Игровые технологии на уроках английского языка
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на очень интересной теме. Игровые технологии – это, наверное, то, что каждый учитель английского языка так или иначе использовал в своей практике. Сегодня в первую очередь я хотела бы поделиться практическими идеями. И для большинства игр, которые я опишу сегодня не нужны какие-то дополнительные материалы, пособия. Большинство из этих игр в первую очередь интересны как сами идеи которые можно использовать и принести на занятие.
Перед тем как собственно говорить об игровых технологиях я покажу один слайд, который нам здесь обязательно нужен и сейчас я скажу почему.
Учителей, которые играют на уроке иногда критикуют за то, что это как-то несерьёзно. Считается, что есть учителя, которые учат, а есть, которые вот играют. Иногда такую критику можно услышать от завучей или от предметников, которые не ведут английский язык. Всё-таки наш с вами предмет – английский язык подразумевает активную коммуникацию, активное взаимодействие, а игра по сути это всегда взаимодействие, всегда нахождение каких-то оптимальных решений для победы и всегда определённая мотивация. И поэтому вот на первом слайде вы видите пункт из федерального государственного стандарта и он, непосредственно, говорит нам о том, что каждый учитель имеет право выбора методик обучения и воспитания, которые сочтёт нужным. Если вы играете на занятии и это приводит к результату (потому что федеральный стандарт в первую очередь говорит нам о том, к каким результатам прийти) и он на совсем не ограничивает, КАК прийти к этим результатам. И сегодняшние тоже это хороший способ достичь тех результатов, которые заложены в федеральном стандарте. Вот собственно я крупно выделила вот эту фразу. В ответ на вопрос, например, почему вы во втором или третьем классе целых пятнадцать минут играли, вы можете сказать, что, значит, у вас есть возможность для реализации права выбора методик обучения и воспитания, если это приводит к заданным результатам. На самом деле, когда мы говорим об играх, мы говорим не только о результате, но и о процессе. То есть когда мотивация лежит не только в том, чтобы добиться чего-то, но и сам процесс интересен.
Когда спрашивают, что такое хороший урок, все отвечают по-разному. Но мне кажется, что хороший урок – это интересный урок. Что такое интересный урок? Интересный урок – это урок, в котором есть некое эмоциональное отношение. Потому что интерес – это эмоциональное отношение к предмету. Вот допустим, в жизни, когда мы увидели что-то, мы заинтересовались этим, проявили эмоциональное отношение и мы это лучше запоминаем. И, собственно, один из способов вызвать эмоциональное отношение к предмету, это удивить. Поэтому сейчас я расскажу вам о педагогике «удивления» в рамках которой тоже мы сегодня будем немного говорить. об игровых технологиях.
Первое «удивление», которое мы можем организовать на занятиях английского языка, это удивление фактом. В самом языке очень много фактов и очень много фактов, которые связаны с повседневной жизнью наших учеников. Например, одна из первых игр, которую можно провести в пример, это игра «English around». Я предлагаю слова, которые ученики уже точно знают, видели и даже пробовали, но при этом они не всегда знают значение этого слова. Ну например, bounty. Это не только шоколадка, но и, возможно некоторые из нас знают (дети этого не знают практически никогда), bounty – это ещё и вознаграждение. То есть можно сказать, пример, когда человек приходит к начальству и говорит: «I want bounty». Я хочу вознаграждение. И начальник, если умеет говорить по-английски, поймёт вас правильно и даст вам не шоколадку, а другое вознаграждение.
Следующее – интернет-браузер explorer. Eхplorer – это исследователь.
А если спросить учеников про слово vanish, то многие сразу вспомнят розовый цвет, фразы из рекламы, а на самом деле, это глагол «исчезать».
То есть почему я подобрала именно эти три слова. Не только потому что они на слуху, а потому что их них даже целая фраза получается. An Eхplorer vanished with his bounty. Исследователь исчез со своим вознаграждением. Мы можем даже говорить, если мы будем относиться внимательнее к языку вокруг нас и использовать язык вокруг нас. И чем интересна эта игра – тем, что в дальнейшем ученики сами приходят к учителям и задают вопросы о тех словах, которые они видят, они начинают внимательнее относиться к языку. Значит мы смогли вызвать интерес.
Поговорим об игровых технологиях, которые можно использовать при обучении аудированию. Вообще в каждом из аспектов есть место для игровых технологий. Первая идея, которая вспоминается, это взять мелодию без слов, ну, например, «Rain Symphony», в авторстве Тома Хэндрикса. Она без слов, она очень разнообразная, то есть там и звуки льющегося дождя, и, разумеется, сама мелодия идёт, посередине крик какой-то. И детям можно предложить написать свои ассоциации. Либо на уровне отдельных слов, либо на уровне целых предложений, либо на уровне целого текста. А потом происходит обмен этими ассоциациями, и мы выходим с listening на speaking. Если мы посмотрим именно на listening, здесь могут быть различные игры на prediction, это называется telling – когда мы сначала не показываем целиком видео для аудирования, а, например, даём послушать только звуки или например даём послушать только видео и предлагаем наложить те звуки, которые они представляют. То есть мы даём часть восприятия, а другая часть заключается в активной деятельности самих детей. И таким образом получается такая хорошая динамичная работа. И ещё одна вещь – на мой взгляд не бывает очень сложных аудирований, просто можно по-разному построить работу. Допустим, можно взять совершенно любой текст (даже для второго курса), допустим, про выборы. Его можно включить на пятом-шестом занятии с второклассниками. Зачем это делать? Им можно предложить хлопать, как только они слышат цифру. А в тексте есть очень много числительных, допустим, о том, что «возраст голосующих должен быть eighteen, а может всё-таки fifteen?»; «А вы знали, что короли становятся королями не в twelve, а в twenty one. То есть там очень много цифр. И в первую очередь в аудировании надо учить детей через игру не бояться звучащего текста, потому что и дети и взрослые очень часто – вот они не услышали, не поняли одно слово и они дальше отключаются только из-за одного слова. А здесь с самого детства ученику нужно показать, что если у вас есть задача – найти числительные хлопать, когда их слышишь – вы можете легко её выполнить. Ну и что, что вы не понимаете бОльшую часть слов, вы же слышите там числительные, значит можете хлопать.