СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Васева Ольга Юрьевна руководитель проекта "Учителями славится Россия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Васева Ольга Юрьевна руководитель проекта "Учителями славится Россия"»

Муниципальная научно-исследовательская конференция

среди 7-11 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тойкинская основная общеобразовательная школа»



Направление: гуманитарное



«Учителями славится Россия»





Варова Татьяна 8 класса

МБОУ «Тойкинская ООШ»

Руководитель Васева Ольга Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Высшей категории















С . Тойкино, 2024

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3-4

1.Основнаячасть……………………………………………………………….5-11
1.1.Удивительный мир прекрасного человека…………………………… 5-6

1.2. Трудное детство…………………………………………………………. 7-8

1.3. Не зря прожитые годы……………………………………………… 9-10

1.4.Учительская династия Дегтяревой Фаины Петровны……………………11

2. Практическая часть……………………………………………………… 12-13
Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………… 16-18







































Введение

«Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» - писал К.Ю. Ушинский. Эти слова о замечательном педагоге Дегтяревой Фаине Петровне, проработавшей более 40 лет в средней школе.

Она определила главное в профессии учителя: «Профессия требует особого таланта. Нельзя входить в класс человеку, не умеющему понять и принять в ребёнке личность».

Актуальность проекта: учитель подает пример высокого гуманизма, честности, благородства и порядочности, проявляет внимание и веру в силы ребёнка. Мы должны помнить о беззаветной преданности учителя Родине и уважительно относиться к профессии педагога. Так как он ведёт с собой в мир знаний миллионы любопытных ребят, которые составят будущее всего человечества.

Цель проекта: воспитание чувства уважения и признательности к профессии учителя.

Задачи:

1.Сохранение памяти об учителях, деятельность которых исходит из интересов борьбы за высшие духовные ценности.

2.Привлечь внимание к проблемам деятельности учителя, укрепления его авторитета.

3.Развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора, развитие интереса к педагогической деятельности.

Гипотеза: учитель — это уникальная профессия вне времени, моды и географии.

Методы исследования:

1.Работа с документальными материалами о педагогической работе учителя и директора МБОУ «Тойкинская средняя общеобразовательная школа» Дегтеревой Фаины Петровны.

2.Интервью с учителями, директором, выпускниками школы.

















































Основная часть

1.1. Удивительный мир прекрасного человека.

Учитель для школы - это то же, что солнце для вселенной. Во все времена истинному наставнику- педагогу давали самую высокую оценку, говорили самые тёплые слова. Появилось большое желание и у меня в своей исследовательской работе рассказать об учительнице математики, директоре школы, ветеране педагогического труда, «Почетном работнике общего образования Российской Федерации» Дегтеревой Фаине Петровне (Приложение 1).

Мне хотелось больше узнать о её жизни и поделиться с другими людьми. Именно эта работа позволит узнать: во-первых, о жизни и судьбе Фаины Петровны, во- вторых, о её становлении как учителя, о ее огромном вкладе в жизнь Тойкинской средней школы.

Об учителе написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы по формированию человека. И, несомненно, ещё много раз будет сказано новое слово о благородном труде педагога-воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.

В наших, современных условиях эта профессия приобрела особое значение. Иным, несравнимо богатым в духовном отношении стал у нас и школьный педагог. Он – носитель качественно нового сознания.

Фаина Петровна -человек удивительно цельный, отличающийся огромной душевной щедростью и безграничной верностью к педагогическому делу.

Она с искренней любовью рассказывает о школе, о детях и определила главное в профессии учителя: «Профессия требует особого таланта, не меньшего, чем профессия актёра. Нельзя входить в класс человеку, который забыл о своих горестях и радостях в детские годы, утратившему в душе детство, не умеющему понять и принять в ребёнке личность, человеку глухому к чужой душевной жизни».

