ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю
Директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ Енева И.Г.
«_____» ____________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЧ ОП. 14 Регионоведение
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
23.01.03 Автомеханик
Форма обучения очная
Курс 3
Семестр 5
г. Когалым, 2016 г.
Учебная дисциплина «Регионоведение» введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО:
23.01.03 Автомеханик
с целью получения дополнительных компетенций умений и знаний, которые соответствуют потребностям работодателей.
Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по УД гуманитарного цикла
Протокол № от
Руководитель МО _____________ З.А. Рахматуллина
(подпись)
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»
Протокол № от
Председатель МС _____________ Е.М. Свищук
(подпись)
Рабочую программу разработал:
Преподаватель БУ «Когалымский
политехнический колледж» ________________ Н.С. Иванова
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ ОП 14. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Регионоведение» реализуется в пределах основной общепрофессиональной программы профессий НПО технического и социально-экономического профиля.
Обучающиеся в учреждении НПО по данной профессии: 23.01.03 Автомеханик
изучают «Регионоведение» в объеме 36 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- обогащение исторического сознания студентов политехнического колледжа;
- знанием истории своего родного края, его роли и места в истории России;
- воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Регионоведение» входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Содержание дисциплины направлено на формирование ОК «иметь представление об исторической, географической, культурной специфике регионального развития, и социально-экономических, и этнополитических проблемах в регионе»
В результате освоения дисциплины студенты должны:
знать:
- роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития;
- значение г. Ханты-Мансийск - как административного центра округа и центра деловой активности и национальной культуры;
взаимосвязь природно-климатических условий, этнополитических и социокультурных процессов;
материальную и духовную культуру обских угров;
особенности русской колонизации Сибири, межэтнических отношений;
выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей
науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем;
важнейшие хронологические вехи истории Югры.
уметь:
соотносить процессы и события в истории России и нашего края;
анализировать исторический документ;
обобщать исторические факты и явления;
использовать дополнительную литературу, материалы периодической печати в качестве источника исторических знаний;
применять теоретические знания для анализа конкретных фактов;
составить план, тезисы, конспект, подготовить доклад;
- корректно вести дискуссию, аргументировать свое мнение.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям происходящим в регионе ХМАО-Югре, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения на всей территории ХМАО-Югре;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения на всей территории ХМАО-Югре;
• осознания себя как представителя сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина проживающего в ХМАО-Югре.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки студента 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 36 часов;
- самостоятельной работы студентов 18 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 18 |
в том числе: | |
индивидуальные творческие задания | 8 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 10 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Регионоведение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Смысл и назначение курса история ХМАО. Сибирь. Бассейн Среднего Обь - Иртышья как часть Западной Сибири. Открытие Югры новгородцами, присоединение Сибири к России. Ханты-Мансийск как административный центр округа. Образование Самарова. Строительство окружного центра – Остяко – Вогульска. | 1 | 1 |
Раздел 1. Древняя Югра | | 5 | |
Тема 1.1 Наш край в древности и раннем средневековье | Природно-климатические условия на Севере Западной Сибири в эпоху древнекаменного века Первоначальное заселение края. Условия жизни людей, виды поселений, основные открытия, умения и орудия труда, появившиеся у человека в периоды палеолита, мезолита, неолита, энеолита и бронзового века. | 1 | 2 |
Тема 1.2 Традиционное хозяйство и материальная культура | Понятия традиционного, натурального хозяйства, традиционного хозяйственного цикла. Основные отрасли традиционного хозяйства: охота, рыболовство, оленеводство. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Особенности рыболовного промыла. Оленеводство. Специфика оленеводства в таежной зоне. | 1 | 2 |
