Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Тыретская детская музыкальная школа»
Лекция – беседа
по творчеству Василия Ивановича Сурикова
(24 января 1848 -19 марта 1916)
Преподаватель Кузнецова Е. С.
2018г.
Я приветствую всех присутствующих сегодня в нашем зале и сегодня мы поговорим о творчестве Василия Ивановича Сурикова.
Как вы уже заметили, что оформлен стенд по творчеству Сурикова, но сегодня мы поговорим более подробно.
Слайд 1, 2.
«Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала мне дух, и силу и здоровье…
Я всегда одним глазом гляжу в Сибирь…
Среди ее приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».
В.И. Суриков
Слайд 3.
Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье.
Слайд 4.
Отец, Иван Васильевич Суриков, был коллежским регистратором. Мать, Прасковья Фёдоровна Торгошина, родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).
Слайд 5.
Правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Слайд 6, 7.
Дом музей-усадьба Суриковых занимает двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный дедом и отцом художника в 1830 г.
В 1948 году в доме открыт музей, в котором хранятся мемориально-художественные материалы о творчестве В.И.Сурикова и подлинные произведения художника (Репродукция на стене «Голова молодого казака»
1905).
Слайд 8, 9
Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Суриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок, был членом Союза русских художников.
«Товарищество передвижных художественных выставок» это крупнейшее объединение, просуществовавшее в России более полувека – с 1870-го по 1923-й годы, было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.
9 ноября 1863-го года 14 лучших учеников Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на задание со свободной тематикой. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию, это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Позднее эти покинувшие Академию ученики организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», преобразованную в 1870-м году в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Главная заслуга участников «Товарищества» - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов «Товарищества», ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс.
Слайд 10.
В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. А. Серов, A. M. и В. М. Васнецовы, В. Г. Перов, и другие художники. А создателем «Товарищества» был Иван Николаевич Крамской.
Наиболее яркие представители «Товарищества передвижных художественных выставок».
В Москве Суриков создал свои наиболее значительные произведения. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
Слайд 11, 12, 13.
Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие как П. Веронезе. Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей).
До́гма́т, или до́гма — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике.
Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же).
Считается, что по картинам Сурикова можно изучать историю России, он был мастером масштабных исторических полотен. У него также отлично получались и портреты.
Имя великого русского художника Василия Ивановича Сурикова сегодня известно всем, благодаря его знаменитым картинам.
"Утро стрелецкой казни",
"Меншиков в Березове",
"Боярыня Морозова",
"Взятие снежного городка ",
"Покорение Сибири Ермаком",
" Переход Суворова через Альпы".
Слайд 14.
"Утро стрелецкой казни",
Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.
Слайд 15.
Покорение Сибири Ермаком",
В Москве Суриков начал новую картину - "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Русский музей). Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана. Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.
На полотне картины изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Кучумовцы то войско, а Кучум враг Ермака, глава. Ермак- казачий атаман. Четко видно, что русские берут «верх». Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.
Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.
Не без скрытого умысла выбран для борьбы и мрачный пейзаж – осеннее небо в серых тонах, быстрые воды реки также не прозрачны, берег реки скользок и глинист. Глядя на это пасмурное изображение реального сражения, невольно становишься его участником, наблюдателем, болельщиком…
Отчетливыми остаются лишь блестящие стволы орудий и вспышки выстрелов вздымаются над полем битвы розовыми облачками. Особое место определено и для пятна крови. Алое пятно досталось именно казаку, как признак преданности и самопожертвования во имя Родины и чести.
Даже простой зритель, не искушенный искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний, станет лучше принимать, понимать и воспринимать русскую культуру, задумается над тем, за что сражались наши предки и каких целей добивались.
Полотно «дышит» войной, всепоглощающей битвой, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Но все равно становится понятно, что кровопролития не удалось бы избежать. Поэтому и спасителем для народа стала именно она – омывающая кровью и поливающая слезами война.
Данная картина один из великих памятников российской истории, который сохранил в себе воспоминания людей, которые нам об этом событии никогда не расскажут.
Слайд 16.
"Взятие снежного городка ",
В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема- широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
Душа русского народа всегда жаждет праздников и шумных гуляний. А такие крупные праздники как Масленица мы привыкли отмечать с размахом.
На родине Василия Ивановича Сурикова есть необычная забава. Из снега возводятся снежные крепости, а в последний день Масленицы устраивали потешный штурм. Посмотреть на взятие городка из снега всегда собиралось много желающих.
Именно этой необычной забаве и посвящена работа Сурикова «Взятие снежного городка»
Картина была написана в 1891 году. В центре картины запечатлён момент триумфа мужчины на чёрном коне, прорвавшим оборону снежной крепости.