Именно поэтому и не было сомнений у Фаины Петровны кем стать. Пристрастие к школе началось с раннего детства.









































    1. 1.2. Трудное детство

Родилась Дегтерева Фаина Петровна 6 февраля 1950 года в деревне Куртаны Б-сосновского района. С 1 по 8 класс училась в Тойкинской средней школе, а 9-10 классы заканчивала в Черновской средней школе. Закончила она ее с медалью.

Приходилось очень непросто, четверых детей воспитывала одна мать, которая была на группе по инвалидности, нужно было много работать, изо всех сил стараться выжить в послевоенное время. Но, несмотря на трудную жизнь, она тянулись к знаниям.

Шли годы… Отзвенел последний звонок. Перед юной Фаиной открыты пути во взрослую жизнь. А выбор уже сделан, причём выбор осознанный, потому что к этому времени ее старшая сестра Евгения закончила сельскохозяйственный институт и не хотела, чтобы она шла по ее стопам, а поступила в педагогический, поэтому колебаний не было-педагогический. Сразу после школы поступить в институт, как она мечтала, по семейным обстоятельствам не удалось (нужно было помогать маме) . Фаина работала на ферме, ухаживала за коровами. Через год она поступает в Пермский государственный педагогический институт на математический факультет. Студенческие годы относятся к светлым и радостным мгновениям её молодости. Сокурсники ценили в ней высокую нравственность, поиски истины, настойчивость. Годы учёбы в институте пролетели как одно мгновение. Окружающий многообразный мир был полон надежд, стремлений, открытий.

После окончания института, Фаина Петровна вернулась в родную Тойкинскую школу учителем математики.

Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:

…Тот, кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье – быть полезным людям

Учить Его Величество – Народ!...

Об учителе нельзя писать обыденными словами. Но ведь никто не придумал таких особенных, специальных слов.

Встречаясь с талантливым учителем, дети – да и не только дети – обязательно становятся лучше – умнее, воспитаннее, добрее.

Сначала было трудно. Она не только учила ребят математике, но и преподавала им более сложную науку – науку взаимопомощи и дружбы, науку справедливости и добра, на которой была построена вся жизнь. Также она проводила уроки пения, когда Фаина Петровна пела сама, то ученики соседнего класса забывали, какой у них идет урок. Была активным участником художественной самодеятельности села.

Фаина Петровна не признавала работы «от и до», а отдавала все свои силы и время. И труд этого обычного человека, как правило, отличался завидной эффективностью. Фаина Петровна являлась наставником для молодых специалистов, постоянно передавала свой опыт работы другим учителям на заседаниях школьного, районного методических объединений, семинарах. Часто проводила открытые уроки школьного и районного значения.

Учителя нашей школы Лушникова Л.В.,Чунарев А.А.., проработавшие вместе с ней много лет, тепло отзываются: «За время работы проявила себя творчески работающим учителем, руководителем, умела качественно организовать учебно-воспитательный процесс».

Плодотворная педагогическая деятельность отмечена рядом наград: Грамотами РОНО, присвоено звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Она пользуется большим уважением родителей и общественности.

1.3. Не зря прожитые годы

27 лет проработала директором школы Дегтерева Фаина Петровна с 1981-1984, 1990-2014 и 41 год учителем математики. Её жизнь- пример беззаветного служения народному образованию.

За годы её руководства школа достигла больших результатов на муниципальном и региональном уровнях.

В 2005 г. школа получила статус «Экспериментальная площадка». Темой эксперимента явилось: «Воспитание труженика- хозяина земли на основе трудовых традиций села и освоения фермерского дела, соединения учёбы с производительным трудом, теории с сельскохозяйственной практикой в условиях сельской школы».