Практическая работа Типы жилищ, одежда и домашние ремесла у обских угров. | | 1 | 3 |
Практическая работа Представления таежных жителей о духах. | | 1 | 2 |
Практическая работа Традиционные праздники и обряды. | | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа по 1 разделу: Подготовить сообщения по темам: Оленеводство – основная деятельность народности ханты. Основные орудия труда народности ханты. Важные божества коренных жителей Приобья. Составить кроссворд «Древняя Югра» | 3 | |
Раздел 2. Югорское средневековье | | 7 | |
Тема 2.1 Западная Сибирь в железном веке. | Общественная организация и способы ведения хозяйства народов края в железном веке. Торгово-обменные связи населения края в древности. Основные торговые магистрали древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Традиционные связи с тюркскими народами в торговых связях древней Югры. Волжская Болгария и Золотая Орда – главные торговые посредники Югры. Основные товары ввоза и вывоза | 1 | 1 |
Практическая работа Включение Югры в мировую пушную торговлю. | | 1 | 2 |
Тема 2.2 Образование югорских княжеств XII-XVIвв. | Причины, исторические предпосылки и процесс образования угорских княжеств. Формирование классового общества раннефеодального типа у народов севера Западной Сибири. Основные общественные группы населения: князья и «лучшие люди», зависимое население – свободные люди, рабы. | 1 | 1 |
Практическая работа Борьба Москвы и Новгорода за Югорские земли. | | 1 | 2 |
Тема 2.3 Поход дружины Ермака в Сибирь и основание первых русских городов и острогов. | Роль Строгановых в укреплении северо-восточных границ государства. Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири. Окончание сибирской экспедиции. Поход стрельцов под предводительством И. Мансурова. Основание первых русских острогов и городов в Западной Сибири. Значение похода Ермака. | 1 | 2 |
Практическая работа Поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. | | 1 | 2 |
Контрольная работа Древняя и средневековая Югра | | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа по 2 разделу: Подготовить презентацию «Присоединение Сибири» Создать проект «Роль Югры в Московском государстве» | 2 | |
Раздел 3 Северо-западная Сибирь под властью Московского царства в XVII в. | | 4 | |
Тема 3.1 Этнополитическая картина края в XVIIв. | Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба различных угорских княжеств. «Служилая» Кода. Сибирский приказ и воеводское управление. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Функции воеводской власти. | 1 | 1 |
Тема 3.2 Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. | Повинности ясачных людей. Служилые люди: «по отечеству» и «по прибору». Ясачные волости. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления в 17 в. причины и последствия. | 1 | 1 |
Практическая работа Вера в духов и богов, культ предков, культ огня, тотемизм, шаманизм. Угорские святилища. | | 1 | 2 |
Практическая работа Христианизация коренных народов. | | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа по 3 разделу: Подготовить сообщение «Причины и последствия антирусских выступлений» Составить тест «Югра под властью Московского царства» | 2 | |
Раздел 4 В составе Российской империи в XVIII-XIX вв. | | 8 | |
Тема 4.1 Наш край в XVIII в.: этнический состав, управление. | Этнический состав населения края в 18 в.: коренное население и русские жители. Межэтнические контакты. Управление краем. Учреждение Сибирской губернии. Создание Тобольской губернии в 1775 г. Государственные повинности: организация ясака и денежные сборы с инородцев, повинности русского населения края. | 1 | 1 |
Тема 4.2 Экономика края в XVIIIв. | Хозяйственная деятельность коренных и русских народов, новшества в охоте и рыболовстве. Торговля и ярмарки. Организация рыбного промысла в XIX в.: рыботорговля, аренда рыболовецких участков, рыбопереработка. Развитие речного транспорта. Организация охотничьего промысла в XIX в.: пушная торговля и развитие местных рынков, поставки пушнины на ярмарки. Превращение охотничьего и рыболовного промыслов в товарные. Сельскохозяйственные производство: скотоводство и опыты по земледелию. | 1 | 1 |
Практическая работа Березово место ссылки преступников | | 1 | 2 |
Тема 4.4 Развитие края в XIX в.: реформы, развитие экономики. | М.М. Сперанский и его реформа управления. «Устав об управлении инородцев в Сибири» об организации самоуправления у нерусских народов края. «Разряды» нерусского населения. Административное управление и выполнение судебных функций у народностей Севера. | 1 | 2 |