На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Позади остались оборонители крепости, которые вслед машут ему ветками, очевидно всадника на пути к победе немало попотчевали хворостинами. Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Именно белый фон создаёт ту самую контрастность, которая требуется для максимального акцентирования внимания на людей в картине.
На полотнах Сурикова всегда много персонажей, несмотря на это автор старается прорисовать каждого из персонажей, придать каждому из них индивидуальность характера, или подчеркнуть сильную эмоцию.
Картина является экспонатом Русского музея и свободна для открытого доступа
Слайд 17.
" Переход Суворова через Альпы"
Сюжетом для этой исторической композиции послужил факт перехода русской армией альпийского перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в 1799 году. Этюды к картине Суриков писал на месте исторического перехода, в швейцарских Альпах. На портрете мы видим уже не молодого человека с живыми умными глазами.
Главное на полотне – движение. Оно начинается вдали, в ущелье. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Живописец рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Вертикальное расположение холста позволило максимально концентрированно показать небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения.
У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице! Несколько солдат заразительно смеются в ответ, идущие за ними – повернув головы, вслушиваются в разговор. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток.
Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Все по-разному переживают напряженность момента. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить.
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма.
Слайд 18.
«Степан Разин»
Труднее всего Сурикову далась его последняя картина - "Степан Разин". Разин - вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.
Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань.
На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.
Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.
Картина Василия Сурикова «Степан Разин». Полотно художника «Степан Разин» — еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. По бескрайним волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. О чем? Как сделать русский народ вольным и счастливым? Или о судьбах верных сподвижников: куда он приведет их? А быть может, тоскует грозный атаман по персидской княжне? Каждый зритель, обладающий фантазией и склонный к романтизму, присмотрится к волнам: не та ли малоприметная водяная воронка, изображенная на картине слева, поглотила яркую восточную красоту прекрасной пленницы? Случайно ли с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот молодой гребец в красной рубахе?
В первые наброски к картине был включен образ княжны, от которого позже художник отказался, чтобы не вышло лишь заурядной иллюстрации к известной песне «Из-за острова на стрежень». Суриков не любил банальности и стереотипы. Полотно неповторимо по колориту: перламутровая вода Волги отражает жемчужный отблеск над горизонтом, прозрачный воздух струится, размывая очертания далекого берега, и рассеянным светом пробивается сквозь упругую ткань паруса, наполненного вольным ветром.
Слайд 19.
«Боярыня Морозова»
Картина В.Сурикова «Боярыня Морозова» знаменита своими гигантскими размерами и была написана художником в 1887г, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Сюжет был написан, вспоминая своё детство, проведённое в Сибири, где холод и сильные морозы. На данном полотне Суриков представил победоносный образ несломлённой женщины, везущую в острог.
В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из бархата, которая едет на санях-розвальнях.
Её черты лица суровы и бескровны, лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.
Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.
Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.
Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоко верующего народа.
Слайд 20.
«Посещение царевной женского монастыря»
Женское царство" в последний раз стало предметом живописных образов в картине "Посещение царевной женского монастыря" (Третьяковская галерея). Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году. Эта картина по содержанию своему скорее историко-бытовая, чем чисто историческая.
Картина повествует о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек и прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями? Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.
Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.
Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.
Слайд 21.
«Памятник Петру первому на Сенатской площади»
Трудно поверить, что это монументальное полотно создано художником в эпоху его бытности студентом. В картине есть ряд моментов, которые могли поставить в тупик и более зрелого мастера, но молодой художник блестяще справился с ними. В первую очередь это двоякое освещение — на полотне запечатлено темное время суток, площадь освещена холодным разлитым светом полной луны и редкими огоньками фонарей, расположенных рядом с оградой, окружающей памятник великому царю. Художнику великолепно удалось передать ощущение холодной и влажной петербургской зимней ночи, с ее дымчатым воздухом, нивелирующим цвета и сглаживающим объемы. Еще один исключительно удачный прием, использованный молодым мастером в этой картине — это подача изображения с нижней точки, благодаря чему громада Исаакиевского собора и Медного всадника буквально нависает над зрителем, создавая почти физическое ощущение их серьезной массы. Особую привлекательность полотну придает характерная серовато-голубоватая дымка, окутывающая все изображенное на картине, немного сглаживая контрасты и одновременно объединяя все детали. Она настолько хорошо исполнена, что оставляет просто физическое ощущение речной влаги, исходящее от картины. В работе много мелких, но важных для реалистичности изображения деталей — занесенная снегом Сенатская площадь со следами ног и саней, далекая перспектива города, легкие облачка на небе, подсвеченные холодным лунным свечением, блик света на куполе Исаакия, могучая фигура в контражуре, четкие линии ограды и присыпанный снежком Гром-камень в основании памятника. Изображение кажется очень натуральным, как фотография, благодаря точному распределению и различной плотности теней на снегу. По этой картине можно сразу сказать, что писал ее великий мастер.
