СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В защиту немецкого и французского языков

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О создавшемся положении к изучению немецкого и французского языков в образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«В защиту немецкого и французского языков»

Об организации обучения немецкого

и французского языков


Социально-политические и экономические преобразования в нашем обществе привели к существенным изменениям в сфере образования. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику в стране. Ученик стоит в центре учебно-воспитательного процесса (нем. Lernerzentriertes Herangehen), потребности, возможности и способности которого постоянно учитываются, вернее сказать, учитываются потребности родителей и только потом учащихся,потому что маленькому человечку все равно, какой иностранный язык учить. Вначале изучение иностранного языка всегда занимательно – новый предмет, чужой язык, все так интересно!


За последнее двадцатилетие изменился статус иностранного языка как школьного предмета,

если раньше он стоял в списке учебных предметов после физкультуры, то сейчас он вхoдит

в образовательную область «Филология».

Изменение политики нашего государства, вхождение его в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным, но далеко не все языки, которые преподаются

в школе.

В последние десять лет наметилось отрицательное отношение (на мой взляд, прежде всего родителей) к изучению немецкого и французского языков. Массовое безграмотное сознание многих родителей, первоначальная компьютеризация в школах и использование в компьютерах только английского языка, слепое подражание моде, неверная политика новоявленных ВУЗов, колледжей, когда из их планов искоренялось изучение этих языков – все это стихийно и надуманно способствовало формированию монолингвизма в изучении иностранных языков, тому, в какой ситуации оказались в данный момент некоторые работодатели (директора школ, руководители фирм, заводов) и, конечно же, учителя немецкого и французского языков.

Как уже говорилось выше, все эти причины сформировали сознание родителей и, когда

в начальной школе стоит вопрос о выборе иностранного языка, то все решается в пользу английского. Да, английский язык – язык международный! Это язык международных симпозиумов, форумов, конференций!


И вот как раз на начальном этапе, на мой взляд, нужно вести разъяснительную работу на собраниях с родителями. Следует обратить внимание, что Германия, Австрия, Швейцария,

Франция расположены ближе к нашей стране, немецкое языковое пространство занимает большую территорию и количество людей, говорящих на этих языках. Важно рассказать родителям, что изучение любого иностранного языка выступает как средство познание кар-

тины мира, приобщения ребенка к ценностям науки, искусства, созданными другими наро-

дами. Независимо оттого, каким языком овладевает ребенок, изучение его способствует раз

витию личности учащегося, разных его способностей: языковых, интеллектуальных, творческих, одним словом, личность ребенка становится ярче, богаче.


Германия и Франция – это страны, с которыми у нас на протяжении многих десятилетий

происходил и происходит обмен культуры, науки. Правда, были и печальные страницы истории, но если заглянуть вглубь ее, то понимаем, что прошло почти 200 лет с тех пор, как Наполеон напал на Россию, и 67 лет, как Советский Союз победил фашизм во всем мире, и что на протяжении всего этого времени нация трепетно и с уважением относится к миру, не ввязываясь ни в какие инциденты, чего нельзя сказать об Америке, которая всегда в первых рядах в организации военных конфликтов.

В настоящее время Германия является самым главным нашим торговым партнером, а это

значит, если родители проницательны и думают о будущем своего ребенка, его карьерном

росте, то легче найти престижную профессию со знанием немецкого или французского язы-

ков на территории нашей области, т.к. Ростовская область и федеральная земля Северный

Рейн-Вестфалия являются побратимами и очень тесно сотрудничают в области науки, искусства, сельского хозяйства, коневодства. Анализируя рынок труда, можно сделать вывод, что количество представительств из Германии, Швецарии, Франции, Австрии увеличивается, а количество специалистов со знанием соответствующих языков значительно стало меньше, а это противоречит потребностям рынка труда.


Кроме того, Германия предлагает привлекательное вузовское образование, которое может заинтересовать родителей. Приведу в качестве примера несколько фамилий бывших своих учеников и учащихся города, которые учились по обмену в Германии: Савилова Виктория

(училась по результатам олимпиады института им. Гете), Батюченко Игорь, Захарова Ольга (сейчас работает в школе № 24), Чуклинова Валерия (по обмену), Ивановская Оксана (по об

мену).

Необходимо отметить также для родителей, что в центрах Гете института проводятся различные конкурсы , проекты, которые помогают ближе узнать Германию, выиграть конкурс, и потрудившись хорошо, можно получить за это разные призы. Надо сказать, что немногие знают об этом центре, представительства которого находятся в Москве, Петербурге, Новосибирске в республиках бывшего СоюзаА также и в Ростове-на-Дону. . Институт предоставляет возможности обучения в Германии школьникам, студентам. На кампанию «Учи немецкий» правительством ФРГ выделено 350 тысяч евро (это более 12,5 млн рублей), часть из этой суммы выделена специально на разъяснительную работу с родителями по изучению немецкого языка, на техническое оснащение аудиторий, кабинетов, только просто так ничего не бывает, надо принимать участие во всех олимпиадах, конкурсах, проводимых институтом Гете и, разумеется, побеждать.


В привлечении учащихся к изучению немецкого и французского языков личность учителя несомненно играет немаловажную роль. Он должен «гореть» на уроке, зажигая «искорки» в своих учениках! Учитель не должен оставаться равнодушным, что наблюдается в последнее время среди учителей, я думаю, что это от безысходности. Но надо бороться! Поэтому от имени своего ШМО и ГМО учителей немецкого и французского языков хотелось бы сказать несколько слов в из защиту, вспомнить ректора РГУ А.В. Белоконь, который еще в октябре 1999 года обращался к ректорам ВУЗов, директорам ССУЗов и школ с предложениями, аналогичными предложениями обращалась и я в городской отдел образования от имени ГМО, работая заместителем директора по УВР.


Хотелось бы еще раз высказать свои предложения:


  • вводить второй иностранный язык, как это и предполагалось, с 7 класса,

  • увеличивать количество групп с немецким и французским языками,

  • вводить факультативные, элективные курсы НЯ и ФЯ с углубленным изучением

для одаренных детей, объединяя группы 7-8, 9-10 классов,

  • способствовать организации (возможно коммерческих) межшкольных курсов по углубленному изучению НЯ и ФЯ, чтобы учащиеся могли услышать уровень владения

языком из других школ,

  • создавать межшкольные языковые клубы,

  • проводить научно-практические конференции на ИЯ по секциям,

  • постоянно вести внеклассную работу по предмету.


И заканчивая свои грустные, но с твердым убеждением, раздумья, хочется сказать

своим коллегам: «Давайте бороться за свой предмет, пропагандировать его среди родителей и учащихся!»



Г.Я. Кочубей, учитель немецкого и французского языков,

МОУ СОШ № 23


Ключевые слова: преобразования в нашем обществе, партнерство, иностранный язык –

средство познания картины мира, предложения по выходу из создавшегося положения,

факультативный курс.