Тема 4.5 Система образования в XIX в. | Березовское уездное училище, Сургутская казачья школа и другие светские (не церковные) образовательные учреждения, монастырские школы, домашнее образование. | 1 | 3 |
Тема 4.6 «Столица северного края» (Самарово в XIX в.) | Происхождение названия села Самарова. Освоение русскими здешних мест. Основание Самаровского яма. Ямщики как особая категория русского не городского населения края. Трудности ямской службы. Самарово в 19 веке. Книга X. Лопарева. Знаменитые путешественники в Самарово: ученый Г.Ф. Миллер, устройство обсерватории на Самаровской горе академиком Фишером и профессором Лилем, И.С. Поляков, немецкие ученые доктор О .Финш и А. Брэм, французский этнограф Шарль Рабо и другие ученые. Роль крестьянина- мецената В.Т. Земцова. Путешественники о достоинствах и недостатках села. Благоустройство села. Строительство в 1808 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Развитие пароходства. Приезд наследника царского престола, будущего императора Николая П. 20 век в истории Самарова. Самаровский Совет в 1917 г. Трагическая судьба местных купцов. События 1918 г. Колчаковцы в Самарово. Партизанское движение. Второе рождение города. Организация Остяко-Вогульского национального округа и строительство административного центра. | 1 | 1 |
Практическая работа Политссыльные, участники революционных событий 1905 года в Самарово. | | 1 | 2 |
Практическая работа Жизнь и деятельность знаменитых югорских краеведов Х.М. Лопарева и А.А. Дунина-Горкавича. | | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа по 4 разделу Подготовить сообщения по темам: «Приезд наследника царского престола, будущего императора Николая П.»; «Ученый Г.Ф. Миллер»; «Академик Фишер»; «События 1918 г. Колчаковцы в Самарово»; «Пушная торговля в 19 в.»; «Меньшиковы в Березове»; Составить схему «Образование в 19 в. на территории нашего края» Составить таблицу «Основные виды деятельности жителей нашего края в 19 в.» | 6 | |
Раздел 5 Наш край в XX веке | | 11 | |
Тема 5.1 Рубеж веков: экономика Югры. | Рыболовство и охотничий промысел на рубеже XIX – XX веков. Развитие речного транспорта. Появление первых промышленных предприятий. Сельское хозяйство и ремесла. Социально-политическая обстановка в крае. | 1 | 2 |
Практическая работа Политические ссыльные и их деятельность. | | 1 | 2 |
Тема 5.2 Культурная жизнь. | Состояние образования. Медицинское обслуживание. Изучение края учеными: естествоиспытателями, археологами в конце XIX – XX веков. | 1 | 1 |
Практическая работа Новое название - Ханты-Мансийск в 1940 г. Статус города в 1950 г. | | 1 | 2 |
Тема 5.3 Революционные события, гражданская война, развитие народного хозяйства, культурные преобразования. | Отзвуки революционных событий 1917 г.: борьба за власть в 1917-1918 гг., создание ревкомов. Гражданская война на Обь-Иртышском Севере: причины недовольства населения политикой большевиков, свержение советской власти в важнейших центрах края, партизанское движение и восстановление советской власти. Антибольшевистское восстание 1921 г. И его подавление. | 1 | 2 |
Практическая работа Великая Отечественная война в судьбе края. | | 1 | 2 |
Тема 5.4 1960-1980гг. в истории Югры. | Открытие нефти и газа. Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Самотлор. Мамонтовское, Федоровское, Приобское месторождения. Рост и миграция населения. Проблемы национальной политики и экологии. | 1 | 1 |
Практическая работа Округ в 90-гг. и на современном этапе. | | 1 | 2 |
Тема 5.5 История, современное состояние и перспективы развития отраслей народного хозяйства на территории ХМАО | Развитие дорог и автомобильного транспорта. Новые месторождения нефти и газа. Новые средства связи. Информационные технологии в разных сферах. Хранение информации. | 1 | 1 |
Практическая работа Социальные преобразования и развитие Югры в современный период | | 1 | 2 |
Контрольная работа Югра в XVIII – XX вв. | | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа по 5 разделу Найти в СМИ информацию о политических ссыльных в нашем крае; Подготовить сообщения о Дунин-Горкавиче и Х.М. Лопареве; Вклад Губернатора ХМАО Филипенко А.В. в развитие округа; Уровень жизни югорчан в сравнении с другими жителями субъектов федераций. | 4 | |
| Всего | 36 часов | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по регионоведению.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
ноутбук.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная:
1. История Ханты – Мансийского округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Отв. Ред. Д.А. Редин. – Екатеринбург, 1999.
