СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ОГЭ по обществознанию»

1. Какие два из понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? Раскройте смысл любого одного из них.

Нация; республика; конкуренция; прибыль; конфедерация.

 

2. Юля от природы обладает музыкальным слухом. Какое понятие характеризует способности Юли? 

1) мастерство

2) задатки

3) гениальность

4) талант


3. Принцип: «Спешите делать добро», — является 

1) законом науки

2) нормой права

3) предписанием морали

4) правилом этикета


4. Верны ли следующие суждения об искусстве? 

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


5. Какой вид политической деятельности осуществляет гражданка? Используя знания, факты жизни и личный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно участвовать в данном виде деятельности.

6. Юля и Андрей решили составить семейный финансовый план. В чём состоит преимущество принятия решения для семейных финансов? Какие действия необходимо осуществить, чтобы составить этот план?


7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь 

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам


8. Уровень заработной платы на рынке труда определяется под воздействием 

1) стоимости потребительских товаров

2) объёма личных сбережений граждан

3) установленного в стране прожиточного минимума

4) спроса и предложения трудовых услуг


9. Верны ли следующие суждения об экономике? 

А. В жизни человек постоянно сталкивается с эконом. отношениями.

Б. В эконом. отношения вступают только профессиональные экономисты.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


10. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп 

1) бюрократия

2) фермеры

3) ученые

4) служащие


11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? 

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды - одна из причин конфликта.

Б. Конфликты могут иметь положительные и отрицательные последствия . 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


12. Гражданам задавали вопрос: «Чья обязанность вести домашнее хозяйство?». Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии опрошенных. Выскажите предположение чем это объясняется.


13. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, а в 1920 г. - женщины. Это движение в направлении к праву 

1) равному

2) формальному

3) прямому

4) всеобщему


14. Верны ли суждения об участии граждан в политике? 

А. Референдум - один из способов участия граждан в принятии решений по важнейшим вопросам общественного устройства.

Б. Митинги и демонстрации являются формой влияния граждан на власть. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


15. Установите соответствие между правами человека и группами прав:

Права и свободы

 

Группа права

А) право на жизнь

Б) право на жилище

В) право на отдых

Г) право на свободу творчества

Д) право на личную тайну

 

1) гражданские (личные)

2) социально-экономические

3) культурные

 

16. Правовая норма, в отличие от других социальных норм 

1) неформальна

2) общеобязательна

3) исторически изменчива

4) рекомендательна


17. Сергей живет в одной квартире уже много лет. Какая информация позволит сделать вывод о том, что квартира является его собственностью? 

1) В этой квартире раньше жили его родители.

2) В этой квартире живет вся его семья.

3) В любой момент он может её продать.

4) Он зарегистрирован в этой квартире.


18. Верны ли следующие суждения о правах работника? 

А. Одно из прав работника - получение информации об условиях труда.

Б. К основным правам работника относится право на предоставление работы, обусловленной трудовым договором. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


19. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты различия. Выберите и запишите номера черт сходства и различия. 

1) прямохождение

2) первичные потребности

3) понятийное мышление

4) забота о потомстве

 

20. Запишите слово, пропущенное в таблице.  

Форма духовной культуры

харакетристика

Искусство

Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

...

Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, имеющая непосредственную цель постижения истины


Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых человеком - статусный набор. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

 

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Как автор определяет социальный статус человека? Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

23. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.

24. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.