СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Варианты сжатого изложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Варианты сжатого изложения»


1. Испытания ждут дружбу всегда. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Чтобы добиться цели, нужно экономить время. В результате человек общается с друзьями всё меньше. 

   Но вот парадокс: человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Сейчас мы стремимся везде выбирать уединенное место.

Несмотря на все это, отношения с друзьями остаются для нас на первом месте. Существование друзей вселяет в душу уверенность, что в трудную минуту нам есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться.

2. У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.


3. Когда мне было лет десять У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. Для меня им стала книга «Животные-герои», для кого-то – месяц, проведённый летом в деревне, первый поход с ночёвкой в лесу...

Нет необходимости перечислять всё, что может пробудить интерес ребёнка к природе. Вырастая, человек должен постигать умом, как всё взаимосвязано в живом мире, как этот мир прочен и уязвим одновременно.

Всё-таки не ум, а вовремя разбуженная любовь ко всему живому делает познание мира интересным и даёт точку опоры в отсчёте всех ценностей жизни. Именно любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, приближает человека к счастью.



4. Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, Если в детстве ребенок не прочел драгоценных книг, он обделён. Невозможно восполнить упущенные в детстве открытия, потому что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. В детстве каждый день совершаются открытия. Они – фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

Посеянные в детстве семена не все расцветут, но биография человеческой души такова, что большинство из этих семян постепенно прорастут.

Последующая жизнь  сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Очевидно, что все качества личности взрослого человека были заложены в детстве, имели своё семечко

 № 5. Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы родители не заложили в ребенка ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями. Они недодали ему душевного тепла в малом возрасте и, ощущая свою вину, стремятся в будущем оплатить мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, переложили свои обязанности на других, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок вырастет циничным, а жизнь его будет нравственно бедной.  

6. Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть:  ведь он ничего хорошего для него не сделал. В жизни, видимо, он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом.

       Нравственность – это путеводитель по жизни. Если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя так же по отношению к тебе.

      К этому явлению надо относиться философски. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы. Это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Добро творят возвышенные натуры.


7. Времена меняются, приходят новые поколения, каждое новое поколение имеет свои жизненные цели, вкусы. Не меняются лишь личные вопросы, которые разрешить трудно: как привлечь к себе внимание того, кто нравится и как отличить привязанность от любви?

Первая мечта о любви - это мечта о взаимопонимании, которое поможет девушке или юноше реализовать себя в отношении со сверстниками, проявить свою индивидуальность перед тем, кто готов его понять.

Любовь основывается на доверии двоих друг к другу, раскрывающем  в каждом всё то лучшее, что есть в его душе. Настоящая любовь  включает в себя дружеские отношения, но она всегда больше дружбы, так как только в любви мы делимся с другим человеком  всем тем, что составляет наш мир.

8. Неуверенность в себе – проблема древняя, но лишь в середине XX века стало понятно, что она может стать причиной массы неприятностей, вплоть до серьёзных заболеваний. 

   Неуверенность в себе может стать причиной зависимости от мнения других людей, при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.

    Нужно избавиться от неуверенности в себе. Для этого необходимо преодолеть робость, правильно ставить жизненные цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

9. Сущность понятия «власть» Власть – это возможность заставить другого человека делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек, подобно дереву, стремящемуся обойти препятствия, которые мешают ему расти, хочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но и нередко сами становятся тиранами.

    Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество, так как он не умеет общаться на равных. Внутри у него тревога, сменяющаяся спокойствием лишь при выполнении его распоряжений. Командиры – нечестные люди, плодящие несчастье.

Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя.

10. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории.

Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием, что позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями и народами. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам.

11. Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

    Война наполнила их душевный опыт до предела, заставила быстро повзрослеть: плакали они не от горя, а от ненависти. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

    Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это люди и время. Ни то ни другое забывать нельзя!

12. Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком. 

Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто знает, чего хочет, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей.


13. Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают, но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. К ним относится дружба.

         Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

    У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

14. Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа, и везде оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.

