СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА «ПОД ДИВНЫЕ ЗВУКИ РОМАНСА»: методическая разработка литературно–музыкальной композиции

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА «ПОД ДИВНЫЕ ЗВУКИ РОМАНСА»: методическая разработка литературно–музыкальной композиции»

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

«ПОД ДИВНЫЕ ЗВУКИ РОМАНСА»:

методическая разработка

литературно–музыкальной композиции


Маленький уютный зал с опущенными шторами на окнах и вечерним освещением. Стулья расставлены полукругом, с одной стороны - для зрителей, с другой- для ведущих и участников.

Перед ведущими стоят столики, на них – подсвечники со свечами, веер, перчатки, раскрытые книги в старинных переплетах. На одном столике лежит гитара. Телевизор с DVD , диски , портреты Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, А.К.Толстого, Н.А.Некрасова, Я.Полонского, Б.Пастернака.

Костюмы ведущих и участников стилизованы некоторыми деталями туалета 19 века (шарфы, накидки, перчатки, шляпки, длинные платья, сюртуки).

Под музыку «Отвори потихоньку калитку…» появляются двое ведущих- юноша и девушка.

В. Лишь только вечер затеплится синий,

Лишь только звезды зажгут небеса,

И черемух серебряный иней

Уберет жемчугами роса

Отвори потихоньку калитку

И взойди в тихий садик, как тень,

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

В. Снился мне сад в подвенечном уборе,

В этом саду мы с тобою вдвоем.

Звезды на небе, звезды на море,

Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы

Чуткой душою я жадно ловлю.

Взоры глубоки, уста молчаливы:

Милый, о, милый, люблю.

В. Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

В. Не правда ли, какая красивая мелодия! Это романс! И сегодняшний вечер мы посвятим русскому романсу второй половины 19 века.

В. Мы познакомимся с историей возникновения и становления этого музыкального жанра в России, насладимся замечательными звуками русских романсов.

В. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента- чаще всего гитары или фортепиано.

В. Само слово пришло из Испании и означает буквально «по-романски», т.е. «по- испански», но у него есть и французские, и немецкие корни.

В. В первой половине 19 века романс превращается в популярнейшую «русскую песню» об изменах, о страсти, о любви.

В. Русский романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе. Это чувства, положенные на музыку. Это поэзия, заставлявщая плакать и смеяться.

Номер:

В. Загадочная русская душа нашла способ выражения своих страстей именно в романсах. Главная тема русского романса – это любовь. О чем бы ни были стихотворные строки, а связующей нитью всегда выступала и выступает любовь.

В. У русских поэтов в 19 веке было достаточно грустных размышлений о любви, оставалось положить их на музыку, что и делали выдающиеся композиторы того времени: А.Е.Варламов, П.Ю.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.А. Алябьев, М.А. Балакирев и многие другие. А авторами слов были такие поэты, как А.С.Пушкин, Н.А.

Толстой, И.С.Тургенев, А.К.Толстой, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и др.

В. Лучшие образцы в жанре романса представлены во второй половине 19 века.

В. В ноябре 1843 года И.С.Тургенев, находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, которую очень любил, написал знаменитейшие стихи. Поэт пишет ей на прощанье «Я все хочу забыть,

Все, исключая Вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу.» И расставание с любимой навсегда останется в его сердце и в его стихах. Позднее ,офицер лейб-гвардии Гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре, сочинит на эти замечательные стихи музыку. Эраст Абаза погиб на Крымской войне в осажденном Севастополе в 1855 году.

(звучит запись романса «Утро туманное» ст.И.Тургенева, муз.Э.Абаза)

В. В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, хорошо и легко запоминающиеся. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о самом важном, самом заветном, что есть в душе каждого из нас.

В. Июль 1822 год. В Германию с миссией прибыл молодой дипломат Ф. Тютчев. Придворные балы, музыкальные и литературные салоны….И на одном из светских раутов Тютчев встречает Её… .

Тютчев писал: …для меня сей взор благодеянье;

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыханье…

Амалия Максимилиановна Крюденер, урожденная графиня фон Лерхенфельд. В Баварии она встретила Федора Тютчева, то было «время золотое»… Увлечение было обоюдным. Они были очень молоды. Но … вышла замуж (по настоянию родителей) за его сослуживца по русской дипломатической миссии в Мюнхене барона Крюденера…

Тютчев: Я помнил её всю жизнь:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени шумел Дунай.

