


Приемы деятельности преподавателя по представлению информации и созданию ориентировочной основы на занятиях

Непродуктивные приемы

Продуктивные приемы

- сообщается только тема лекции, занятия, цель и задача не ставятся или ставятся нечетко;

- выдача готовой инструкции;

- план лекции не сообщается;

- план сообщается, но лектор ему не следует;

- полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех;

- в конце выводы не делаются или делаются после звонка;

- частое повторение сказанного одними и теми же словами;

- непрерывный монолог;

- ответы на вопросы нечеткие, вопросы остаются без ответа;

-однообразие способов представления информации;

- не использование или однообразие средств информации; - чрезмерная детализация информации

-четко ставится цель и задача;

-обсуждение плана деятельности;

- сообщается тема и план лекции;

-количество узловых вопросов обсуждаемых на лекции, не более трех;

-подробный анализ результатов;

-обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного;

-использование материалов из других областей;

-материал не повторяет учебник;

-наличие четкой позиции преподавателя;

-свободное владение материалом

(ответы на вопросы, отсутствие привязанности к конспекту);

-информация представляется на языке слов, формул, образов;

-разнообразие средств наглядности;

-свертывание уплотнение информации

 

Деятельность преподавателя по активизации

познавательной деятельности учащихся на занятиях

Непродуктивно

Продуктивно

-проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем;

-преподаватель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос;

-приемы познавательной деятельности не подчеркиваются и не осознаются преподавателем;

-даются только самые общие рекомендации («работать», «быть внимательным»), перечисляются номера задач и заданий;

-отсутствие приемов активизации деятельности или неумелое их использование;

-частые паузы в ожидании тишины;

-активность преподавателя превышает студенческую;

-однообразие способов активизации познавательной деятельности;

-деятельность носит репродуктивный характер;

- активно работает один у доски или сам преподаватель

-проблемная ситуация ставится и решается совместно с учениками;

-активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии;

-подчеркиваются приемы    познавательной деятельности; -анализ конкретных ситуаций, игровые ситуации, соревнование;

- подчеркивание важности информации для жизни, профессии, развития;

-организация групповой и парной работы;

- целенаправленная ошибка;

- размышление вслух;

- выступления учащихся с докладами;

-удачная пауза, дающая время на обдумывание;

-активность учащихся превышает активность преподавателя;

-разнообразие методов активизации деятельности;

-использование обучающих и контролирующих программ, работа с ЭВМ;

-стимулирование задания вопросов учениками;

-активно работает большинство

 

 

Деятельность преподавателя по организации контроля на занятиях

Непродуктивно

Продуктивно

- нецеленаправленность контроля;

-результаты контроля не обсуждаются;

- необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым);

 - критерии оценок заранее не сообщаются;

 -  негативная оценка личности

 -  однообразие форм контроля;

 - полное отсутствие контролирующей         деятельности;

 - гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению);

 - самооценка и самоконтроль непрактикуются и не                                                         поощряются;

 - целенаправленность контроля;

- преобладание отрицательных оценок

- целенаправленность контроля;

-   обсуждение результатов контроля;

-   объективность оценочных суждений преподавателя;

-   требования к выполнению контрольных заданий, критерии оценок сообщаются заранее;

-   оценка результатов деятельности (а не личности);

-   разнообразие форм контроля;

-   индивидуализация контроля;

-   передача функции контроля ЭВМ;

-   преобладание обучающей функции над контролирующей;

-   самооценка и самоконтроль;

-   преобладание положительных оценок

 

 



Деятельность преподавателя по созданию положительного эмоционального настроя

в учебном процессе и регуляции поведения на занятиях

Непродуктивно

Продуктивно

- раздражение, неудовольствие;

- ободрение, похвала;

- нотация;

- юмор, шутка, улыбка;

- отсутствие похвалы;

- умеренные жесты, мимика;

- неэмоциональность преподавателя,

 пассивность;

- призыв работать лучше, быстрее;

- направленное формирование

 оценочных суждений;

-подчеркнутая эмоциональная окраска

 всех высказываний;

- создание обстановки доверия,

 уверенности в успехе;

- недобрая,снисходительная

 насмешка;

- замечания отдельным учащимся;

- замечание аудитории;

- отступление, связанное с темой

 занятия;

- частые отступления, не связанные

 с темой занятия;

- число воздействий на поведение

 невелико, а репертуар широк;

-ограниченный репертуар           воздействий на поведение, а число их велико;

- косвенное воздействие на поведение

 (изменение ситуации);

- преобладание негативных оценок

деятельности, поведения;

- преобладание положительных оценок

 (деятельности, результата);

- негативная оценка личности;

- перерывы в работе не соблюдаются;

- соблюдение перерывов в работе;

- организация поведения (в ущерб

- организация деятельности

 (а не поведения)

 деятельности)

 



Литература:


Сергеева В.П.,Каскулова Ф.В.,Гринченко И.С.

 Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.П.Сергеевой. – М.:

 АПКиППРО, 2005. – 116с. Рецензент: П.И.Пидкасистый,

зас.деятель науки РФ, член-кор. РАО, д.п.н., профессор