Варна выделил шесть основных препятствий, или «камней преткновения», мешающих эффективной межкультурной коммуникации.
1. Допущение сходств. Одной из причин непонимания при межкультурной коммуникации становится то, что люди наивно предполагают, будто все они одинаковы или, по крайней мере, достаточно схожи для того, чтобы легко общаться друг с другом. Разумеется, всем людям присущ ряд базовых сходств в биологических и социальных потребностях. Однако коммуникация - это уникальная человеческая особенность, которую формируют специфические культуры и общества. Действительно, коммуникация представляет собой продукт культуры. Кроме того, выходцы из некоторых культур делают больше допущений в отношении сходств, чем выходцы из других; т. е. степень допущения людьми того, что другие им подобны, ва-рьирует для разных культур. Таким образом, само допущение сходств представляет собой культурную переменную.
2. Языковые различия. Когда люди пытаются общаться на языке, который знают не в совершенстве, они часто полагают, что слово, фраза или предложение имеют одно и только одно значение - то, которое они намерены передать. Делать такое допущение - значит игнорировать все остальные возможные источники сигналов и сообщений, обсуждавшиеся в двух предыдущих главах, включая невербальную экспрессию, интонацию голоса, позу, жесты и действия. Поскольку люди цепляются за одиночные, простые интерпретации того, что, в сущности, является сложным процессом, постольку в коммуникации будут возникать проблемы.
3. Ошибочные невербальные интерпретации. Как мы видели, в любой культуре невербальное поведение составляет большую часть коммуникативных сообщений. Но очень трудно полностью понимать невербальный язык культуры, не являющейся вашей собственной. Неправильная интерпретация невербального поведения может легко привести к конфликтам или конфронтации, которые нарушают коммуникативный процесс.
4. Предубеждения и стереотипы. Как говорилось ранее, стереотипы и предубеждения в отношении людей - естественные и неизбежные психологические процессы, которые влияют на все наши восприятия и коммуникативные контакты. Излишняя опора на стереотипы может помешать нам объективно посмотреть на других людей и их сообщения и найти подсказки, которые помогут проинтерпретировать эти сообщения в том ключе, в котором нам намеревались их передать. Стереотипы поддерживаются множеством психологических процессов (включая избирательное внимание), которые могут негативно влиять на комму-никацию.
5. Стремление оценивать. Культурные ценности также влияют на наши атрибуции в отношении других людей и окружающего нас мира. Различные ценности могут вызывать негативные оценки, которые становятся еще одним камнем преткновения на пути к эффективной межкультурной коммуникации.
6. Повышенная тревога или напряжение. Эпизоды межкультурной коммуникации часто связаны с большей тревогой и стрессом, чем знакомые ситуации внутрикультурной коммуникации.
Учитывая все описанные проблемы, мы можем спросить: как нам их преодолеть, чтобы стать участником эффективной межкультурной коммуникации? В последние 10-20 лет исследователи уделяли значительное внимание этому вопросу, обозначив его как межкультурно-коммуникативная компетентность.
Рассмотренные выше причины проблем в общении между людьми являются основными, и они, безусловно, требуют преодоления. Для того, чтобы повысить эффективность общения и убрать коммуникативные барьеры, нужно при общении с людьми следовать правилам эффективного общения: внимательно слушать собеседника, не перебивать его, поощряя большую часть времени говорить, не допускать негативных отзывов об отношении собеседника к предмету разговора, использовать приемы понимающего реагирования.
Неумение контактировать с другими привело к нарушению коммуникации и негативным последствиям: психологическому дискомфорту, неуверенности, настороженности , невниманию, равнодушию и др.
Отсутствие толерантности, благожелательности, неумение оценить ситуацию и принять взвешенное решение. На акведуке встретились провокаторы-властолюбцы. Их целью было стремление получить ощущение своей власти, значимости, контроля над ситуацией и собеседником. Если один из них сохранил бы нейтральную позицию: придерживался ровного тона беседы, воздержался от необдуманных реакций и т.п., то конфликт был бы погашен и найдено компромиссное решение.
В моей образовательной организации существует проблема организационной коммуникации. Информационная перегрузка приводит к раздражительности и формальности исполнения. Несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, изматывающий темп работы, противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, безусловно, являются негативными последствиями нарушения коммуникаций. Но последствия конфликтов нельзя абсолютизировать и рассматривать вне конкретной ситуации.
Предлагаю такие пути ее решения:
Урегулировать информационные потоки.
Администрации учреждения научиться оценивать качественную и количественную стороны информации.
Определить формы стимулирования. Видя выгоду для себя, сотрудник полюбит и руководителя, и работу
Практиковать короткие встречи с подчиненными для обсуждения полученной информации, распределения работы.
Обсуждать в коллективе новые планы, варианты целей и назначений для реализации намеченного. Совместное обсуждение выполнения текущих заданий и хода работы приводит к нахождению всё новых путей достижения задуманного.
Выполнение поставленных задач должно носить коллективный характер, не допускать использования одних и тех же членов коллектива. Процесс коллективной работы, помимо всего прочего, создаёт сильнейший энергетический потенциал, и отдельные усилия каждого члена команды начинают давать результат, в несколько раз превышающий тот, который был бы в случае одиночной работы человека с теми же усилиями.
Ход выполнения полученной информации коллективом контролировать согласно плану-графику.
Заслушивать отчеты ответственных по результатам контроля.
Внедрить систему обратной связи (опрос работников, анкетирование и т. д.)
Владеть технологиями использования конфликтов для получения позитивных результатов.