СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Вечные ценности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе по произведению В. Распутина "Прощание с Матерой"

Просмотр содержимого документа
«« Вечные ценности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»»

Конспект урока литературы. 11 класс.

Тема урока: « Вечные ценности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

Цели урока:

  • Обучающая: раскрыть учащимся нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века; продолжить знакомство с творчеством В.Распутина; о своевременности и современности произведения “Прощание с Матёрой”, – продемонстрировать опыт наблюдений над текстом.

  • Развивающая: понять абсолютную значимость авторского слова, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.

  • Воспитывающая: продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине, проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, буктрейлер «По страницам повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

I. Мотивация ( приветствие)

Здравствуйте, ребята. Поприветствуем наших гостей- учителей школ Октябрьского района. 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Великим педагогом и наставником по праву считается К. Д. Ушинский. В своей книге «Родное слово» он так писал: «На изучение азбуки я полагаю достаточным шести месяцев. Конечно, можно выучить дитя читать и писать гораздо быстрее; но я не понимаю цели, для достижения которой должно бы торопиться с этим делом. Я предпочитаю медленно приучать дитя к механизму чтения и письма; но вместе с тем развивать в нем способность внимания, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов и вводить его понемногу в живой народный язык».

- Согласны ли вы с высказыванием К. Д. Ушинского? Сейчас и посмотрим насколько у вас развита читательская грамотность.

II. Актуализация знаний

Посмотрим буктрейлер по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

III. Объявление темы и цели урока « Вечные ценности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

- Подумайте и скажите, о чём пойдет речь на уроке?

На уроке мы с вами поговорим о нравственных проблемах литературы 80-х годов 20 века; о своевременности и современности произведения “Прощание с Матёрой”, увидим мотивное многообразие произведения и проследим связь между мотивами и их развитием.

Прочитайте эпиграф урока : Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники, будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

В.Распутин.

- Как вы понимаете слова автора? Что такое подпорка?

-Давайте подробно рассмотрим эти «подпорки», которые держат человека на материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

-Сначала дадим значение словам Матера и прощание.

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Прощание - расставание

Проститься - 1) с кем-либо обменяться приветствиями

при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться.


- Какие значения ближе к содержанию текста?


- Какое событие происходит на острове Матёра?

-Расскажите о судьбах главных героев.

1. Дарья Пинигина – старуха 80-ти годов, живет испокон веку на Матёре. Имела 3-х сыновей и 2-х дочек. Старший погиб на войне и похоронен в братской могиле, младший погиб на лесоповале, второй сын Павел с семьей жил в поселке и работал в совхозе, одна дочь умерла при родах, другая уехала в Иркутск. Давно похоронила мужа Мирона.

2. Настасья- младше Дарьи, имела 4-х детей; 2 сына не вернулись с войны, младший утонул на тракторе, дочь умерла от рака. Жила с мужем Егором, еще крепким стариком.

3. Катерина- всю жизнь прожила одна, в молодости от женатого прижила сына Никиту, который был беспутный и носил имя «Петруха».

4. Сима- приезжая. Приехала, чтобы выйти замуж за вдовца, но не получилось, так как имела немую истеричную дочь Вальку. Да так тут и осталась в освободившемся доме. Повзрослевшая дочь родила внука Кольку и уехала в неизвестном направлении. Сима заботилась о внуке.

5. Богодул – старик разбойничего вида (говорят убил кого-то) привозил на остров различную мелочь (нитки, иголки, пуговицы и т. д. ) и менял на продукты. Затем совсем остался и поселился в колчаковском бараке.

6. Воронцов- бывший председатель сельсовета, Жук – из отдела в зоне подтопления. Чиновники, для которых выполнение поручений дороже судеб людей.

- На протяжении всей повести от 1-й главы до последней автор поднимает проблему Малой родины. Давайте обсудим данную проблему (Кореньков Алексей).

1.  Какой вы видите Матёру?

(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)

2. Для чего автор рассказывает подробно историю Матёры?