В течение нескольких лет школа работала в режиме школы – агролаборатории в режиме полного дня как оптимальной в существующих условиях. ( Программа «Школа –агролаборатория в режиме полного дня» имеется). Системообразующим в нашей школе был сельскохозяйственный труд. Для того, чтобы заинтересовать детей, обновили содержание раздела «Технология». Изучили известную систему земледелия по Миттлайдеру. Эта система способствует получению стабильных результатов при минимальной затрате трудов. По этой методике работали более 6 лет. Площадь участка составляла 1,6 га , на котором выращивали большое количество овощных культур: морковь, свекла, лук, капуста, редис и др. Всего 18 видов культур. Организационный процесс был построен так , что позволяло ребятам увидеть результат труда и просчитать экономическую выгоду. Дети получали профориентационную подготовку по сельскохозяйственным видам труда. Юноши – выпускники 11 классов получали права трактористов.

В течение всего лета(в 3 смены) учащиеся работали на участке и ухаживали за овощными и плодово-ягодными культурами, пчелами, телятами, кроликами.

Под руководством Фаины Петровны школа ежегодно принимала участие в различных конкурсах и проектах.

В 2006 году стали лауреатами регионального конкурса «Лучшая школа России» в номинации «Школа педагогического поиска». За участие получили телевизор (Приложение 2).

В 2006 году за участие в конкурсе национальных проектов «Лучшая школа России» получили кабинет географии. В 2007 году за участие в конкурсе национальных проектов «Лучшая школа России» получили четыре интерактивные доски. В 2008 году приняли участие в конкурсе национальных проектов «Лучшая школа России».

В школе реализовались социальные проекты, авторами которых являлись учащиеся, учителя или родители:

«Мясо, ягоды, грибы -нам друзья, а не враги». 2005 год .Победители третьего конкурса социальных и культурных проектов Оханского, Большесосновского, Очерского и Частинского районов Пермской области.

«Кладовая здоровья».2005 год. Районный конкурс социальных проектов, номинация «Профилактика безнадзорности, детской преступности и социально-опасных заболеваний».

«Приезжайте в гости к нам» 2007 год. Пятый межтерриториальный конкурс социальных проектов Оханского, Большесосновского, Очерского, Нытвенского и Частинского районов, реализация которого направлена на трудоустройство и занятость подростков.

«Творим красоту».2007 год. Пятый межтерриториальный конкурс социальных проектов Оханского, Большесосновского, Очерского, Нытвенского и Частинского районов, реализация которого направлена на трудоустройство и занятость подростков.

«В здоровом теле-здоровый дух».2007 год. Районный конкурс социальных и культурных проектов.

«Школьные фермеры». 2007 год. Районный конкурс социальных и культурных проектов.

Неоднократно школа являлась победителем в организации летней оздоровительной работы, награждалась грамотами, благодарственными письмам, денежными премиями, ценными подарками (Приложение 3). В 2007 году ученики школы совместно с учениками школы №4 г. Перми Дзержинского района ездили на сплав по реке Сылва на катамаранах в течение недели. Совместно с учениками школы №4 наши ученики отдыхали летом на Черном море.

В зимние каникулы и в августе ежегодно на базе школы отдыхали трудные подростки школы №4 г.Перми Дзержинского района в количестве 35 человек. Учащиеся школы ежегодно участвовали во многих проводимых мероприятиях муниципального и регионального уровней (Приложение 4).

1.4.Учительская династия Дегтяревой Фаины Петровны.

Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчёркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. 

Дегтерева Фаина Петровна воспитала троих прекрасных детей, двое из которых пошли по ее стопам. Старшая дочь Татьяна после окончания Тойкинской школы с серебряной медалью в 1993 году поступила в Пермский государственный педагогический университет, получила специальность –психолог. После окончания университета работала психологом в Черновской средней школе и по совместительству в Тойкинской средней школе. По стопам Татьяны Юрьевны стали педагогами ее двое детей: сын Дмитрий-учитель физической культуры и дочь Александра –воспитатель детского сада в селе Черновское.