Дополнительная:
1. История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века: Хрестоматия / под ред. Д.А. Редина, А.Т. Шашкова – Екатеринбург, 1999.
2. Дунин – Горкавич А.А. Тобольский север. –М., 1995. – Т1-3.
3. Здравствуй, Югра /Фотоальбом/ Ред. коллегия под предс. Миць В.А., автор-составитель Щукин А.В. Ханты-Мансийск, М., 2000.
4. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. И примеч. Н.В.Лукиной. – М., 1990.
5. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. – Новосибирск, 1987.
Учебно-методические материалы по дисциплине:
1. И.А. Курицына. Методические рекомендации к изучению курса «История ХМАО» в профессиональном училище. г. Ханты-Мансийск, 2005.
Дополнительные Интернет-ресурсы:
http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao
http://www.dumahmao.ru/
http://www.eduhmao.ru/info/13/8312/
http://hmrn.ru/raion/history.php
http://www.ugra-service.ru/ru.php?idp=6
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: | |
роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития; | Тестовый контроль |
значение г. Ханты-Мансийск - как административного центра округа и центра деловой активности и национальной культуры; | Тестовый контроль |
взаимосвязь природно-климатических условий, этнополитических и социокультурных процессов; | Домашняя работа |
материальную и духовную культуру обских угров; | Индивидуальная работа |
особенности русской колонизации Сибири, межэтнических отношений; | Письменный и устный опрос |
выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем; | Сообщения |
важнейшие хронологические вехи истории Югры. | Таблицы |
Умения: | |
соотносить процессы и события в истории России и нашего края; | Индивидуальные задания |
анализировать исторический документ; | Тестовый контроль |
обобщать исторические факты и явления; | Индивидуальные задания |
использовать дополнительную литературу, материалы периодической печати в качестве источника исторических знаний; | Работа с источниками |
применять теоретические знания для анализа конкретных фактов; | Индивидуальная работа |
составить план, тезисы, конспект, подготовить доклад; | Письменный и устный опрос |
корректно вести дискуссию, аргументировать свое мнение. | Индивидуальные задания |
Глоссарий.
Угры – общее название племен, близких по языку и культуре вогулам (манси) и остякам (ханты).
Обские угры – живущие на реке Оби.
Урман – охотничьи угодья в глухой тайге.
Острога, гарпун – ударное или метательное орудие.
Лучение – ночной лов рыбы с факелом и острогой.
Запор (заездок) – изгородь, перегораживающая речку, в ней есть отверстия, в которых установлены ловушки.
Морда – плетенная мешкообразная ловушка из прутьев.
Мережа – мешкообразная сеть.
Варовый лов – летняя заготовка рыбы в прок.
Облас – лодка – долбленка.
Калданка – долбленка с пришитыми из коры бортами.
Каюк – лодка крытая берестяной крышей, предназначенная для путешествия целой семьи.
Чувал – печь каменного типа.
Хор – олень – самец.
Важенка – самка оленя.
Кораль – место для содержания оленей.
Хорей – длинный шест для управления оленьей упряжкой.
Нарты специальные сани, в которые впрягали оленей.
Аргиш – обоз, составленный из нескольких нарт.
Малица – мужская одежда, глухая, мехом внутрь, капюшон, рукавицы пришиты.
Совик, гусь, кумыш – зимняя одежда мехом наружу.
Лузан – охотничья промысловая одежда.
Сах – женская двойная шуба.
Шешхан-сах – летние халаты или платья из черного сукна (жен.).
Рыбьи кожанишки – одежда, обувь, мешки из рыбьей кожи.
Ерн вай – длинные сапоги.
Няры – короткие кожаные сапоги одевающиеся по верх суконных чулок (вай).
Тиски – полотнища бересты, которыми накрывалась крыша.
Чуман – набирушка для ягод.
Тутчан – женская сумка для хранения рукоделий.
Корневатик – коробка или табакерка для кедрового корня.
