Дисциплина: Литература класс: 11
Урок № 14.
Тема: Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.
Задание:
Изучить теоретический материал.
Выполнить контрольные задания.
Теоретическая часть
Смотреть видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=quCEOG5Ir5A&t=138s
| Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924 гг.) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма. Подготовил сборник армянской национальной поэзии, за что был награжден званием народного поэта Армении. Детство и юность Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова. |
Детство и юность
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.
Творчество поэта между двумя революциями
Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.).
В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».
Последние годы жизни
С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.
Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.
В.Я. Брюсов Стихотворение «Ассаргадон»
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.
«Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова История создания
Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырёх авторов.
В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова «Tertia vigilia» в цикле «Любимцы веков».
Литературное направление и жанр
Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.
Жанр стихотворения – философская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
У стихотворения есть подзаголовок: «Ассирийская надпись». В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н.э.
Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета (тезис – антитезис – синтез – развязка). Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определённых устоявшихся правил, а развязка - это внезапное осознание ошибочности своего мнения. Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идёт в своих сомнительных рассуждениях по кругу.
Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя (древние надписи могли иметь такую форму), то есть от первого лица. Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.
Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и всё предаётся забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью. Стихотворение – постановка проблемы, а не её решение.
Тропы и образы
Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает своё обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождём земных царей и царём. Подобное определение власти (царь царей) давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своём богоподобии.
Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям – это начало и конец обращённой к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне («камни бросил в море» - метафора). Это путь обращения с непокорными – воздвигнуть «мощный трон» (эпитет) «на костях врагов» (метафора). Другой путь завоевания – порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя (метафора).
В первом терцете Ассаргадон задаёт два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдёт, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне (сравнение и эпитет), а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.
В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, ещё раз подчёркивает своё богоподобие и пренебрежение к простым смертным.
Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна (метафора). Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья («величьем упоён» – метафора). Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием. Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.
Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойдённым (в этом была доля истины). Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречён на одиночество. В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает её.
Размер и рифмовка
Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа. Мужские рифмы чередуются с женскими.
Контрольные задания
Учебник Литература 11 класс 1 часть О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, под редакцией В.П. Журавлёва https://hum.uch-lit.ru/literaturovedenie/literatura-uchebnik-dlya-11-klassa-pod-red-v-p-zhuravleva-chast-1-onlayn
Изучить с.148-154.
Читать стихотворения В.Я. Брюсова: "Ассаргадон", "Грядущие гунны" https://rustih.ru/valerij-bryusov-gryadushhie-gunny/ , "Есть что-то позорное в мощи природы...", "Неколебимой истине...","Каменщик", "Творчество", "Родной язык". "Юному поэту", "Я", «Каменщик», «Хвала человеку» https://rustih.ru/valerij-bryusov-xvala-cheloveku/ , «Семь цветов», «Предвещание».
В тетради выполнить коротко анализ одного из них.
Список рекомендуемой литературы
1. Асанова Л.Н. Поэтическая Россия, Валерий Брюсов. М.: Советская Россия, 1990.
2. Козловский А.А. В.Я. Брюсов, сочинения, том первый. М.: Художественная литература, 1987.
3. Меркин Г.С. Русская литература XX века, учебная книга для учащихся старших классов, часть I. М.: Скрипт; Смоленск: Траст-имаком, 1995.
4. Энциклопедия для детей, русская литература XX века, том 9, часть II. М.: Аванта +, 2003.