СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЧ ОП 10 Регионоведение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ВЧ ОП.10 Регионоведение профессии "Автомеханик"

Просмотр содержимого документа
«ВЧ ОП 10 Регионоведение»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ


бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Когалымский политехнический колледж»




Утверждаю

Директор БУ «Когалымский

политехнический колледж»

_______________ Енева И.Г.

«_____» ____________ 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВЧ ОП. 14 Регионоведение


по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

23.01.03 Автомеханик



Форма обучения очная

Курс 3

Семестр 5











г. Когалым, 2016 г.




Учебная дисциплина «Регионоведение» введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО:

23.01.03 Автомеханик

с целью получения дополнительных компетенций умений и знаний, которые соответствуют потребностям работодателей.

Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».


Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по УД гуманитарного цикла

Протокол № от

Руководитель МО _____________ З.А. Рахматуллина

(подпись)


Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»

Протокол № от

Председатель МС _____________ Е.М. Свищук

(подпись)


Рабочую программу разработал:

Преподаватель БУ «Когалымский

политехнический колледж» ________________ Н.С. Иванова

(подпись)
























СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 13

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14













































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ ОП 14. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Регионоведение» реализуется в пределах основной общепрофессиональной программы профессий НПО технического и социально-экономического профиля.

Обучающиеся в учреждении НПО по данной профессии: 23.01.03 Автомеханик

изучают «Регионоведение» в объеме 36 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- обогащение исторического сознания студентов политехнического колледжа;

- знанием истории своего родного края, его роли и места в истории России;

- воспитание на этой ос­нове осознанной любви к Отечеству.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Регионоведение» входит в общепрофессиональный цикл.

  2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Содержание дисциплины направлено на формирование ОК «иметь представление об исторической, географической, культурной специфике регионального развития, и социально-экономических, и этнополитических проблемах в регионе»

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

- роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития;

- значение г. Ханты-Мансийск - как административного центра округа и центра деловой активности и национальной культуры;

  • взаимосвязь природно-климатических условий, этнополитических и социокультурных процессов;

  • материальную и духовную культуру обских угров;

  • особенности русской колонизации Сибири, межэтнических отношений;

  • выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей
    науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с кра­ем;

  • важнейшие хронологические вехи истории Югры.

уметь:

  • соотносить процессы и события в истории России и нашего края;

  • анализировать исторический документ;

  • обобщать исторические факты и явления;

  • использовать дополнительную литературу, материалы пе­риодической печати в качестве источника исторических зна­ний;

  • применять теоретические знания для анализа конкретных фактов;

  • составить план, тезисы, конспект, подготовить доклад;

- корректно вести дискуссию, аргументировать свое мнение.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям происходящим в регионе ХМАО-Югре, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения на всей территории ХМАО-Югре;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения на всей территории ХМАО-Югре;

• осознания себя как представителя сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина проживающего в ХМАО-Югре.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки студента 54 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 36 часов;

- самостоятельной работы студентов 18 часов.































2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

16

контрольные работы

2

Самостоятельная работа студента (всего)

18

в том числе:


индивидуальные творческие задания

8

внеаудиторная самостоятельная работа

10





























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Регионоведение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Смысл и назначение курса история ХМАО. Сибирь. Бассейн Среднего Обь - Иртышья как часть Западной Сибири. Открытие Югры новгородцами, присоединение Сибири к России.

Ханты-Мансийск как административный центр округа. Образование Самарова. Строительство окружного центра – Остяко – Вогульска.

1

1

Раздел 1. Древняя Югра


5


Тема 1.1 Наш край в древности и раннем средневековье

Природно-климатические условия на Севере Западной Си­бири в эпоху древнекаменного века Первоначальное заселение края. Условия жизни людей, виды поселений, основ­ные открытия, умения и орудия труда, появившиеся у человека в периоды палеолита, мезолита, неолита, энеолита и бронзового века.

1

2

Тема 1.2 Традиционное хозяйство и материальная культура

Понятия традиционного, натурального хозяйства, традиционного хозяйственного цикла. Основные отрасли традиционного хозяйства: охота, рыболовство, оленеводство. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Особенности рыболовного промыла. Оленеводство. Специфика оленеводства в таежной зоне.

1

2

Практическая работа

Типы жилищ, одежда и домашние ремесла у обских угров.