В. Прошли годы. Наступила старость. Блаженство сменилось безнадежностью. И вдруг после стольких лет – новая встреча с Ней, с Амалией!

(музыкальным фоном звучит романс «Я встретил вас…» ст. Ф.Тютчева,муз. Л.Д.Малашкина в исполнении И.С.Козловского)

В. Но разве он не был добр к ним, к своим любимым, и разве он их не любил? Какие бы добрые чувства он не питал, в реальной жизни все нередко обращалось против его самых искренних желаний и намерений во вред тем, кого он любил….

В. Много романсов написано на стихи другого, не менее знаменитого поэта, А.А.Фета. Это один из самых тонких лириков 19 века. Музыка являлась источником его творчества.

В. Сейчас мы предлагаем вам послушать романс «На заре ты её не буди» , слова А.А.Фета, а автор музыки-Александр Егорович Варламов – человек, вошедший в историю как мастер русского романса. В некоторых его романсах сказалось воздействие городского фольклора с типичными танцевальными ритмами. Таков и романс «На заре ты её не буди», пронизанный вальсовыми ритмами.

(звучит романс «На заре ты её не буди», сл. А.А.Фета, муз. А.Е.Варламова»)

В. Однажды А.Фет, услышав, как поет сестра жены Л.Толстого Татьяна Кузьминская, был потрясен её пением и вскоре появилось стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Вскоре Н.Ширяев сочинил музыку на эти стихи, и этот романс доныне тревожит наши сердца.

В: Да, романс в России развивался, испытывая воздействие русской поэзии. Мир личных чувств получает в романсе все более яркое и правдивое выражение. Русское общество впервые узнало, что у него,у этого

общества, есть душа и сердце, способные к нежным чувствам.

В. Граф А.К.Толстой был очень хорош собою, и поэтому, наверное, ни один бал не обходился без его участия. Однажды на маскараде в Большом театре встретил таинственную незнакомку, красотой которой был пленен…

Софья Миллер:

Я была женой другого человека, но Алексей влюбился в меня без памяти, и я ответила на его признание. Но прошло ещё несколько лет, прежде чем мы смогли быть вместе.

(под звуки романса «Средь шумного бала» ученик, исполняющий роль графа А.Толстого, пишет письмо)

А.Толстой: «Вот уже прошло 20 лет. Я-поэт, романист, драматург, пишу своей любимой жене Софье из далекого Дрездена: «Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то,что гово-рю уже 20 лет,что я не могу жить без тебя, что ты- мое единственное сокровище на земле…».

А.Толстой(вставая говорит):

20 лет назад я увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». И любовь оказалась всесильной.

В. Мы привыкли считать Н.А.Некрасова «гражданским»поэтом, но даже и в его творчестве можно встретить стихи, положенные на музыку.

(на экране видеозапись -мчится тройка с бубенцами, под музыку А.Н.Верстовского «Тройка» на сцене появляется девушка в крестьянской одежде , с красной лентой в волосах)

Юноша:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу-

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?...

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь…

…………………………………….

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки,-

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой…

В. В начале 80х годов 19 века А.А.Фет посвящает свой прозаический рассказ цыганам, в том числе, солистке цыганского хора Стеше: «Сколько неги, сколько грусти и красоты было в её пении! Я жадно смотрел на её лицо, отразившее всю охватившую её страсть!...»

В. И в то время цыганский романс достиг пика своей популярности. Одновременно происходило его упрощение, искажение и даже опошление, появились несвойственные ему слащавость, плаксивость, надрывность и разухабистость. Цыганский романс, как мощ ное явление русской культуры, действительно умирал. Зародившись в роскошных дворцах екатерининских фаворитов и вельмож, цыганский романс истаивал и умолкал.

В. Но это будет потом, позже…. А пока 1853год… замечательные стихт Я.Полонского были положены П.И.Чайковским на музыку. И появился новый романс, который сейчас исполнят наши участники.

(девушка в цыганской одежде и юноша с гитарой исполняют романс

«Костер»)

В. Да,стихи и Фета, и Тютчева, и Полонского, и многих других наших гениев поэтического творчества талантливы. Остается подобрать только нужную музыку… Но и новые поэты им не уступают, потому что хороший романс без души не напишешь. И как приятно услышать его в любимом нами художественном фильме

(на экране кадры из фильма Э.Рязанова «Ирония судьбы…», звучит романс «Никого не будет в доме..» Б.Пастернака и М.Таривердиева)

В. Очень жаль, что русские романсы в современное время потеряли свое место в сердцах людей, переставших задумываться о таких вечных ценностях, как ЛЮБОВЬ, ВЕРА, НАДЕЖДА.

