Является частью ООП МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко
Уровень основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по решению задач по геометрии»
Количество учебных недель: 34
Количество часов в неделю/год: 1/34
(возраст детей: 15-16 лет)
Автор: Шкляр Евгения Алексеевна,
учитель математики
Новосибирск
2023-2024
Пояснительная записка
Программа курса сформирована с учетом
рабочей Программы воспитания МАОУ СОШ № 211 им. Л.И.Сидоренко
Цели курса:
Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения геометрических задач.
Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения геометрических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
Задачи курса:
расширение и углубление знаний по геометрии, воспитание научного мировоззрения учащихся;
развитие умений применять полученные знания при решении практических задач на местности;
вовлечение учащихся в практическую, проектную деятельность как фактор личностного развития;
усвоение учащимися общих алгоритмов решения геометрических задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса:
1. Треугольники (5 часов)
Прямоугольный треугольник. Основные понятия и свойства. Прямоугольный треугольник. Основные понятия и свойства. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника.
2. Четырёхугольники (6 часов)
Параллелограмм. Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции. Применение свойств четырехугольников при решении практических задач. Свойства квадрата, прямоугольника и ромба.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (3 часа)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
4. Окружности (4 часа)
Окружности. Свойства касательных, хорд и секущих Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
5. Треугольники и окружности (3 часа)
Окружности, вписанные и описанные около треугольников. Окружности, вписанные и описанные около прямоугольных треугольников
6. Четырёхугольники и окружность (2 часа)
Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей.
7. Площади (4 часа)
Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Формула Герона. Равновеликие многоугольники. Применение формул площадей при решении практических задач. Решение задач повышенной сложности. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач.
8. Применение подобия к решению задач на местности (4 часа)
Решение задач на использование признаков подобия треугольников и пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике. Используя подобие треугольников, решение задач по вычислению высоты предмета, определению расстояний на местности. Решение поставленных практических задач на выбранной местности, различными способами. Оформление отчета о проделанной практической работе.
9. Клеточная геометрия (3 часа)
Решение задач на нахождение площадей и элементов многоугольников, окружностей и расстояние от точки до прямой на координатной плоскости. Мини-игра «Знатоки геометрии».
решение нестандартных задач;
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах.
Формы организации учебных занятий по курсу «Практикум по решению задач по геометрии» следующие:
лекция,
познавательная беседа,
практикум по решению задач,
тренировочные упражнения,
самостоятельная работа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательный мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
8. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики.
Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения.
Развитие умений работать с учебным математическим текстом.
Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения.
Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач.
Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения, в том числе задач не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
Умение в перспективе использовать в сфере профессиональной и иной деятельности.
В результате освоения курса внеурочной деятельности предусмотрено проведение математической игры-викторины в следующие сроки:
по курсу внеурочной деятельности
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
| Раздел 1. Треугольники | 5 | |
| Прямоугольный треугольник. Основные понятия и свойства | 1 | Знать основные понятия и свойства треугольника |
| Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов | 1 | Решение проблемных задач |
| Метрические соотношения в произвольном треугольнике | 1 | Определять метрические соотношения в треугольнике |
| Свойства медиан, биссектрис, высот треугольника | 1 | Решение проблемных задач |
| Применение теорем о площади треугольника в решении задач | 1 | Решение задач на вычисление площади треугольника |
| Раздел 2. Четырёхугольники | 6 | |
| Параллелограмм. Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанное с параллелограммом | 1 | Применять свойства параллелограмма |
| Теоремы о площадях четырехугольников | 1 | Решение задач на вычисление площади параллелограмма |
| Трапеция. Свойства трапеции | 1 | Применять свойства трапеции при решении задач |
| Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции | 1 | Решение проблемных задач |
| Применение свойств четырехугольников при решении практических задач | 1 | Решение проблемных задач |
| Свойства квадрата, прямоугольника, ромба. Решение задач | 1 | Решение проблемных задач |
| Раздел 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 | |
| Синус, косинус и тангенс угла прямоугольного треугольника | 1 | Формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника |
| Применение теорем синусов и косинусов при решении задач | 1 | Решение проблемных задач |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | Находить элементы треугольника |
| Раздел 4. Окружности | 4 | |
| Окружности. Свойства касательных, хорд и секущих | 1 | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности, применять основные теоремы при решении задач |
| Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него | 1 | Решение проблемных задач |
| Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него | 1 | Решение проблемных задач |
| День российской науки. Длина окружности и площадь круга | 1 | Применение основных формул при решении задач |
| Раздел 5. Треугольники и окружности | 3 | |
| Окружность, вписанная в треугольник | 1 | Решение проблемных задач |
| Окружность, описанная около треугольника | 1 | Решение проблемных задач |
| Окружности, вписанные и описанные около прямоугольных треугольников | 1 | Решение проблемных задач |
| Раздел 6. Четырёхугольники и окружность | 2 | |
| Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности | 1 | Решение проблемных задач |
| Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей | 1 | Вычисление площади четырехугольника |
| Раздел 7. Площади | 4 | |
| Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Формула Герона | 1 | Вычисление площади геометрических фигур |
| Равновеликие многоугольники. Применение формул площадей при решении практических задач | 1 | Решение проблемных задач |
| Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач | 1 | Решение проблемных задач |
| Решение задач повышенной сложности на нахождение площадей четырехугольников | 1 | Решение проблемных задач |
| Раздел 8. Применение подобия к решению задач на местности | 4 | |
| Решение задач на использование признаков подобия треугольников и пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике | 1 | Решение проблемных задач |
| Используя подобие треугольников, решение задач по вычислению высоты предмета, определению расстояний на местности | 1 | Решение проблемных задач |
| Решение поставленных практических задач на выбранной местности, различными способами | 1 | Решение практико-ориентированных задач |
| Сравнение высот объектов через подобие фигур | 1 | Решение практико-ориентированных задач |
| Раздел 9. Клеточная геометрия | 3 | |
| Решение задач на нахождение площадей и элементов многоугольников, окружностей и расстояние от точки до прямой на координатной плоскости | 1 | Решение задач на вычисление площади геометрических фигур на клетчатой бумаге |
| Решение задач на нахождение площадей и элементов многоугольников, окружностей и расстояние от точки до прямой на координатной плоскости | 1 | Решение задач на клетчатой бумаге |
| Мини-игра «Знатоки геометрии» | 1 | Игра |
| Итого | 34 часа |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Лысенко Ф. Ф. Геометрия. 9 класс. Рабочая тетрадь для тренировки и мониторинга . Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2014
Гамбарин В.Г., Сборник задач и упражнений по геометрии7-9 класс. М.: Мнемозина, 2015. Методические пособия для педагогов – Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2015
Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя . М.: Просвещение, 2014. Мельникова Н. Б. Контрольные работы по геометрии, 8 класс: к учебнику В.Ф. Бутузова« Геометрия, 7-9» М.: Изд. «Экзамен», 2015
Алтынов П. И. Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие .М.: Дрофа, 2015
Смирнова И.Н. Геометрические задачи с практическим содержанием – М.: Чистые пруды. – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.34), 2014
Кукарцева Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7 - 9 классы/ Учебное пособие. – К.: ГИППВ, 2016. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии, 9 класс, М: Вако, 2014
БутузовВ.Ф. и др. Изучение геометрии в 7,8,9. класса: методические рекомендации: книга для учителя. М.; Просвещение, 2015
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Атанасяна Л.С. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2013