1

3

Практическая работа

Представления таежных жителей о духах.

1

2

Практическая работа

Традици­онные праздники и обряды.


1

3


Самостоятельная работа по 1 разделу:

Подготовить сообщения по темам:

Оленеводство – основная деятельность народности ханты.

Основные орудия труда народности ханты.

Важные божества коренных жителей Приобья.

Составить кроссворд «Древняя Югра»

3


Раздел 2.

Югорское средневековье


7



Тема 2.1 Западная Сибирь в железном веке.

Общественная организация и способы ведения хозяйства народов края в железном веке. Торгово-обменные связи населения края в древности. Ос­новные торговые магистрали древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Традиционные связи с тюркскими народами в торго­вых связях древней Югры. Волжская Болгария и Золотая Орда – главные торговые посредники Югры. Основные товары ввоза и вывоза

1

1

Практическая работа

Включение Югры в мировую пушную торговлю.


1

2

Тема 2.2 Образование югорских княжеств XII-XVIвв.

Причины, исторические предпосылки и процесс образова­ния угорских княжеств. Формирование классового общества раннефеодального типа у народов севера Западной Сибири. Основ­ные общественные группы населения: князья и «лучшие люди», зависимое население – свободные люди, рабы.

1

1

Практическая работа

Борьба Москвы и Новгорода за Югорские земли.

1

2

Тема 2.3 Поход дружины Ермака в Сибирь и основание первых русских городов и острогов.

Роль Строгановых в укреплении северо-восточных границ госу­дарства. Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири. Окончание сибирской экспе­диции. Поход стрельцов под предводительством И. Мансурова. Основание первых русских острогов и городов в Западной Сиби­ри. Значение похода Ермака.

1

2

Практическая работа

Поход 1583 г. и война с си­бирскими мурзами. Гибель Ермака.


1

2

Контрольная работа

Древняя и средневековая Югра


1

3


Самостоятельная работа по 2 разделу:

Подготовить презентацию «Присоединение Сибири»

Создать проект «Роль Югры в Московском государстве»

2


Раздел 3

Северо-западная Сибирь под властью Московского царства в XVII в.


4


Тема 3.1 Этнополитическая картина края в XVIIв.

Складывание системы местного управления. Отношения мо­сковских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба раз­личных угорских княжеств. «Служилая» Кода. Сибирский приказ и воеводское управление. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Функции воеводской власти.


1

1

Тема 3.2 Фискальная политика московского правительства в отноше­нии угорских народов.

Повинности ясачных людей. Служилые люди: «по отечеству» и «по прибору». Ясачные волости. Хозяй­ство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления в 17 в. причины и последствия.

1

1

Практическая работа

Вера в духов и богов, культ предков, культ огня, тотемизм, шаманизм. Угорские святилища.



1

2

Практическая работа Христианизация коренных народов.

1

2


Самостоятельная работа по 3 разделу:

Подготовить сообщение «Причины и последствия антирусских выступлений»

Составить тест «Югра под властью Московского царства»

2


Раздел 4

В составе Российской империи в XVIII-XIX вв.


8


Тема 4.1 Наш край в XVIII в.: этнический состав, управление.

Этнический состав населения края в 18 в.: коренное населе­ние и русские жители. Межэтнические контакты. Управление краем. Учреждение Сибирской губернии. Созда­ние Тобольской губернии в 1775 г. Государственные повинности: организация ясака и денежные сборы с инородцев, повинности русского населения края.

1

1

Тема 4.2 Экономика края в XVIIIв.

Хозяйственная деятельность коренных и русских народов, новшества в охоте и рыболовстве. Торговля и ярмарки. Организация рыбного промысла в XIX в.: рыботорговля, аренда рыболовецких участков, рыбопереработка. Развитие реч­ного транспорта. Организация охотничьего промысла в XIX в.: пушная торговля и развитие местных рынков, поставки пушнины на ярмарки. Превращение охотничьего и рыболовного промыслов в товарные. Сельскохозяйственные производство: скотоводство и опыты по земледелию.

1

1

Практическая работа

Березово место ссылки преступников


1

2

Тема 4.4 Развитие края в XIX в.: реформы, развитие экономики.

М.М. Сперанский и его реформа управления. «Устав об управлении инородцев в Сибири» об организации самоуправле­ния у нерусских народов края. «Разряды» нерусского населения. Административное управление и выполнение судебных функций у народностей Севера.