15.  В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах как взаимовыручка и взаимопомощь. Человеческое общество  сформировалось и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым. В  современном обществе, где царствует идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи.

         Ведет это к тому, что индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

Если мы хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть, то мы должны помогать друг другу, а не жить по принципу примитивного эгоизма. Помогать просто так, не ища для себя выгоды. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.

 № 16. Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? На вопрос: «Каким человеком тебе хочется стать?» - сотни мальчишек отвечали по-всякому, но никто не ответил – добрым. Почему-то доброта для ребят не столь важна, как храбрость и мужество: ведь без нее невозможна душевная красота человека.

  Добрые чувства необходимо воспитывать в детстве,  потому что они усваиваются одновременно с познанием первых  истин. Человечность, доброта рождаются в волнениях.

  Добрые чувства — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире  достаточно зла, нам стоит быть  терпимее по отношению друг к другу и совершать смелые поступки во имя добра. Путь добра — это самый приемлемый и единственный путь для человека.

17. В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. В детстве человек счастлив по нескольким причинам. Во-первых, ребенок – существо,  предрасположенное к счастью. Во-вторых, ему пока не с чем сравнить жизнь. И, в-третьих, душа его еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру, чем душа взрослого человека.

Повзрослев, человек найдет повод  почувствовать себя глубоко несчастным. Он придумывает несуществующую драму, искренне жалуется на нее друзьям, тратя на переживания здоровье, душевные силы. 

  Лишь когда случается настоящая трагедия, человек понимает, сколь нелепы выдуманные страдания. Тогда он хватается за голову и говорит себе, что был глуп, страдая из-за какой-то ерунды.  

18. Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерно: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага. 

Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть, но её у него нет. Один раз предав, человек предаст снова и снова. 

Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной.



19. . Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. Память о Великой Отечественной войне жива в сердцах людей. Нельзя забыть наш беспримерный подвиг во имя победы над немецким фашизмом.

Со временем память человека ослабевает, многое из пережитого забывается… К тому же уходят ветераны, которые могли бы рассказать о войне. Остаются документы и произведения искусства, где отражены самопожертвование и стойкость народа.

Тема Великой Отечественной войны до сих пор питает искусство. Сняты  прекрасные фильмы, написаны замечательные произведения литературы. И все потому, что боль, не покидающая душу народа, не стихает. Единственное, что должны мы учитывать, - это правдивость и достоверность в изображении войны.

20. В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Из всех видов искусства особое воздействие на человека оказывает художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость, дает возможность отдохнуть и развлечься. Но неправильно было бы видеть в нем только средство получения удовольствия, так как значение искусства в нашей жизни серьезней: оно помогает лучше познать мир и самого себя.

Искусство способно сохранять черты эпохи, становясь хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует характер и взгляды человека, поэтому люди и обращаются к этому источнику духовной и нравственной силы.

21. Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо самому испытать её, проникнуться лучом чьей-то доброты, почувствовать, как этот луч овладевает сердцем.

  Чужая доброта – это теплота, которая согреет сердце и вызовет ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может рано или поздно не ответить тем же.

Почувствовать в своем сердце пламя доброты – это большое счастье. В такие моменты  человек находит в себе свое лучшее, и для вражды и ненависти не остаётся места в его душе.  

Сердце, живущее добротой, излучает творческое начало. Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза доброму человеку, мы видим согревающий свет. В них нет жёсткости – в них ласковое сияние. Это облегчает душу



22. Если отнять у человека способность мечтать, то у него отпадёт желание борьбы во имя будущего, которое мы должны предугадать. Отсутствие мечты у людей приведет и к тому, что не будут развиваться культура и наука.

  Ценность мечты в том, что она тревожит человека  и заставляет его желать более совершенной жизни, вызывает волнение, источник высоких чувств. Поэтому мечта нужна не только детям, но и взрослым.

Только лицемер может сказать, что нужно успокоиться на достигнутом. Но тогда у нас не будет прекрасного будущего, поэтому нужно уметь мечтать, мечтать страстно и глубоко, красиво и действенно.