Слайд 22.
«Пир Валтасара. 1874»
«Пир Валтасара» — первая яркая, уже «взрослая» картина, за которую молодой художник был удостоен первой премии.
Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В историю вошло его знаменитое пиршество, когда царь использовал священные сосуды из Иерусалима, в которых ему и его гостям подавали питьё и яства. В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Именно этот момент, когда пирующие гости замечают таинственные и пророческие слова и изобразил Суриков.
В первую очередь обращает на себя внимание композиция картины – многофигурный сюжет отличается стройностью и ритмом. Позже сам художник вспоминал, что в годы учёбы он значительную часть времени уделял именно композиции, за что и получил прозвище – «композитор».
В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. И пирующие замирают на месте, устремив взгляд на противоположную стену, где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу, в их глазах явственно ощущается ужас, кувшины с вином опрокинуты, всё смолкло, а яркая молния, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение страха и рока.
Слайд 23.
«Богач и Лазарь»
Некоторый человек был богат и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Слайд 24.
«Нерукотворный образ» — обращение Сурикова к религиозной тематике. Однажды царь Месопотамии серьезно занемог – так, что никто не мог излечить его. Заслышав слухи о том, что по Иудее бродит человек, исцеляющих больных, после встречи с которым прозревают святые и ходят безногие, он отправил к Христу посла, чтобы тот упросил его приехал в Месопотамию. Но Христос отказался – вместо этого он взял у посла плат, умылся и отер им лицо, после чего на ткани осталось его изображение.
На картине изображен именно этот момент – Христос протягивает послу в белых одеждах получившийся нерукотворный образ. Поза его говорит о милосердии и о том, что такое действие для него привычно. Он не видит в нем ничего необычного. Но люди вокруг смотрят, удивленные, растерянные, лицо посла говорит о страхе и одновременно надежде – он ехал за пророком, а привезет тряпку, но не простую, а чудесную… Над сценой – небо, полное облаков, сероватое и выцветшее от зноя. Верблюд и лошадь не понимают царящего среди людей оживления и смирно стоят.
Один старик прикрывает глаза, словно не в силах выдержать льющегося в них яркого света.
Слайд 25.
«Большой маскарад 1772 года с участием Петра первого»
Эта воздушная акварель радует яркими красками и четко отражает нравы, царившие во время правления царя Петра I. В развлечениях, которыми тешилась знать по приказу правителя, заметна смесь старорусского и новомодного, иноземного. Здесь и классические народные гулянья с медведями и скоморохами, и привезенные из-за рубежа парады с шутами.
Композиция картины интересна и довольно необычна для традиций изображения царственной персоны. Царь находится не в центре полотна, как это было принято по канонам, а где-то сбоку, среди толпы, одетый в столь же неприметное по цвету платье, как и большинство народа, собравшегося поглазеть на диковинное зрелище. Единственное отличие — это огромный рост царя, его заграничный наряд и характерная, узнаваемая внешность.
В центре же картины — князь-кесарь Ромодановский, одетый в царскую алую, подбитую горностаем, мантию и шляпу, со скипетром и в броском золотистом одеянии. Рядом с ним на облучке сидит ряженый, одетый медведем с хворостиной в руке, а тащат упряжку настоящие русские бурые медведи. На картине изображена масса народа, каждый образ — отдельный персонаж и характер. Даже в таком эскизном изображении чувствуется рука мастера, умение с легкостью передать ощущения движения, динамику большого количества людей.
Слайд 26.
«Императрица Анна Иоанновна в Петергофском Тампле стреляет в оленей»
Императрица Анна Иоанновна была ростом выше среднего, очень толста и неуклюжа. В ее облике не было ничего женственного: резкие манеры, грубый мужской голос, мужские вкусы. Она любила верховую езду, охоту, и в Петергофе в ее комнате всегда стояли наготове заряженные ружья; у нее была привычка стрелять из окна пролетающих птиц.
Во дворе Зимнего дворца для нее был устроен тир и охотничий манеж, куда ей приводили диких кабанов, коз, иногда волков и медведей. Так, 14 марта 1737 года «С.-Петербургские Ведомости» объявляют, что « Государыня изволила потешаться охотой на дикую свинью, которую изволила из собственных рук застрелить…».
Слайд 27.
«Старик-огородник»
Работа представляет собой "бытовой портрет" крестьянина. Окладистая борода, давно нестриженые волосы, прохудившиеся порты, светлая рубаха, подпоясанная ремешком. На лице старика тревога. Погибающие ростки капусты, помещенные автором на первый план, тому виной. Вглядываясь в горизонт, крестьянин пытается разглядеть зарождающиеся тучи.