1

2

Тема 4.5 Система образования в XIX в.

Березовское уездное училище, Сургутская казачья школа и другие светские (не церковные) об­разовательные учреждения, монастырские школы, домашнее об­разование.

1

3

Тема 4.6 «Столица северного края» (Самарово в XIX в.)

Происхождение названия села Самарова. Освоение русскими здешних мест. Основание Самаровского яма. Ямщики как особая категория русского не городского населения края. Трудности ямской служ­бы. Самарово в 19 веке. Книга X. Лопарева. Знаменитые путеше­ственники в Самарово: ученый Г.Ф. Миллер, устройство обсер­ватории на Самаровской горе академиком Фишером и профессо­ром Лилем, И.С. Поляков, немецкие ученые доктор О .Финш и А. Брэм, французский этнограф Шарль Рабо и другие ученые. Роль крестьянина- мецената В.Т. Земцова. Путешественники о достоинствах и недостатках села. Благоустройство села. Строи­тельство в 1808 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Развитие пароходства. Приезд наследника царского престола, бу­дущего императора Николая П. 20 век в истории Самарова. Самаровский Совет в 1917 г. Трагическая судьба местных купцов. События 1918 г. Колчаковцы в Самарово. Партизанское движение. Второе рождение города. Организация Остяко-Вогульского национального округа и строительство административного цен­тра.


1

1

Практическая работа

Политссыльные, участники рево­люционных событий 1905 года в Самарово.


1

2

Практическая работа

Жизнь и деятельность знаме­нитых югорских краеведов Х.М. Лопарева и А.А. Дунина-Горкавича.


1

2


Самостоятельная работа по 4 разделу

Подготовить сообщения по темам: «Приезд наследника царского престола, бу­дущего императора Николая П.»; «Ученый Г.Ф. Миллер»; «Академик Фишер»; «События 1918 г. Колчаковцы в Самарово»; «Пушная торговля в 19 в.»; «Меньшиковы в Березове»;

Составить схему «Образование в 19 в. на территории нашего края»

Составить таблицу «Основные виды деятельности жителей нашего края в 19 в.»

6


Раздел 5

Наш край в XX веке


11


Тема 5.1 Рубеж веков: экономика Югры.

Рыболовство и охотничий промысел на рубеже XIX – XX веков. Развитие речного транспорта. Появление первых промыш­ленных предприятий. Сельское хозяйство и ремесла. Социально-политическая обстановка в крае.


1

2

Практическая работа Политические ссыльные и их деятельность.


1

2

Тема 5.2 Культурная жизнь.

Состояние образования. Медицинское об­служивание. Изучение края учеными: естествоиспытателями, ар­хеологами в конце XIX – XX веков.


1

1

Практическая работа

Новое название - Ханты-Мансийск в 1940 г. Статус города в 1950 г.


1

2

Тема 5.3 Революционные события, гражданская война, развитие народного хозяйства, культурные преобразования.

Отзвуки революционных событий 1917 г.: борьба за власть в 1917-1918 гг., создание ревкомов. Гражданская война на Обь-Иртышском Севере: причины недовольства населения политикой большевиков, свержение советской власти в важнейших центрах края, партизанское движение и восстановление советской власти. Антибольшевистское восстание 1921 г. И его подавление.


1

2

Практическая работа

Великая Отечественная война в судьбе края.


1

2

Тема 5.4 1960-1980гг. в истории Югры.

Открытие нефти и газа. Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Самотлор. Мамонтовское, Федоровское, Приобское месторождения. Рост и миграция населения. Проблемы национальной политики и экологии.

1

1

Практическая работа

Округ в 90-гг. и на современном этапе.


1

2

Тема 5.5 История, современное состояние и перспективы развития отраслей народного хозяйства на территории ХМАО

Развитие дорог и автомобильного транспорта. Новые месторождения нефти и газа. Новые средства связи. Информационные технологии в разных сферах. Хранение информации.

1

1

Практическая работа

Социальные преобразования и развитие Югры в современный период



1

2

Контрольная работа

Югра в XVIII – XX вв.