Дерн – верхний срез почвы с мелкой растительностью и корневой системой.
Кузов (пайва, пайба) – заплечное приспособление, емкость из бересты для переноса ягод и добычи.
Гнус – кровососущие насекомые: комары, мошки, оводы, пауты, слепни.
Тормовка – вид активной охоты: активные действия охотника по выслеживанию и добыванию зверя.
Слопец – вид давящей ловушки с наживкой и настройкой для мелких пушных зверей и боровой дичи.
Черкан – охотничья ловушка ущемляющего действия.
Пески – отлогие песчаные или мелкокаменные берега, окуда производится выбор выловленной неводом рыбы.
Сотик – низкая широкая емкость из бересты, округлой формы (20-30 см. в диаметре), с дужкой из крапивы или ивовой коры.
Туес (туесок) – высокая емкость в форме бидона с крышкой, изготовленная из бересты.
Амбар – простейшее хозяйственное строение из дерева на 2-4 бревенчатых опорах.
Грузило (кибас) – приспособление из камня, глины или металла, крепящееся к нижней тетиве сети, рыболовного невода или провяза.
Тетива – тонкая крепкая веревка, сплетенная из волос, сухожилий животных и других материалов и укрепленная в растяжку на орудиях охоты и лова (на луке, самостреле и др.). Между горизонтальными тетивами (верхней и нижней) укрепляют ловчие и рыболовные сети.
Скальп – кожа с волосами снятая с головы убитого.
Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах, первопредках и легендарных героях.
Лабаз – деревянное строение для хранения запасов, предметов быта, одежды, обуви.
Идол – изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения.
Культ – один из обязательных элементов религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих, которые совершаются с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; видимое выражение религиозного верования.
Шило – острый стальной прут, спица, осаженная в колодочку, используемая для протыкания кожи при сшивании.
Палаш – рубящее и колющее холодное оружие с прямым и длинным (около 85 см.) однолезвием (к концу обоюдоострым) клинком.
Скобель – нож для строгания, загнутый по концам, с двумя поперечными ручками.
Туземец – здешний, местный уроженец, коренной житель страны, о которой идет речь.
Селькупы – народ проживающий на территории Обь-Иртышья.
Самодийцы – общее название некоторых народов Севера и Сибири.
Кимаки – объединение тюркских племен, живущих в Западной Сибири (среднее течение Иртыша).
Гунны – кочевой народ, в степях Казахстана из тюркоязычных хунну, местных угров и ираноязычных сарматов.
Городище – древнее укрепленное поселение.
Конфигурация – внешнее очертание.
Дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы, ступени.
Огниво (кресало) – железная или стальная пластина для добывания огня ударами о кремень.
Очелье – налобное украшение.
Посредник – третье лицо при заключении торговых сделок и осуществлении торгово-финансовых операций.
Медальон – ювелирное украшение в виде овальной коробочки для хранения миниатюрного портрета или какой-либо реликвии.
Транзит – провоз товаров или пассажиров из одной страны в другую через промежуточную страну (область).
Художественная пластика – скульптурные изображения малых форм из дерева, металла, кости.
Чудь – название финских племен, обитавших в бассейнах рек Северная Двина, Онега и в районе Онежского озера.
Епархия – крупная церковно – административная территориальная единица во главе с архиереем.
Рать – войско, ополчение, армия.
Вассал – землевладелец-феодал, зависимый от сюзерена.
Вотчина – наследственное земельное владение на Руси до 17 века.
Приложение №1
ТЕСТ входного контроля знаний (1курс)
(Кратко ответьте на заданные вопросы)
С именем какого народного героя, казака связывают окончательное присоединение Югорских земель к Русскому государству?
В каком веке был знаменитый поход казаков?
Назовите старейшие русские города на территории Западной Сибири.
Какой год считается годом основания села Самарова?
(Вспомните, какую юбилейную дату отмечал наш город в 2002 г.и сосчитайте).
Почему оно получило такое название? В честь кого?
Кто были по роду занятий первые русские жители Самарова? Как называлось их поселение?
В каком году образован наш округ?
Как он назывался раньше (при своем образовании)?