Привычка рассчитывать лишь на самого себя, умение работать, выносливость и упорство - все эти важнейшие качества человека, связанного с крестьянским трудом, не всегда могут быть достаточными для успеха. Работа заставляет зрителя задуматься над судьбой крестьян в стране.
Цветовая гамма картины "реальная". Солнечный свет, освещая лицо крестьянина, путается в его бороде, создает ощущение зноя и духоты.
Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Это, как правило, изображения своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. "Портрет Екатерины Александровны Рачковской" (1891), "Портрет Александры Ивановны Емельяновой" (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту.
Слайд 28.
«Портрет Александры Ивановны Емельяновой»
Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер. На рубеже XIX и XX века художником был создан и целый ряд самостоятельных портретов. Эти работы просты по композиции, но чрезвычайно выразительны и сильны по отраженным в них характерам.
Сложив на груди руки, молодая женщина в полосатой шали внимательно смотрит на нас с картины. Но как удивительно это простое лицо! Присмотритесь внимательнее — это лицо русской мадонны — все понимает, все безропотно прощает и на все благословляет. Такие портреты писал художник, выходец из Сибири, человек открытый, честный и удивительно порядочный.
Слайд 29.
Портрет «Молодой женщины»
Слайд 30.
«Портреты Меншиковых»
Род Меншиковых.
Происхождение его туманно. По одной версии: Данило Меншик, - польский шляхтич, Шляхтичи - это не те московские богатые и влиятельные бояре, Шляхтичи – это средние и мелкие землевладельцы, попавший в плен и оставшийся в России; по другой: он был придворным конюхом. Настоящим основателем фамилии был любимец царя Петра I, Александр Данилович Меншиков, собравший все мыслимые и немыслимые титулы, чины, и звания. В числе прочего, в 1707 году он стал первым жалованным князем в истории государства Российского. В 1727 году он получил чин генералиссимуса и пытался выдать свою дочь замуж за Императора Петра II, но был разжалован, лишен состояния и вместе с семьей сослан в Березов. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году вернула его детей из ссылки и возвратила княжеское достоинство и часть владений отца.
С этих пор светлейшие князья Меншиковы заняли место среди высшей аристократии Российской империи.
В 1893 году, со смертью бездетного св. кн. Владимира Александровича Меншикова, род в мужском поколении пресекся. Было решено, для сохранения славной фамилии передать титул, фамилию и герб Меньшиковых - корнету Ивану Николаевичу Корейше. Женат он не был, потомства не оставил, и, с его гибелью во время гражданской войны, знаменитый род окончательно прекратился.
Слайд 31.
«Меншиков в Березове»
Картина Василия Сурикова «Меншиков в Березове». Замысел картины «Меншиков в Березове» появился в деревне Перерве под Москвой, куда семья живописца выехала на лето. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. Погода была дождливой и холодной, все семейство постоянно сидело дома, кутаясь в платки и шубы. Однажды, оглядев домочадцев, собравшихся у стола, Суриков вдруг понял, что вот так же когда-то сидел любимец и ближайший сподвижник Петра I — светлейший князь Александр Данилович Меншиков, после смерти своего государя сосланный с семьей умирать в холодный сибирский городок Березов. Суриков писал своего героя со случайно встреченного на улице старого учителя математики, поразившись его портретному сходству с исторической личностью. Старшую дочь Меншикова — со своей супруги, когда она тяжело и долго болела.
Слайд 32.
«Изгнание Христом торгующих из Храма»
Картина, в основе которой лежит популярный библейский сюжет очищения храма, является одной из самых известных религиозных картин Сурикова.
Изгнание торгующих из храма, завершенное в Толедо, изображает историю «очищения» храма, которое происходит во всех Евангелиях. Сцена разворачивается в храме Иерусалима, где размещался рынок и выполнялись различные манипуляции с деньгами. На холсте Иисус в красных одеждах заявляет, что из дома молитвы, это место превратилось в вертеп бандитов, и разгоняет купцов и торгашей. В центре картины расположен Христос, слева — купцы, а справа — апостолы. На заднем плане изображены два каменных барельефа, которые отсылают к изгнанию Адама и Евы из рая и жертвоприношению Авраама. Однако, ключевой фигурой все еще остается Иисус, наказывающий торговцев правой рукой, одновременно успокаивая апостолов левой. Единичный случай использования красного цвета в картине изолирует Господа от остальных фигур, заостряя внимание зрителя.
Слайд 33.
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
А мы сибиряки должны гордиться еще и тем, что Суриков наш земляк.
Слайды 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43.