СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Василий Петрович Стасов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Василий Петрович Стасов»

Василий Петрович Стасов Российский архитектор, один из наиболее ярких представителей позднего классицизма

Василий Петрович Стасов

Российский архитектор, один из наиболее ярких представителей позднего классицизма

  • Василий Петрович Стасов родился в 1769 году в Москве, в семье бедных дворян. Азы архитектурного искусства Василий познал в гимназии при Московском университете, но вскоре умирает его отец и старший брат, и Василию Петровичу приходится бросить учебу в возрасте 14 лет. Тогда юноша поступил на службу в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния. Данная Экспедиция занималась составлением и утверждением планов частных строений, проектов зданий, а также отводила места под их строительство. Свою карьеру Василий начал на должности чертежника, но уже через 7 лет талантливый юноша дослужился до помощника архитектора. Теперь Стасов занимался не только проверкой чужих чертежей, но и мог самостоятельно проектировать здания. Вскоре Василий Стасов стал довольно известным архитектором. Однако, не имея диплома, талантливый зодчий мог бы до конца жизни так и остаться при Московской управе благочиния. Вскоре архитектору доверили составить проекты гостиниц на въездах в Белый город, которые через год утвердил император Павел I.

Судьба Стасова резко изменилась после убийства императора в 1801 году. Тогда архитектору доверили оформить Сокольничье поле в Москве, где подготавливали все для коронации Александра I. Проект Стасова впечатлил нового правителя. Сооружение для коронации было овальной формы и делилось на кварталы, а в центре каждого из них находились бассейны, в которые стекалось вино, пиво и мед. Буфеты с угощениями были представлены в виде храмов разных стран мира. Так как проект, представленный самоучкой Стасовым, невероятно понравился Александру I, вскоре после коронации император издал указ, по которому архитектора направили в Европу «для усовершенствования знаний».

  • В 1802 году Стасов отправился в Париж, где за счет государства изучал архитектуру, однако спустя 2 года русско-французские отношения резко ухудшились, и Василию Петровичу пришлось уехать в Рим. Там он поступил в Академию живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки. Во время обучения Стасов показал себя как талантливый и прилежный ученик, за что ему и присвоили звание профессора. К слову, он стал вторым русским, получившим такое звание. До него этого удостаивался лишь известный русский архитектор Василий Иванович Баженов. Изначально Стасов планировал пробыть в Риме 1,5 года, однако задержался на 4 года из-за войны, а затем смог вернуться в Россию.
  • В 1808 году Стасова направили на службу при генерал-губернаторе Петербурга для работ «по особым высочайшим повелениям». Именно с того момента он и начал свою работу над крупнейшими императорскими и государственными заказами. Одним из его первых проектов стал Екатерининский дворец в Царском селе, который в 1810 году ему поручили переделать под учебное заведение.
  • Первый и второй этаж архитектор обустроил под квартиры преподавательского состава и помещения хозяйственного назначения, третий — учебные классы и парадный зал, а на четвертом — спальни студентов.

Василий Стасов перестроил Екатерининский дворец в Царском селе в привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян

В 1817 году Стасов занялся масштабным строительством. По его проектам возводили казармы Павловского полка на Марсовом поле, а также перестраивали соседний Конюшенный двор. В совокупности эти постройки создали невероятный архитектурный комплекс, сочетающийся также и с соседними постройками. За талантливо проделанную работу император пожаловал архитектору ежегодный пансион в 2 тыс руб на пожизненной основе.
  • В 1817 году Стасов занялся масштабным строительством. По его проектам возводили казармы Павловского полка на Марсовом поле, а также перестраивали соседний Конюшенный двор. В совокупности эти постройки создали невероятный архитектурный комплекс, сочетающийся также и с соседними постройками. За талантливо проделанную работу император пожаловал архитектору ежегодный пансион в 2 тыс руб на пожизненной основе.
В 1827 году Стасов занялся восстановлением одного из красивейших петербургских храмов — Спасо-Преображенского собора, от которого остались лишь стены после сильного пожара. В оформлении собора, построенного еще в 1754 году, Василий Петрович отразил победы русской армии в Русско-турецкой войне: украсил ограду церкви скованными цепью трофейными орудиями. Именно в таком виде храм можно увидеть в наши дни.
  • В 1827 году Стасов занялся восстановлением одного из красивейших петербургских храмов — Спасо-Преображенского собора, от которого остались лишь стены после сильного пожара. В оформлении собора, построенного еще в 1754 году, Василий Петрович отразил победы русской армии в Русско-турецкой войне: украсил ограду церкви скованными цепью трофейными орудиями. Именно в таком виде храм можно увидеть в наши дни.
Одновременно с этим архитектор разработал проект Троице-Измайловского собора. Строительство каменного храма осуществлялось на личные средства Николая I и казенные деньги.
  • Одновременно с этим архитектор разработал проект Троице-Измайловского собора. Строительство каменного храма осуществлялось на личные средства Николая I и казенные деньги.
  • А в 1827 году, в годовщину Бородинского сражения, по проекту Стасова был заложен первый камень будущих Нарвских триумфальных ворот. Изначально они были построены в 1814 году из дерева по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Они были задуманы для торжественной встречи русских войск, которые возвращались из Европы. Однако ворота, в связи с недолговечностью строительных материалов, быстро пришли в негодность. Тогда Стасову поручили возвести что-то подобное, но долговечное. Зодчий сохранил задумку своего коллеги, однако выполнил сооружение из кирпича и обшил его медными листами, из которых также была создана и скульптурная композиция: шестерня коней и фигура Славы. А вместо скульптур римских воинов были возведены медные древнерусские витязи. Стоит заметить, что во время возведения арки зодчий столкнулся с трудностями, которые приостановили стройку на 3 года. Стасов долгое время не мог договориться с императором по поводу стройматериалов: одни были излишне дорогими, другие не подходили из технических соображений. Лишь в 1830 году смета была утверждена, и спустя 4 года строительство арки было завершено.
Стасов возводил комплекс зданий Смольного монастыря (фото слева) и входил в Совет по строительству Исаакиевского собора (фото справа).  Василий Петрович трудился на благо родины практически до конца своих дней. На закате своей жизни архитектор контролировал строительство здания Нового Эрмитажа. Умер основоположник русского ампира на 79 году жизни в 1848 году.
  • Стасов возводил комплекс зданий Смольного монастыря (фото слева) и входил в Совет по строительству Исаакиевского собора (фото справа). Василий Петрович трудился на благо родины практически до конца своих дней. На закате своей жизни архитектор контролировал строительство здания Нового Эрмитажа. Умер основоположник русского ампира на 79 году жизни в 1848 году.