23. В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащая его внутренний мир, увеличивают словарный запас, вырабатывают четкое  мышление.

Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит вдумчиво прочесть классическое произведение, и сразу заметишь, что стало проще выражать  мысли, подбирать нужные слова. Чтение серьезных произведений заставляет постоянно думать, потому что оно развивает логическое мышление.

Читать книги полезно ещё потому, что они оказывают  влияние на нравственные ориентиры и  духовное развитие человека. Прочитав классическое произведение, люди начинают меняться в лучшую сторону.

24. Что такое хорошая книга? Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, заставлять задуматься о жизни, выразить эмоции. Она должна быть написана богатым языком, нести глубокий смысл, что делает её полезной.

      Необходимо читать книги разных жанров и родов литературы. 

    Начать чтение нужно с книг  из школьной программы, потому что это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Расширяет ваш кругозор и научно-популярная литература, которая даст возможность саморазвитию. Сделайте книгу вашим лучшим другом.


. 25. Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Иметь семью и детей необходимо и естественно.  Главой семьи издавна считался отец, которого дети уважали и слушались. Он занимался тяжелым трудом, а старшие сыновья помогали ему.

   В руках женщины было управление домашним хозяйством. Она ведала всем: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде.  Дети понемногу помогали ей.

  В хорошей семье всегда царила взаимная любовь. Сварливость и неуживчивость вызывали жалость к их носителям.  Любовь к родным давала начало любви за пределами дома: если человек не любит родственников, то трудно ждать от него уважения к чужим людям.

26. Слово "культура" многогранно. Слово «культура» несет в себе понятие духовности, света и истинной красоты. Если люди это поймут, то наша страна станет процветать. Было бы хорошо иметь в каждом городе или селе свой центр культуры, творчества для людей всех возрастов.

  Истинная культура направлена на воспитание и образование, поэтому во главе этих центров должны стоять люди грамотные и точно понимающие роль культуры.

    Ключевой нотой культуры являются такие понятия, как мир, истина, красота, поэтому заниматься культурой должны люди честные и бескорыстные. В культуре, огромном океане творчества,  каждый найдет себе дело, и тогда наша планета станет прекрасней.


27. Что значит быть культурным человеком? Культурным считают человека образованного, воспитанного, ответственного, гуманного, любящего природу и родину.

Культурный человек всегда честен и спокоен. Он имеет чётко поставленную цель: увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре, некоторые даже и не задумываются о ней. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.

28. Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, Единого мнения о времени взросления человека нет.

    Взрослость означает умение обходиться без чьей-либо помощи. Если человек всё делает сам, не ждёт поддержки от других  и понимает, что преодолеть  трудности должен самостоятельно, это означает, что он взрослый. Когда же возникают ситуации, что человеку одному не справиться, тогда нужно просить помощи у друзей, родных. 

Самостоятельный человек умеет отвечать не только за себя и свои поступки, но и за кого-то ещё. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.


29. Что такое дружба? Как становятся друзьями? Люди, кого объединяет  судьба, профессия, общие помыслы, становятся друзьями. Также могут подружиться и те, которых в жизни ничего не связывает. 

Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда они получают от дружбы поровну. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Один дружит и делится своим мастерством, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая  молодому другу, познаёт свою силу, зрелость, а слабый видит в друге свой образец для подражания.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги.  Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках.


30. Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Дружба лежит глубоко в сердце, поэтому нельзя заставить себя  дружить.

    Два главных условия для дружбы – это уважение и доверие, которые проявляются в словах и делах людей. Друг всегда чувствует, что его ценят как личность, помогают ему во всех делах. Уверенность в искренности друга и в том, что тот никогда не предаст, тоже важны. У друзей должны быть общие нравственные ценности: людям, которые по-разному смотрят на жизнь, тяжело быть друзьями. Укрепляют дружбу и общие интересы.  

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могу быть сильными и приносить множество переживаний, но без дружбы жизнь немыслима.


31. Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. Нет ни одной проблемы, которая не была бы отражена в мировой литературе. Всё, что касается в жизни человека, передумано и запечатлено на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература обогащает внутренний опыт человека, расширяет взгляд на жизнь, делает тоньше наше восприятие. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить интриги, но с возрастом обращаемся к книгам, чтобы углубиться в себя, найти собеседника, который облагораживает, учит.

С каждой прочитанной книгой человек меняется. Только с помощью литературы можно становиться Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни. 

32. Многие считают, что быть искренним - значит открыто говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но человек, сразу озвучивающий свои мысли, может показаться невоспитанным и глупым. Искренен тот, кто умеет быть самим собой!

Главная проблема в том, что мы, плохо зная себя, гонимся за призрачными целями. Нужно заглянуть в свое сердце, проанализировать свои желания и планы, чтобы понять, что истинно,  а что навязано кем-то. Иначе мы рискуем потратить жизнь на ненужные цели. 

 Единственный способ стать искренним – это познавать себя. Заглянув в свою душу, можем увидеть целый мир! Тогда нам станет интереснее, можем найти свой жизненный путь.

33. Каждый человек ищет место в жизни, стараясь утвердить свое «я». Это естественно. Вопрос в том, как он его находит и какие моральные ценности имеют вес в его глазах. 

Многие не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого чувства собственного достоинства люди поступают неправильно. Однако не лучше и те, кто разменивает свое достоинство. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан проявить свое самолюбие, но сделать это не всегда просто. 

Истинная цена человека всегда обнаруживается. Тем выше она, чем больше мы любим не себя, а других. Л.Толстой подчеркивал: каждый из нас – лицо историческое, несущее ответственность за весь мир.  


34. Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, В детстве мне казалось, что во взрослой жизни меня будут окружать другие люди. На самом деле, все сложилось иначе: мои сверстники остались со мной, друзья молодости оказались самыми верными, потому что молодость – время сближения.

Следует помнить и беречь настоящих друзей, которые разделяют с тобой и горе, и радость. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье и поделиться им. Неразделенная радость не радость.

В несчастье тем более нельзя быть одному. Горе человеку, если он один, поэтому нужно беречь молодость, ценить все хорошее, что приобрели в ту пору. Ничто из приобретенного в молодости не проходит без следа. В памяти остаются все поступки: хорошие будут радовать, дурные не дадут спать.

35. Что же действительно заключается в этом казалось бы привычном для всех понятии «дружба»? Дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях и интересах. Настоящий друг никогда не попытается воспользоваться слабостью другого в своих целях и всегда придет на помощь. Он не только поможет в беде, но и порадуется счастью друга.

Сейчас бескорыстная дружба понемногу уходит в прошлое, её вытесняет выгода . Сейчас друзья – это люди, с кем можно неплохо провести время. На деле, если у кого-то случается кризис, друзья куда-то исчезают, пока этот кризис не пройдет.

Мы должны помнить: любые грандиозные проблемы можно решить легко, если рядом надежные друзья. Дружба делает человека смелее, жизнь его – интереснее. Верная дружба, духовно объединяя людей, дает уверенность в завтрашнем дне.

36. Лучше всего проявляет свою воспитанность время спора, где сразу же обнаруживается вежливость и самоуважение.

Как же ведёт спор вежливый спорщик? Он внимательно выслушивает своего противника, уточняя неясное. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо, то обеспечиваете себе достойное отступление. Нет ничего красивее в споре, чем при необходимости признать правоту собеседника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих, призываете к уступчивости своего противника. Но человек не должен уступать, чтобы понравиться или из трусости. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым.

Интеллектуальное удовольствие - следить за спором, который ведут умные противники.


37. Необычной была дружба Пушкина и Пущина. Они учились вместе в лицее, иногда встречались у общих знакомых. Однажды Пущин посетил Пушкина, находящегося в ссылке. Больше они не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина настал черёд Пущина хранить верность дружбе. Он словно не считал Пушкина погибшим, обращался к лицейским годам, встрече в ссылке, добывал неизвестные ему прежде произведения Пушкина и заново узнавал товарища.