1

3


Самостоятельная работа по 5 разделу

Найти в СМИ информацию о политических ссыльных в нашем крае;

Подготовить сообщения о Дунин-Горкавиче и Х.М. Лопареве;

Вклад Губернатора ХМАО Филипенко А.В. в развитие округа;

Уровень жизни югорчан в сравнении с другими жителями субъектов федераций.

4



Всего

36 часов



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств);

  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по регионоведению.


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийный экран;

  • ноутбук.

  1. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

1. История Ханты – Мансийского округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Отв. Ред. Д.А. Редин. – Екатеринбург, 1999.

Дополнительная:

1. История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века: Хрестоматия / под ред. Д.А. Редина, А.Т. Шашкова – Екатеринбург, 1999.

2. Дунин – Горкавич А.А. Тобольский север. –М., 1995. – Т1-3.

3. Здравствуй, Югра /Фотоальбом/ Ред. коллегия под предс. Миць В.А., автор-составитель Щукин А.В. Ханты-Мансийск, М., 2000.

4. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. И примеч. Н.В.Лукиной. – М., 1990.

5. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. – Новосибирск, 1987.

Учебно-методические материалы по дисциплине:

1. И.А. Курицына. Методические рекомендации к изучению курса «История ХМАО» в профессиональном училище. г. Ханты-Мансийск, 2005.


Дополнительные Интернет-ресурсы:

http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao


http://www.dumahmao.ru/


http://www.eduhmao.ru/info/13/8312/


http://hmrn.ru/raion/history.php


http://www.ugra-service.ru/ru.php?idp=6



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:


роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития;

Тестовый контроль

значение г. Ханты-Мансийск - как административного центра округа и центра деловой активности и национальной культуры;

Тестовый контроль

взаимосвязь природно-климатических условий, этнополитических и социокультурных процессов;

Домашняя работа

материальную и духовную культуру обских угров;

Индивидуальная работа

особенности русской колонизации Сибири, межэтнических отношений;

Письменный и устный опрос

выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с кра­ем;

Сообщения

важнейшие хронологические вехи истории Югры.


Таблицы

Умения:


соотносить процессы и события в истории России и нашего края;

Индивидуальные задания

анализировать исторический документ;

Тестовый контроль

обобщать исторические факты и явления;

Индивидуальные задания

использовать дополнительную литературу, материалы пе­риодической печати в качестве источника исторических зна­ний;

Работа с источниками

применять теоретические знания для анализа конкретных фактов;

Индивидуальная работа

составить план, тезисы, конспект, подготовить доклад;

Письменный и устный опрос

корректно вести дискуссию, аргументировать свое мнение.

Индивидуальные задания








Глоссарий.


Угры – общее название племен, близких по языку и культуре вогулам (манси) и остякам (ханты).

Обские угры – живущие на реке Оби.

Урман – охотничьи угодья в глухой тайге.

Острога, гарпун – ударное или метательное орудие.

Лучение – ночной лов рыбы с факелом и острогой.

Запор (заездок) – изгородь, перегораживающая речку, в ней есть отверстия, в которых установлены ловушки.

Морда – плетенная мешкообразная ловушка из прутьев.

Мережа – мешкообразная сеть.

Варовый лов – летняя заготовка рыбы в прок.

Облас – лодка – долбленка.

Калданка – долбленка с пришитыми из коры бортами.

Каюк – лодка крытая берестяной крышей, предназначенная для путешествия целой семьи.

Чувал – печь каменного типа.

Хор – олень – самец.

Важенка – самка оленя.

Кораль – место для содержания оленей.

Хорей – длинный шест для управления оленьей упряжкой.

Нарты специальные сани, в которые впрягали оленей.

Аргиш – обоз, составленный из нескольких нарт.

Малица – мужская одежда, глухая, мехом внутрь, капюшон, рукавицы пришиты.

Совик, гусь, кумыш – зимняя одежда мехом наружу.

Лузан – охотничья промысловая одежда.

Сах – женская двойная шуба.

Шешхан-сах – летние халаты или платья из черного сукна (жен.).

Рыбьи кожанишки – одежда, обувь, мешки из рыбьей кожи.

Ерн вай – длинные сапоги.

Няры – короткие кожаные сапоги одевающиеся по верх суконных чулок (вай).

Тиски – полотнища бересты, которыми накрывалась крыша.

Чуман – набирушка для ягод.

Тутчан – женская сумка для хранения рукоделий.

