КГУ «Тарановская СШ им. Б. Майлина отдела образования
акимата Тарановского района»
Программа развития речи
детей дошкольного возраста
«Поговори - ка»
на 2018-2019 учебный год
Воспитатель: Седых О.Г.
Пояснительная записка
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действи-тельности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюст-рации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Данная рабочая программа рассчитана на 25 часов (1 час в неделю). Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д.
Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ре-бенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих спо-собностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументиро-вать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первокласс-ников и формирование готовности к школьному обучению.
На занятиях используются специальные задания
• на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
• выделение одинаковых предметов из группы предметов;
• выделение лишнего предмета;
• объединение различных предметов в группы;
• выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Задачи:
- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лекси-ческого, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явле-ний;
- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимна-стики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;
- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивиду-альных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстни-ками и взрослыми;
- развитие воображения и творческих способностей.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6. Развитие связной монологической речи.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
Эмоциональный настрой – прослушивание музыкальных произведений, сказок, физминутки, пальчиковая гимнастика.
Словесные методы и приемы – рассказы, беседы, художественное слово.
Объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ образца, показ способов выполнения работы.
Виды занятий:
1. Рассматривание картины.
2. Рассматривание предметов.
3. Загадывание загадок.
4. Дидактические игры:
- пальчиковые;
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры;
Условия реализации программы:
1.Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.
2. Кружок по развитию речи комплектуется из числа детей 3-4 лет.
3. Занятия проводятся во вторую половину дня.
4. Количество занятий в неделю – 1, месяц – 9, В год 36.
5. Продолжительность одного занятия 15 - 20 мин.
Методические приемы:
1. Совместный пересказ педагога с ребенком.
2. Подсказка слова или фразы.
3. Вопросы к детям.
4. Упражнения-указания.
5. Поощрение.
6. Пересказ по частям.
7. По ролям.
8. Игра- драматизация.
Результаты к концу обучения
Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется сле-дующие результаты:
1. Повышается культура речи.
2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
Список литературы
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: Просвещение, 2006.
Перспективный план
по вариативной части «Поговори - ка »
для средней группы «Солнышко»
в образовательной области «Коммуникация»
№ |
Тема | Количество организован-ной учебной деятельности |
Дата |
1. | «Поговори со мной» (речевой этикет) | 1 | |
2. | «Мое тело» | 1 | |
3. | Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца». Литературная викторина | 1 | |
4. | «Путешествие веселого язычка» | 1 | |
5. | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» | 1 | |
6. | «Листопад, листопад, засыпает старый сад» | 1 | |
7. | «У меня зазвонил телефон» (ролевой диалог) | 1 | |
8. | «Вкус чая» (рассматривание предметов) | 1 | |
9. | Заучивание потешек«Ай качи-качи-качи» | 1 | |
10. | «Заучивание потешки «Травка - муравка» | 1 | |
11. | «Кто сказал, мяу?» | 1 | |
12. | Скажи наоборот | 1 | |
13. | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | 1 | |
14. | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | 1 | |
15. | «Экскурсия в зимний парк» | 1 | |
16. | Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое» | 1 | |
17. | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | |
18. | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | 1 | |
19. | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») | 1 | |
20. | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | 1 | |
21. | «Кого мы встретили в лесу» (работа с картинами) | 1 | |
22. | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» | 1 | |
23. | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | 1 | |
24. | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» | 1 | |
25. | «Бунт в игрушечном царстве» (проблемное занятие) | 1 | |
26. | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» | 1 | |
27. | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...» | 1 | |
28. | Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | 1 | |
29. | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» | 1 | |
30. | «Прятки» (грамматическая игра) | 1 | |
31. | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» | 1 | |
32. | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | 1 | |
33. | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» | 1 | |
34. | Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино" | 1 | |
35. | Какие разные птицы(сравнительный рассказ) | 1 | |
36. | «Лето в гости просим!» разгадывание загадок на тему: Лето | 1 | |