Влияние личности Пущина на Пушкина значительно. Пущин не раз охлаждал темпераментного друга, не боялся сказать ему правду. Велико и влияние Пушкина на Пущина. Талант, ум, острота чувств, доброта - всё это покорило Пущина навсегда




38. Самая большая ценность народа – это язык, на котором он читает, пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Все наши мысли формулируются языком, эмоции только окрашивают мысли, подталкивают их.
2   Вернейший способ хорошо узнать и понять человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – гораздо более точный показатель качеств, культуры человека, чем его манера поведения и походка.
3   Каждый человек пользуется языком народа, в котором отразилась его внутренняя сила, эмоциональность и разнообразие характеров. Если считать язык проявлением национального характера, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив, как и русский язык. Именно поэтому нужно знать литературу и родной язык своего народа: его историю, происхождение слов, фразеологию, поговорки и пословицы. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.

39. Андерсен считал свою жизнь прекрасной в силу своей детской жизнерадостности. Подобное отношение к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Такие люди, как Андерсен, не растрачивают свое время и силы на борьбу с житейскими невзгодами - они замечают поэзию вокруг, наслаждаются первыми днями весны. Что стоят жизненные невзгоды по сравнению с благодатной, душистой весной!
2   Андерсену хотелось так думать и жить, но действительность не была милостива к нему. В начале творческого пути, как он сам говорил, он «выпил не одну чашу горечи». Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались за то, что он был сыном сапожника, отличался от благополучных обывателей и ставил творчество выше богатства.
3   Жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника и слышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.


40.  Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры, который ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости, ведь сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, свободен, он сам владеет текстом: может читать быстрее или медленнее, поверхностно или внимательно, возвращаться к прочитанному или заглянуть в конец книги..
2   Телевидение становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени», когда лишает человека свободы и он слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть.
3   Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен быть самостоятельным и образованным. Все это дает именно книга. Недостаточно видеть и слышать, сидя у телевизора, надо еще и думать, воспринимать мир разумом, уметь задумываться о важном в тишине, которая рождает самостоятельную мысль.

41. В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человек посмотрит на валы прибоя с берега моря и через минуту уйдет – это одно. Если же человек будет наблюдать за морем несколько часов или несколько дней, то это совсем другое.
2   Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его цветом, запахом и звуками наполнит вас, очистит и останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, если наблюдать за красотой мимоходом или из окна поезда.
3   Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе, у меня появлялось чувство досады: я не знал, что мне делать. Потом я понял: нужно без суеты остановиться перед красотой и любоваться её, исцеляя душу. Только тогда безграничная красота пригласит тебя в собеседники и принесёт радость.





42.  Хороших книг о школе написано немало, но мне интересно было бы понять, что остается от учителя и класса в характере человека, кроме знаний. У каждого взрослого есть хорошие или плохие впечатления и воспоминания о школе. Одних учителей или товарищей запоминают, других – нет. И дело не в степени дружбы, существуют более сложные причины.
2   Любимых учителей больше, чем талантливых. Можно заслужить любовь, не имея особых педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым - можно.
3   Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Например, физику нам преподавал известный профессор, который блестяще ставил опыты, красиво говорил, но физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Она не все знала и умела, но всё равно мы ее любили за то, что она любила нас, что ей было весело и интересно с нами, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.


43. Каждый писатель тревожится о том, поймут ли его. От этого зависит, состоится ли у него желанная духовная встреча с читателями.
2    И вот мы, читатели, беремся за книгу. Перед нами зашифрованные чувства, идеи, образы, целое здание духа. Жизнь, яркость, силу, смысл читатель должен добыть сам. Если он не умеет или не хочет этого делать, то книга пройдет мимо него.
3    Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но это не так, поскольку настоящий читатель отдаёт книге внимание и душевные способности, чтобы ее понять. Настоящее чтение требует от читателя желания услышать голос автора.
4    Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние. Оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.