ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
«построение модели здоровьесберегающей педагогической системы дошкольного отделения»
Вариативные программы по сохранению и поддержанию здоровья
Москва, 2014-2015 уч.г.
состав творческой группы
- Председатель Ведяева А.В.
- Секретарь Назарова В.А.
- Львовская Е.В.
- Стегачева Т.В.
- Пашина Е.В.
- Лукина С.А.
- Хузеева Г.Р.
- Державина Т.А.
- Балашова Е.С.
- Соколов А.М.
- Мингалимова Л.Р.
- Селезнева Н.Г.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
- Формирование общей культуры личностей детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности
Актуальность
5,25%
0,5%
17, 3%
41,7%
53,1%
52,8%
29,4%
Вариативные программы
- «Зеленый огонек здоровья». Программа оздоровления дошкольников, автор Картушина М.Ю.
- Методические пособия по логоритмике, автор Картушина М.Ю.
- «Развивающая педагогика оздоровления». Программно-методическое пособие, авторы Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.
- «Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА. Расту здоровым». Программно-методическое пособие, автор Зимонина В.Н.
- Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста (1 – 3 года) «Первые шаги», авторы Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н.
Примерная парциальная образовательная программа
для детей раннего возраста (1 – 3 года)
«Первые шаги»
Источник: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Pervye-shagi.pdf
Авторский коллектив:
Смирнова Елена Олеговна - главный научный сотрудник Психологического института РАО, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ;
Галигузова Людмила Николаевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО;
Мещерякова Софья Юрьевна - кандидат психологических наук, заведующий лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.
Программа «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).
Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала .
Зеленый огонек здоровья.
Программа оздоровления дошкольников
Источник: Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Автор: Картушина Марина Юрьевна
Программа "Зеленый огонек здоровья" направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижения зрения у детей и повышение резистентности организма. К программе прилагаются примерные конспекты оздоровительных занятий, носящих тематический характер.
Программа адресована воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре и учителям начальных классов. Материал пособия может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях.
Программа построена на идеях педагогической валеологии (от латинских слов «valeo» - быть здоровым и «iogos» — учение, наука). Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья образовательными технологиями.
Методические пособия по логоритмике
Источник:
- Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 2— З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
- Картушина М.Ю., Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа развития.)
- Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4—5 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с. - (Логопед в ДОУ).
- Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 208 с. — (Логопед в ДОУ).
- Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 6— 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с. — (Логопед в ДОУ).
Автор: Картушина Марина Юрьевна
Пособия являются дополнением к программе «Зеленый огонёк здоровья». Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова. В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст).
Программно – методическое пособие
Источник: Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). Программно-методическое пособие. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2000
Авторы:
В.Т. Кудрявцев, доктор педагогических наук, директор Института Психолого – Педагогических Проблем Детства РАО
Б.Б. Егоров, к.п.н. ведущий научный сотрудник Института Психолого – Педагогических Проблем Детства РАО.
Линии оздоровительно-развивающей работы
1. Приобщение детей к физической культуре, которое разворачивается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движения.
2. Развивающие формы оздоровления.
Научное обоснование:
Работы известных физиологов А.А.Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов Э.В. Ильенкова и В.П. педиатра и педагога Ю.Ф. Змановского и др. При этом был рационально и критически переосмыслен опыт нетрадиционных практик развития движений и оздоровления, которые возникли и оформились в истории человеческой культуры (в частности, восточных психотехник).
Расту здоровым
Программно-методическое пособие для детского сада
Источник: Зимонина В.Н., Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2013
Автор: Зимонина В. Н.
Настоящее издание переработано в соответствии с современными требованиями и может быть использовано в рамках других примерных программ дошкольного образования, например программы «Истоки».
Программа «РОСИНКА» обеспечивает комплексный подход к воспитанию
Р азвитого
О рганизованного
С амостоятельного
И нициативного
Н еболеющего
К оммуникативного
А ккуратного ребенка
Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Тутти".
Авторы Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Эта программа входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы ДО "Мир открытий", разработанной авторским коллективом под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.
Программа «ТУТТИ»: — брошюра 144 с., формат А4; СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра», 2012. Главная цель начального музыкального образования программы "Мир открытий" - игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.
К общим задачам относятся: - приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах ( русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка); - воспитание интереса и любви к музыке; - развитие эмоциональной сферы, эмпатии; - развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художенственно-творческой деятельности; - развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др.; - развитие речи; - развитие движений, ориентировки в пространстве.
К специальным задачам относятся: - развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности; - профилактика и коррекция индивидуальных проблем развития средствами музыки ( в случае необходимости).
Спасибо за внимание!