КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ВЧ.01 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для специальностей:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
среднего профессионального образования
(базовый уровень)
г. Выборг
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ВЧ.01 «Психология общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утверждённого приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 г., № 383.
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», утверждённого приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 г., № 456.
Организация – разработчик ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
Разработчик: Вертинская Е.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин техникума, педагог-психолог.
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
Зам. директора по УР на заседании ПЦК ОУД
_____________ (Н.С. Воронова) ______________(Т.В. Мельникова)
«____» ___________ 20_____ г. Протокол № __ от «___»____20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4-5
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5-10
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЧ.01. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ОПОП , изучается за счёт часов вариативной части.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Цель:
-приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
-продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
-развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
-научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
-сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения дисциплины «Психология общения» студент должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения;
должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социального взаимодействия;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4.Рекондуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 66/62 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 44 часа,
самостоятельная работа - 22/18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62/66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18/22 |
в том числе: | |
выполнение индивидуальных заданий поиск необходимой информации по инструкции преподавателя подготовка к ПЗ по методическим рекомендациям преподавателя подготовка презентаций и выполнение проектных заданий | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения».
№ занятий | Наименование разделов, тем занятий | Кол-во часов | Домашнеезадание | Вид занятий | Материальное и информацион ное обеспечение занятий | ПК, ОК, умения навыки (к разделу) | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (к разделу) | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Психология и этика общения | 14 | | | | ОК. 1-9 | Рассмотрите значение нравственных норм в современном предпринимательстве. Обоснуйте «золотое правило» нравственности. Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере. На примерах покажите, почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной? С какими коммуникативными барьерами Вы сталкивались во время прохождения производственной практики? Почему по речи судят об общей культуре человека? Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затоскуешь» Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики Подготовьте краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»? Используя СМИ (газеты, журналы, интернет), докажите, что толерантность - основа диалогического общения. Почему человеку необходимо слышать и слушать? Рассмотрите особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания. Подготовьте сообщения по теме: «Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей». Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность». Анализ диагностики. | 8 |
1. | Введение. Психология и этика общения. | 1 | 1.1 | Лекция | Учебник. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. «Феникс» -2009г. Учебник. Шеламова Г.М. Психология общения: «Академия»-2018г. |
2.3 | Структура и средства общения. | 2 | 1.2 | Комбинированный |
4 | Коммуникационный процесс. | 1 | 1.3 | Комбинированный |
5 | Общение как восприятие людьми друг друга. | 1 | 1.4 | Комбинированный |
6 | Общение как взаимодействие. | 1 | 1.5 | Комбинированный |
7 | Трансактный анализ общения. Виды межличностного взаимодействия. | 1 | 1.6 1.7 | Комбинированный |
8 | Синтоническая модель общения. Манера общения и Я-высказывания. | 1 | 1.8 1.9 | Комбинированный |
9 | Виды и техника слушания. | 1 | 1.10 | Комбинированный |
10 | Механизмы психологического воздействия: внушение, заражение, убеждение. Убеждающие воздействия. | 1 | 1.11 1.12 | Комбинированный |
11 | Психологическое воздействие. Средства и приемы. | 1 | 1.13 1.14 | Комбинированный |
12 | Социально-психологическое влияние. | 1 | 1.15 1.16 | Комбинированный |
13.14 | Этика делового общения. | 2 | 1.17 | Комбинированный |
Раздел 2. Психологические типы людей | 14 | | | Учебник. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. «Феникс»-2009г. Учебник. Шеламова Г.М. Психология общения. «Академия»-2018г. | | Подготовьте доклады и сообщения: «Ролевое поведение». «Типы сотрудников». «Типы темпераментов». «Типы лидерства». | 4/8 |
15 | Детерминация поведения. | 1 | 2.1 | Комбинированный |
16 | Типы сотрудников. | 1 | 2.2 2.3 | Комбинированный |
17 | Личностная типология. | 1 | 2.4 | Комбинированный |
18 | Акцентуация характера. | 1 | 2.5 | Комбинированный |
19 | Клинические типологии характера. Характеристики психосоциотипов. | 1 | 2.6- 2.9 | Комбинированный |
20 | Стили управления. | 1 | 2.10 | Комбинированный |
21.22 | Типы лидерства. | 2 | 2.11 | Комбинированный |
23 | Положение личности в группе и групповые роли. | 1 | 2.12 | Комбинированный |
24 | Доминирующий инстинкт. Практикум. | 1 | 178-180 | Практи кум |
25 | Темперамент. Практикум. | 1 | 181-184 | Практи кум |
26 | Свойства характера. Практикум. | 1 | 185-191 | Практи кум |
27 | «Лидер или администратор». «Стили руководства». Практикум. | 1 | 192-195 | Практи кум |
28 | «Групповые роли». Практикум. | 1 | 196-201 | Практи кум |
Раздел 3. Технологии делового общения | 6 | | | Учебник. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. «Феникс»-2009г. Учебник. Шеламова Г.М. Психология общения: «Академия»-2018г. | ОК. 1-9 | Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте. Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы. Определите значение аргументов для принятия решения. Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее успешность. Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут). Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления? | 2 |
29.30 | Деловая беседа. | 2 | 3.1 | Комбинированный |
31 | Деловые переговоры. Национальные особенности переговоров. | 1 | 3.2 3.6 | Комбинированный |
32 | Деловые совещания и дискуссии. | 1 | 3.3 3.4 | Комбинированный |
33 | Правила, которые помогут убедить собеседника. | 1 | 3.5 | Комбинированный |
34 | Культура общения по телефону. Деловая корреспонденция. | 1 | 3.7. 3.8 | Комбинированный |
Раздел 4. Деловое общение и конфликты | 8 | | | | ОК. 1-9 | Определите роль руководителя в разрешении конфликтов. Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам» Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах. | 2/4 |
35.36 | Типология конфликтов. Динамика конфликтов. | 2 | 4.1 4.2 | Комбинированный | Учебник. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. «Феникс»-2009г. Учебник. Шеламова Г.М. Психология общения: «Академия»-2018г. |
37.38 | Причины конфликтов. | 2 | 4.3 | Комбинированный |
39.40 | Способы устранения конфликтов. | 2 | 4.4 | Комбинированный |
41 | Конфликтные личности. Преодоление конфликтов. | 1 | 4.5 4.6 | Комбинированный |
42 | Практикум. Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации. | 1 | 310-314 подготовка к зачету | Практи кум |
43.44 | Дифференцированный зачет. | 2 | | Урок контроля | | | | |
| ВСЕГО | 44 | | 16 | | | | 18/22 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология»
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)
Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер, проектор, магнитофон.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Шеламова Г.М. Психология общения (учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования)-М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 128с.
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления (учебник для вузов) - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. - 409с.
Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для вузов) - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. - 448с.
Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для вузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с.
Дополнительные источники:
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 187с.
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 65с.
Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) - СПб.: Издательский дом
Питер, 2010. - 368с.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 576с.
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для вузов) - М.: Форум, 2009. - 304с.
Курбатов В.И. Конфликтология - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. - 448с.
Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.: КноРус, 2010. - 440с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Психология общения» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «Психология общения» является дифференцированный зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - активность на занятиях |
5