Варианты использования словесных дидактических игр на логопедических занятиях.
С.Н. Стефаненко, учитель-логопед,
ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, г.Санкт-Петербург
Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Особенно важны эти игры при подготовке детей к школьному обучению, так как они формируют и развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся знания и умения в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.
Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента: дидактическую задачу, содержание, правила, игровое действие. Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение. Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и т.д. Логопед может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи. Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением. Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях.
Дети с нарушениями речи инертны, пассивны, малоэмоциональны, замкнуты или расторможены, легко ранимы, обидчивы, пасуют перед трудностями. Для закрепления нового речевого, двигательного, звукопроизносительного стереотипа, для фиксирования временных пространственных отношений и выражение их в лексико-грамматических конструкциях, необходимо очень большое количество повторов. Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Использование дидактических игр на занятиях позволяет заинтересовать детей, привлечь и сконцентрировать внимание, создать эмоциональное положительное отношение к предлагаемым заданиям. Организуя дидактическую игру, создаются условия, при которых ребенок, достигая игровой цели, усваивает программный материал.
При организации словесных игр необходимо соблюдать следующие условия:
- игра не должна быть длительной по времени, должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед мог помочь им в этом, внося по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия;
- игра должна быть интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания;
- необходимо добиваться активного речевого участия в игре всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность;
- в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.
На логопедических занятиях используются разные группы словесных игр. В первую группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?», «Что за птица (зверь?)». Во вторую группу – игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит …», «Найди два слова – неприятеля». В третью группу – игры для развития умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Отвечай быстро», «Кто больше назовёт?», «Назови три слова», «Назови одним словом», «Вершки-корешки». Четвёртая группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Так бывает или нет?», «Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», «Скажи слова с нужным звуком», «Скажи по- другому», «Подбери слово», «Когда это бывает?».
Вот пример игр по закреплению словообразования существительных: «Назови ласково», «Что для тебя?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Как зовут маму, папу, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».
Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры, помогающие развивать у детей умение высказывать предположения: «Что было бы…?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. А также игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей словесной игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Дети вспоминают известные загадки и могут придумать свои.
На коррекционном занятии можно использовать такие словесные игры как игры-беседы (игры-диалоги) и игры-путешествия. Ценность игры-беседы заключается в том, что она представляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы логопеда, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ. Игры-путешествия, имея сходство со сказкой, ее развитием и чудесами, отражают реальные факты или события, обостряют внимание, наблюдательность. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Путешествие – это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий («Путешествия в страну сказок» по сказкам любого автора в форме викторины, «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в весенний лес» и т.д.), путешествие мысли, воображения «Не сходя с места» («Представьте себе, что мы оказались в …»).
Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.
Игра «Назови лишнее слово»: на слух при повторении цепочки слов отличать заданное слово от тех, что на него похожи (гора, пора, гора, нора, гора, гора; голос, голос, голос, колос, голос, волос; коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза).
Игра «Повторяй-ка». Дети выбирают себе образы или получают их от логопеда. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: «Я - лягушка. Я умею прыгать. Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я - карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д. Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Игра «Урожай собирай». Нужно собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим. Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках. Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных.
Игра «Перепутанные названия». Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга: «Суп из метелки», «Царевна – пчела», «Мальчик – великан», «Гадкий котенок», «Домик-домок», «Редиска», «Лиса и семеро поросят», «Три волчонка», «Лягушка – домоседка», «Солнечная королева», «Комарище», «Иванушка – умник», «Подаренная луна», «Шар, трубочка и ботинок», «По карасьему приказу», «Иван-царевич и зеленый крокодил». Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Для детей-дошкольников и младших школьников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
2. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. Биробиджан: ОблИУУ, 2005.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
4. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6.
5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
2