Корневатик – коробка или табакерка для кедрового корня.

Дерн – верхний срез почвы с мелкой растительностью и корневой системой.

Кузов (пайва, пайба) – заплечное приспособление, емкость из бересты для переноса ягод и добычи.

Гнус – кровососущие насекомые: комары, мошки, оводы, пауты, слепни.

Тормовка – вид активной охоты: активные действия охотника по выслеживанию и добыванию зверя.

Слопец – вид давящей ловушки с наживкой и настройкой для мелких пушных зверей и боровой дичи.

Черкан – охотничья ловушка ущемляющего действия.

Пески – отлогие песчаные или мелкокаменные берега, окуда производится выбор выловленной неводом рыбы.

Сотик – низкая широкая емкость из бересты, округлой формы (20-30 см. в диаметре), с дужкой из крапивы или ивовой коры.

Туес (туесок) – высокая емкость в форме бидона с крышкой, изготовленная из бересты.

Амбар – простейшее хозяйственное строение из дерева на 2-4 бревенчатых опорах.

Грузило (кибас) – приспособление из камня, глины или металла, крепящееся к нижней тетиве сети, рыболовного невода или провяза.

Тетива – тонкая крепкая веревка, сплетенная из волос, сухожилий животных и других материалов и укрепленная в растяжку на орудиях охоты и лова (на луке, самостреле и др.). Между горизонтальными тетивами (верхней и нижней) укрепляют ловчие и рыболовные сети.

Скальп – кожа с волосами снятая с головы убитого.

Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах, первопредках и легендарных героях.

Лабаз – деревянное строение для хранения запасов, предметов быта, одежды, обуви.

Идол – изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения.

Культ – один из обязательных элементов религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих, которые совершаются с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; видимое выражение религиозного верования.

Шило – острый стальной прут, спица, осаженная в колодочку, используемая для протыкания кожи при сшивании.

Палаш – рубящее и колющее холодное оружие с прямым и длинным (около 85 см.) однолезвием (к концу обоюдоострым) клинком.

Скобель – нож для строгания, загнутый по концам, с двумя поперечными ручками.

Туземец – здешний, местный уроженец, коренной житель страны, о которой идет речь.

Селькупы – народ проживающий на территории Обь-Иртышья.

Самодийцы – общее название некоторых народов Севера и Сибири.

Кимаки – объединение тюркских племен, живущих в Западной Сибири (среднее течение Иртыша).

Гунны – кочевой народ, в степях Казахстана из тюркоязычных хунну, местных угров и ираноязычных сарматов.

Городище – древнее укрепленное поселение.

Конфигурация – внешнее очертание.

Дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы, ступени.

Огниво (кресало) – железная или стальная пластина для добывания огня ударами о кремень.

Очелье – налобное украшение.

Посредник – третье лицо при заключении торговых сделок и осуществлении торгово-финансовых операций.

Медальон – ювелирное украшение в виде овальной коробочки для хранения миниатюрного портрета или какой-либо реликвии.

Транзит – провоз товаров или пассажиров из одной страны в другую через промежуточную страну (область).

Художественная пластика – скульптурные изображения малых форм из дерева, металла, кости.

Чудь – название финских племен, обитавших в бассейнах рек Северная Двина, Онега и в районе Онежского озера.

Епархия – крупная церковно – административная территориальная единица во главе с архиереем.

Рать – войско, ополчение, армия.

Вассал – землевладелец-феодал, зависимый от сюзерена.

Вотчина – наследственное земельное владение на Руси до 17 века.







Приложение №1

ТЕСТ входного контроля знаний (1курс)

(Кратко ответьте на заданные вопросы)

  1. С именем какого народного героя, казака связывают окон­чательное присоединение Югорских земель к Русскому государ­ству?

  2. В каком веке был знаменитый поход казаков?

  3. Назовите старейшие русские города на территории Запад­ной Сибири.

  4. Какой год считается годом основания села Самарова?
    (Вспомните, какую юбилейную дату отмечал наш город в 2002 г.и сосчитайте).

  5. Почему оно получило такое название? В честь кого?

  6. Кто были по роду занятий первые русские жители Самаро­ва? Как называлось их поселение?

  7. В каком году образован наш округ?

  8. Как он назывался раньше (при своем образовании)?