Учителем физики и информатики стал и второй сын Фаины Петровны-Евгений Юрьевич, который после окончания школы в 1990 г. поступил в Пермский государственный педагогический институт, после окончания которого вернулся в родную школу учителем физики с женой Аленой Григорьевной учителем химии и биологии. Отработав год в Тойкинской школе, они переехали в Юрково, Евгению Юрьевичу предложили должность директора школы. В течение нескольких лет он работал учителем физики и информатики и директором школы Юрковской ООШ.

Таким образом, каждое поколение педагогов берет всё лучшее у своих старших наставников. Педагогическое мастерство передается продолжателям учительского дела. Я надеюсь, что династия педагогов Дегтеревой Фаины Петровны не прекратит своё существование.






2.Практическая часть

В 2014 году прекрасный педагог и человек в возрасте 65 лет ушла на заслуженный отдых, но связь её с учениками не прерывается. Выпускники часто приходят к своей любимой учительнице, звонят, ведут с ней разговор о жизни.

Мы продолжаем прослеживать, беседуя с Фаиной Петровной и рассматривая фотографии, судьбы некоторых из выпускников. Вот Васева Анна – гордость школы, школу окончила с золотой медалью, была лучшим чтецом района, закончила Пермский государственный университет. В настоящее время проживает в Испании.

Любовно вглядывается Фаина Петровна в фотографии, где она вместе со своими классами. Немного грустными становятся её глаза.

Сколько выпусков было сделано за этот 41 год, сколько разных судеб прошло через её руки? Но каждый выпуск по-своему дорог.

А ученики не забудут её. Они – счастливые люди, потому что рядом с ними Учитель с большой буквы, Человек с большой буквы.

Они выражают благодарность, с трепетом вспоминая свою любимую учительницу:

«Фаина Петровна умела видеть каждого из нас, что называется, в динамике. Участливость её, её забота и ласка помнится и сейчас. Как же много они значили в общей нашей успешной работе. Этот добрый пример учительницы не раз помогал и помогает мне в моей работе».

Васева Светлана, выпускник 2009 года.

«Фаина Петровна сумела сплотить не только дружный классный коллектив, но и нас, родителей. Чистая и бесхитростная душою, она была щепетильно требовательна к нравственной сути поступков наших детей.

Под влиянием Фаины Петровны мой сын вырос сознательным, дисциплинированным, старательным и ответственным.

В каждом своём ученике она умела оставить частичку своей души, тревожилась об их чести».

С уважением мама Дегтярева Игоря Дегтярева Лариса Анатольевна,2000 г.





























Заключение

Работая над проектом, я поняла, что передо мной предстал образ на - стоящего мастера педагогического труда.

Подлинный гуманизм, чуткое отношение к каждому ребёнку, каждодневные хлопоты о своих питомцах – из всего этого состояла и состоит жизнь Дегтеревой Фаины Петровны.

Я горжусь, что в нашей школе работал такой талантливый педагог как Дегтерева Фаина Петровна. Выйдя на заслуженный отдых , Фаина Петровна продолжает активный образ жизни. Это общение с родными и близкими, односельчанами, коллегами и, конечно, ее хобби-пчеловодство. Её труд в её учениках, в памяти односельчан, которые по достоинству оценили и оценят её вклад в развитие Тойкинской средней школы.

Не смейте забывать учителей,

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!















4. Список использованной литературы

  1. Материалы (альбомы, раскладушки, стенды) школьного музея.

  2. Фотографии из семейного альбома.

3.Воспоминания выпускников и учителей школы.







































Приложение

Приложение 1

Дегтерева Фаина Петровна Приложение 2 Грамота за участие в конкурсе

«Лучшая школа России»


Приложение 3

«За организацию летней 3 место за участие в игре «Что?Где?Когда?»

оздоровительной работы» 2007 г.



За активное сотрудничество с ЦЗН Участие в районной

Экологической выставке


Летний оздоровительный лагерь

Досуг учащихся










3 место в военно-патриотической

игре «Зарница» 2010 г.

Диплом 3 степени в конкурсе

«Лучшая школа России» 2015-2016 гг.



















13