Что считалось самым ценным товаром в 16 - 19 вв.? Что привлекало на территории нашего края купцов и предприимчивых людей?
Что сейчас является самым большим богатством нашего края?
Назовите известные вам месторождения полезных ископаемых на территории ХМАО?
Назовите виды традиционного хозяйства коренных народов нашего края.
Во что верили, чему поклонялись ханты и манси?
Какие традиционные праздники коренных народов вызнаете?
Запишите известные вам названия традиционной одежды, жилищ, рыболовных и охотничьих орудий обских угров.
Критерии оценки;
14-15 правильных ответов (90 - 100%) - отлично; 12-13 правильных ответов (80 - 90%) - хорошо; 9-11 правильных ответов (60 - 80%)- удовлетворительно; менее 9 правильных ответов (60%) - неудовлетворительно.
Контрольная работа за первое полугодие (1 курс).
ТЕСТ на диагностику знаний по темам «Традиционное хозяйство и традиционная система мировоззрения»
(Выберите один правильный вариант ответа.)
1. Традиционное хозяйство называется так, потому что:
а) ханты и манси из поколения в поколение вели свое хозяйство так же, как и их предки, не любили изменения, не придумывали ничего нового;
б) основные виды хозяйства сложились в глубокой древности и на протяжении веков почти не изменились.
2. К традиционным видам хозяйства обских угров относятся:
а) земледелие; б) скотоводство; в) собирательство;
г) виноделие; д) охота; е) строительство; ж) рыболовство.
(В этом задании выберите несколько вариантов ответа)
3. Охота делилась на активную и пассивную, потому что:
а) звери иногда бросаются на охотника - ведут себя активно, а иногда — пассивно;
б) активно или пассивно ведут себя сами охотники в зависимости от их настроения;
в)при активной охоте человек принимает в ней непосредственное участие, при пассивной охоте для добычи животных используются ловушки.
4. Кулема - это:
а) нескладная, неопрятная девушка;
б) ловушка для рыбной ловли;
в) летний женский наряд из черного сукна;
г) охотничья ловушка давящего типа.
5. Слопец, плашка, черкан - это:
а) название бытовой утвари ханты (посуда);
б) название месяцев манси;
в) охотничьи ловушки.
6. Запорное рыболовство называлось так, потому что:
ТЕСТ входного контроля знаний (2 курс)
(Кратко ответьте на заданные вопросы)
С именем какого народного героя, казака связывают окончательное присоединение Югорских земель к Русскому государству?
В каком веке и году был знаменитый поход казаков?
Назовите первые русские города и остроги на территории Западной Сибири.
Какой год считается годом основания села Самарова?
Почему оно получило такое название? В честь кого?
Кто были по роду занятий первые русские жители Самарова? Как называлось их поселение?
В каком году образован наш округ?
Как он назывался раньше (при своем образовании)?
Что считалось самым ценным товаром в 16 - 19 вв.? Что привлекало на территории нашего края купцов и предприимчивых людей?
Что сейчас является самым большим богатством нашего края?
Назовите известные вам месторождения полезных ископаемых на территории ХМАО?
Знаете ли вы крупнейшие нефтяные компании округа?
Назовите их.
Назовите виды традиционного хозяйства коренных народов нашего края.
Во что верили, чему поклонялись ханты и манси?
Какие традиционные праздники коренных народов вызнаете?
Когда (время года, месяц) проходит Вороний праздник?
С какой легендой или мифом связан этот праздник?
Какие обряды совершаются на Вороньем празднике?
Назови причины образования югорских княжеств в 12-16 вв
ТЕСТ итогового контроля знаний
(Выберите один из вариантов ответа)
1. Все необходимые в быту и на промыслах вещи, одежда изготовлялись обскими уграми самостоятельно из природных материалов. Такой вид хозяйства называется:
а) присваивающее хозяйство, б) натуральное хозяйство, в) традиционное хозяйство.
2. Религией обских угров было:
а) христианство; б) мусульманство; в) язычество.
3. В каком месяце проходит Вороний праздник:
а) сентябрь, б) апрель, в) июль.