  9. Что считалось самым ценным товаром в 16 - 19 вв.? Что привлекало на территории нашего края купцов и предприимчи­вых людей?

  1. Что сейчас является самым большим богатством наше­го края?

  2. Назовите известные вам месторождения полезных ис­копаемых на территории ХМАО?

  3. Назовите виды традиционного хозяйства коренных на­родов нашего края.

  4. Во что верили, чему поклонялись ханты и манси?

  5. Какие традиционные праздники коренных народов вызнаете?

  6. Запишите известные вам названия традиционной оде­жды, жилищ, рыболовных и охотничьих орудий обских угров.

Критерии оценки;

14-15 правильных ответов (90 - 100%) - отлично; 12-13 правильных ответов (80 - 90%) - хорошо; 9-11 правильных ответов (60 - 80%)- удовлетворительно; менее 9 правильных ответов (60%) - неудовлетворительно.























Контрольная работа за первое полугодие (1 курс).


ТЕСТ на диагностику знаний по темам «Традиционное хозяйство и традиционная система мировоз­зрения»

(Выберите один правильный вариант ответа.)

1. Традиционное хозяйство называется так, потому что:

а) ханты и манси из поколения в поколение вели свое хозяй­ство так же, как и их предки, не любили изменения, не при­думывали ничего нового;

б) основные виды хозяйства сложились в глубокой древно­сти и на протяжении веков почти не изменились.

2. К традиционным видам хозяйства обских угров относятся:

а) земледелие; б) скотоводство; в) собирательство;

г) виноделие; д) охота; е) строительство; ж) рыболов­ство.

(В этом задании выберите несколько вариантов ответа)

3. Охота делилась на активную и пассивную, потому что:

а) звери иногда бросаются на охотника - ведут себя ак­тивно, а иногда — пассивно;

б) активно или пассивно ведут себя сами охотники в зави­симости от их настроения;

в)при активной охоте человек принимает в ней непосредст­венное участие, при пассивной охоте для добычи животных используются ловушки.

4. Кулема - это:

а) нескладная, неопрятная девушка;

б) ловушка для рыбной ловли;

в) летний женский наряд из черного сукна;

г) охотничья ловушка давящего типа.

5. Слопец, плашка, черкан - это:

а) название бытовой утвари ханты (посуда);

б) название месяцев манси;

в) охотничьи ловушки.

6. Запорное рыболовство называлось так, потому что:





















ТЕСТ входного контроля знаний (2 курс)

(Кратко ответьте на заданные вопросы)

  1. С именем какого народного героя, казака связывают окон­чательное присоединение Югорских земель к Русскому государ­ству?

  1. В каком веке и году был знаменитый поход казаков?

  1. Назовите первые русские города и остроги на территории Западной Сибири.

  1. Какой год считается годом основания села Самарова?

  2. Почему оно получило такое название? В честь кого?

  1. Кто были по роду занятий первые русские жители Самаро­ва? Как называлось их поселение?

  1. В каком году образован наш округ?

  2. Как он назывался раньше (при своем образовании)?

  1. Что считалось самым ценным товаром в 16 - 19 вв.? Что привлекало на территории нашего края купцов и предприимчи­вых людей?


  1. Что сейчас является самым большим богатством наше­го края?

  2. Назовите известные вам месторождения полезных ис­копаемых на территории ХМАО?

  3. Знаете ли вы крупнейшие нефтяные компании округа?
    Назовите их.

  4. Назовите виды традиционного хозяйства коренных на­родов нашего края.

  5. Во что верили, чему поклонялись ханты и манси?

  6. Какие традиционные праздники коренных народов вызнаете?

  7. Когда (время года, месяц) проходит Вороний празд­ник?

  8. С какой легендой или мифом связан этот праздник?

  9. Какие обряды совершаются на Вороньем празднике?

Назови причины образования югорских княжеств в 12-16 вв




























ТЕСТ итогового контроля знаний

(Выберите один из вариантов ответа)

1. Все необходимые в быту и на промыслах вещи, одежда из­готовлялись обскими уграми самостоятельно из природных мате­риалов. Такой вид хозяйства называется:

а) присваивающее хозяйство, б) натуральное хозяйство, в) традиционное хозяйство.

2. Религией обских угров было:

а) христианство; б) мусульманство; в) язычество.

3. В каком месяце проходит Вороний праздник:

а) сентябрь, б) апрель, в) июль.

