Урок литературы в 10-м классе
Тема урока: И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.
Цель урока: познакомить с произведением, раскрыть содержание романа.
Орг.момент. Здравствуйте, ребята.
Слово учителя
Опрос Д.З
Ответы учащихся .
Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
1.После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:
*Кому посвящено это стихотворение? А как вы относитесь к своим родителям? Расскажите про ваши отношения с родителями? О чем вы любите разговаривать с мамой, с папой?
Назовите тему и идею данного произведения.
В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.
— Относительно изучаемого произведения определяем тему урока,
Слово учителя: прежде чем начать знакомство с романом, предлагаю выполнить одну письменную работу. Ответьте на вопросы: Какие персонажи могут встретиться в романе? Какие отношения между ними возможны?
Запишите свои ассоциации. Заполните, пожалуйста, таблицу
Давайте познакомимся с романом.
Презентация. Описание героев романа. Запись в тетрадях.
Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных вопросов.
Тургеневу удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века.
Луначарский А.В. в статье «Литература 60-х» писал о романе как об «одном из центральных явлений во всей русской жизни» того времени: «ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей для всего развития действия роли, как в «Отцах и детях».
В то время самым животрепещущим вопросом был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционеры-демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы. Прибегая к эзопову языку они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к «решительным действиям». Либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее действенным и чуть ли не единственным средством решения проблемы. Подобным образом на реформу смотрел и Тургенев.
Откройте I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о
жизни Николая Петровича Кирсанова.
- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его
открыто? – Нет.
- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о
личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.
- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?
(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)
- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия
именно такой, а не какой-либо другой?
(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае
Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
отбор фактов биографии.)
Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.
- Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появле-
ния. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?
(обнажённая красная рука Базарова)
- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?
(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам -
помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает
нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском
быту.)
- Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).
Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –
Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.
Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.
Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная
характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения
психологии».
девятнадцатый, и двадцать первый век –
Вопросы жизни же одни и те же.
«Отцы и дети, - любой вам скажет человек,-
Они все спорят – и тогда, и ныне».
Давайте мы попробуем взглянуть
В тот мир, загадок полный и вопросов.
Хоть время вспять нам все же не вернуть,
Но чтения часы полезны очень.