В. Может быть, молодым людям трудно понять и оценить романсы?

Может быть, они ещё не испытали тех глубоких чувств, о которых в романсах поется?

В. Но… Неудержимый жизни бег.

Триумф технических свершений,

Но слышит песню человек

И застывает на мгновенье.

И ощущает красоту

Земной природы первозданной,

И видит яблони в цвету,

И свечи яркие каштанов,

Ночные звезды…. Чет… Нечет…

Березки в стройном хороводе.

Река течет и не течет,

А в наше сердце песня входит.

Танцы в 19 веке

В: 19-й век – это период массовых бальных танцев, которые отличались естественностью и «живым» ритмом. В этот промежуток времени теряет свою популярность когда-то востребованный менуэт. Этот вид хореографической композиции становится своеобразным инструментом воспитания хороших манер, развития изящности, красивой осанки и плавности движений. Танцевальная культура 19-го века наполняется такими видами постановок, как полька, кадриль, экосез, мазурка и, конечно же, вальс. Эти разновидности хореографических постановок происходят из разных стран, а именно Австрии, Германии, Англии и других. И невзирая на разные «корни», они становятся любимыми танцами по всему миру и пользуются огромной популярностью среди самых разных слоев общества.

Наиболее востребованные виды танцев в 19-м веке

Самое главное место в танцевальной культуре 19-го века занимает вальс. Именно на этот период припадает самый большой всплеск развития этого вида танца. Вальс задает характер всем бальным действам. Придворные танцы насыщаются непринужденностью, свободой музыкального ритма и отсутствием сложных фигур. Благодаря простоте движений, поз и потрясающе красивому аккомпанементу, который отличается пленительной мелодичностью, вальс становится самым излюбленным танцем в 19-м веке, а также самым востребованным и неотъемлемым атрибутом придворных балов и других торжественных празднеств. К тому же, этот вид хореографической композиции имеет не только стандартную форму, но и обладает многообразием комбинаций и вариантов исполнения. Такая любовь к вальсу способствует огромному всплеску в области музыки, ведь самые знаменитые и талантливые композиторы считали своим долгом написать аккомпанемент для вальса.


Вальс первой половины 19 в.

В 19-м веке развивается не только вальс, но и получают широкое распространение другие виды танцев. Например, мазурка, которая обрела свою популярность за счет возможности самостоятельно создавать свои композиции танца участниками действия. Не менее любимой в 19-м веке является полька, берущая свое начало с богемской народной пляски. Этот танец становится неотъемлемым атрибутом как на общественных грандиозных балах, так и на домашних праздниках.


Полька

Из других, не менее популярных хореографических постановок, можно выделить:

  • Полонез – танец, берущий свое начало еще с 17-го века, который сохранил свою форму и особое предназначение для торжественных шествий в качестве открывающего или заключающего действия на американских и многих европейских балах.

  • Кадриль – танец, что зародился в самом начале 19-го века во Франции. Особенность этого вида пляски заключается в уникальной композиции, построенной на повторении 4-6 разнообразных контрдансов в каре.

  • Па де катр – особая форма скоттиша, которая отличается грациозной медлительностью в России и ритмическими прыжками в Англии и Шотландии.





В. Наш спектакль подходит к концу. Мы сегодня познакомились только с малой частичкой огромного наследия произведений романсового жанра.

В. А романс, написанный более 140 лет назад (1868г) П.Булаховым, на слова неизвестного автора и до сих пор трогающий наши сердца- «Гори, гори, моя звезда», мы споем с вами вместе.(звучит романс в исполнении А.Герман, все зрители и участники видят на экране слова и поют все вместе).

В. И никому не заглушить такие песни криком моды….

Коль песня- часть твоей души, она пройдет с тобой сквозь годы!

В. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у человека есть надежда. Давайте возьмем в руки горящие свечи и выскажем друг другу свои пожелания.

(передают свечи с пожеланиями)

В. Я надеюсь, что эта встреча оставит у вас приятные воспоминания, что каждая новая встреча с русским романсом для вас будет настоящим праздником, огромным событием.

(ведущие благодарят гостей за участие в этом вечере)