4. Югра вошла в международную торговую систему:

а) когда международной валютой стали меха,

б) когда стала поставлять на мировой рынок газ,

б) когда стала поставлять на мировой рынок нефть.

5. Главным противником Ермака в его походе в Сибирь был?

а) русский царь Иван IV (Грозный),

б) купец и солепромышленник Аника Федорович Строганов,

в) татарский хан Кучум.

  1. В каком году создан Ханты-Мансийский автономный округ:
    а) 1930, 6)1931, в) 1970.

  2. В каком году основано село Самарово:

а) 1852, б) 1917, в) 1637.

8. Памятник А.Д. Меньшикову, фавориту Петра I, видному го­сударственному деятелю 18 века поставлен в:

а) Пыть-яхе, б) с. Березово, в) Нижневартовске.

9. Реформа управления в 19 веке была произведена:

а) М.М. Сперанским б) А.Д. Меньшиковым, в) А.В.Фили­пенко.

10. «Устав об управлении инородцев в Сибири», принятый в 19 веке, разделил все нерусских народы края на 3 разряда:

а) оседлые, кочевые и бродячие,

б)охотники, рыболовы и оленеводы,

в) «лучшие люди», Свободные люди и рабы.

11. Одно из первых светских (не церковных) образова­тельных учреждений, созданных в нашем крае в XIX в.:

а) Березовское уездное училище,

б) Ханты-Мансийское медицинское училище,

в) Профессиональное училище № 10 г. Ханты-Мансийска.

12. Книга знаменитого югорского краеведа А.А. Дунина-Горкавича называлась:

а) «Тобольский Север», б) «Тюменский Север», в)«Самарово».

13. Создание национальных школ, издание первых азбук
на языках ханты и манси проходило:

а) на рубеже 19 и 20 веков, б) в 20-30-е гг. 20 века,

в) после Великой Отечественной войны.

14. Назовите советского ученого, выдвинувшего идею о
наличии нефти и газа в Западной Сибири.

а) лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица,

б) лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов,

в) академик И.М. Губкин

  1. Местность, где открыт первый газ в нашем округе:
    а) Нижневартовск, б) Урай, в)Березово.

  2. В каком году забил первый газовый фонтан?

а) 1953, б) 1957, в) 1960.

  1. В каком году была открыта нефть в Западной Сибири?
    а) 1953, б) 1957, в) 1960.

  2. "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Славнефть", "Сиданко" - это:

а) крупнейшие нефтянные месторождения России,

б) крупнейшие нефтяные компании,

в) названия нефте-газопроводов.

19. Какое из перечисленных месторождений - первое в ря­ду западносибирских хранилищ черного "золота":

а) Варьеганское, б) Шаимское, в)Мамонтовское,.









































Рецензия


На рабочую программу по «Истории ХМАО» для обучающихся по профессиям начального профессионального образования.

Рецензируемая рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по Истории ХМАО. Не выходит за рамки программы. Составлена на основе программы курса для обучающихся средней (полной) школы (под ред. Д.А. Рединой) и ориентированной на учащихся профессионального учреждения.

Учебный материал в содержании рабочей программы структурирован с учетом уровня образовательных возможностей обучающихся профессионального училища, специфики профессионального образования и с учетом научных и творческих интересов преподавателя.

Автором учтены все требования по содержанию, структуре и оформлению рабочих программ на основе положений и локальных актов.

В программе представлены пояснительная записка, технологическая характеристика, основные методы обучения, тематический план, содержание дисциплины, контроль знаний, глоссарий, рекомендуемая литература, приложения. Раскрыты требования к усвоению теоретического учебного материала.

Представленный тематический план включает теоретические, лабораторно-практические занятия, самостоятельные, итоговые и срезовые работы. Содержание I и II курсов поделено на разделы.

В части «Приложения» изложены материалы срезовых, диагностических и итоговых работ.

Необходимость использования данной рабочей программы в педагогической деятельности очевидна, она заключается в удобстве применения ее составных частей, в своде всех необходимых для планирования требований, нормативов и компонентов содержания. Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ, может использоваться при тематическом планировании курса учителем.

Теоретическая и практическая ценность использования рабочей программы заключается в возможности применения ее материалов в педагогической деятельности преподавателей, обучающихся и администрации колледжа.






6