4. Югра вошла в международную торговую систему:
а) когда международной валютой стали меха,
б) когда стала поставлять на мировой рынок газ,
б) когда стала поставлять на мировой рынок нефть.
5. Главным противником Ермака в его походе в Сибирь был?
а) русский царь Иван IV (Грозный),
б) купец и солепромышленник Аника Федорович Строганов,
в) татарский хан Кучум.
В каком году создан Ханты-Мансийский автономный округ:
а) 1930, 6)1931, в) 1970.
В каком году основано село Самарово:
а) 1852, б) 1917, в) 1637.
8. Памятник А.Д. Меньшикову, фавориту Петра I, видному государственному деятелю 18 века поставлен в:
а) Пыть-яхе, б) с. Березово, в) Нижневартовске.
9. Реформа управления в 19 веке была произведена:
а) М.М. Сперанским б) А.Д. Меньшиковым, в) А.В.Филипенко.
10. «Устав об управлении инородцев в Сибири», принятый в 19 веке, разделил все нерусских народы края на 3 разряда:
а) оседлые, кочевые и бродячие,
б)охотники, рыболовы и оленеводы,
в) «лучшие люди», Свободные люди и рабы.
11. Одно из первых светских (не церковных) образовательных учреждений, созданных в нашем крае в XIX в.:
а) Березовское уездное училище,
б) Ханты-Мансийское медицинское училище,
в) Профессиональное училище № 10 г. Ханты-Мансийска.
12. Книга знаменитого югорского краеведа А.А. Дунина-Горкавича называлась:
а) «Тобольский Север», б) «Тюменский Север», в)«Самарово».
13. Создание национальных школ, издание первых азбук
на языках ханты и манси проходило:
а) на рубеже 19 и 20 веков, б) в 20-30-е гг. 20 века,
в) после Великой Отечественной войны.
14. Назовите советского ученого, выдвинувшего идею о
наличии нефти и газа в Западной Сибири.
а) лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица,
б) лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов,
в) академик И.М. Губкин
Местность, где открыт первый газ в нашем округе:
а) Нижневартовск, б) Урай, в)Березово.
В каком году забил первый газовый фонтан?
а) 1953, б) 1957, в) 1960.
В каком году была открыта нефть в Западной Сибири?
а) 1953, б) 1957, в) 1960.
"ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Славнефть", "Сиданко" - это:
а) крупнейшие нефтянные месторождения России,
б) крупнейшие нефтяные компании,
в) названия нефте-газопроводов.
19. Какое из перечисленных месторождений - первое в ряду западносибирских хранилищ черного "золота":
а) Варьеганское, б) Шаимское, в)Мамонтовское,.
Рецензия
На рабочую программу по «Истории ХМАО» для обучающихся по профессиям начального профессионального образования.
Рецензируемая рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по Истории ХМАО. Не выходит за рамки программы. Составлена на основе программы курса для обучающихся средней (полной) школы (под ред. Д.А. Рединой) и ориентированной на учащихся профессионального учреждения.
Учебный материал в содержании рабочей программы структурирован с учетом уровня образовательных возможностей обучающихся профессионального училища, специфики профессионального образования и с учетом научных и творческих интересов преподавателя.
Автором учтены все требования по содержанию, структуре и оформлению рабочих программ на основе положений и локальных актов.
В программе представлены пояснительная записка, технологическая характеристика, основные методы обучения, тематический план, содержание дисциплины, контроль знаний, глоссарий, рекомендуемая литература, приложения. Раскрыты требования к усвоению теоретического учебного материала.
Представленный тематический план включает теоретические, лабораторно-практические занятия, самостоятельные, итоговые и срезовые работы. Содержание I и II курсов поделено на разделы.
В части «Приложения» изложены материалы срезовых, диагностических и итоговых работ.
Необходимость использования данной рабочей программы в педагогической деятельности очевидна, она заключается в удобстве применения ее составных частей, в своде всех необходимых для планирования требований, нормативов и компонентов содержания. Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ, может использоваться при тематическом планировании курса учителем.
Теоретическая и практическая ценность использования рабочей программы заключается в возможности применения ее материалов в педагогической деятельности преподавателей, обучающихся и администрации колледжа.
6