(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре, Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз".

Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

Течет жизнь, время... Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней - все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению. История Малой родины неразрывно связана с историей страны

3. Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?

- Мы видим деревню в последнее лето её существования. Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. "Прощание с Матёрой" - об этом, о памяти.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.

4. Так кто есть кто?

(Чужаки: Воронцов, Жук, пожогщики, школьники и сопровождающие во время уборки колхозного картофеля; Свои чужаки: Петруха, Андрей, Павел, его жена Соня. Свои: Дарья, Сима, Катерина, Настасья, Богодул)

5. Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро?

-Какой мы сделаем вывод: Гибель Матёры- это гибель прошлого, памяти. Страх и непонимание будущего.

- Хорошо, переходим к следующей нравственным проблеме: семья, семейные традиции и ценности. (Александрова Валентина)

1. Традиции : самовар, дом, русская печь, разговоры, песни во время работы, совместный труд, проводить человека с почестями (на примере дома Дарьи).

2. Ценности: совесть (совесть иметь, а от совести не терпеть), отношение родных к старикам (остались старики и старухи охранять жилой дух) и детям, память (сцена на кладбище).

-Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

- Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

- Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".)

- Какой мы можем сделать вывод: Семейные ценности и традиции- это те «подпорки» на которых держится семья.



Следующая тема : вечная проблема отцов и детей. (Ломакин Денис)

1. Катерина---Петруха (Почему у путных людей родятся беспутные дети?)

2. Сима---Валька ---Колька

3. Дарья («весь свет не обживешь»)---Павел (между старшим поколением и молодым «Что я за человек такой: всех стараюсь понять, а своего мнения не имею»)---Андрей ( пока молодой хочется на передний край)

- В чём смысл конфликта отцов и детей в повести?

(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)

- Как воспринимает молодое поколение трагедию Матёры?

( К молодому поколению относятся невестка Дарьи –Соня Пинигина, внук Дарьи- Андрей, которые покинули Матёру и быстро адаптировались в городе. Старшие дети Сони и Павла не прижились на Матёре, а Андрей не хочет жить так, как жили его деды и прадеды. В его словах кроется истина: « Пока молодой, надо, бабушка ,всё посмотреть, везде побывать)… Слова безумца, предающего свою малую Родину, звучат как слова целого «глупого, забывчивого» поколения: «Я тут ни причём, бабушка, электричество, требуется электричество. Наша Матёра тоже на электричество пойдёт, будет людям пользу приносить»)

- Какой можно сделать вывод? В чем смыл жизни у старшего поколения, а в чем- у младшего?

(Для младшего поколения жизнь должна быть интересной, весёлой, легкой. Не понравилось в одном месте, перееду в другое. У молодых нет желания работать хорошо « в другом месте можно работать как попало». Желают забыть прошлое, чтобы в новое время думать о всех сразу, пока молодой нужно везде побывать, все попробовать, а придет время, начнут обживаться)

(Для старшего поколения главное никуда не торопиться, всё делать с умом, хранить память о родителях, которые дали жизнь, продолжать их дело, традиции, Дарья говорит: на что довелось смотреть, на то долго смотрела)

Не менее важная проблема: экология (Демьяновская Ксения)

Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Данную проблему рассмотрим на таких образах как:

1. Лиственница.

2. Хозяин острова

3. Лес

4. Кресты и дома

5. Туман

Проверка знаний: https://learningapps.org/watch?v=ptcq5yz7223

-Подведя итог нашей совместной работы, ответите на вопрос:

-Что дала нам встреча с Матёрой?

(- Прочитав повесть, я понял, что где бы я не родился и где бы не жил, я всегда буду помнить свою малую Родину, чтить память дорогих мне людей, оказывать всяческую помощь для процветания моей малой Родины))

-Писатель ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии, нравственные проблемы воспитания, проблемы памяти и любви к родной земле и т.д.)


V. Домашнее задание: Прочитав повесть, вы обратили внимание, что язык очень колоритный. Реплики героев насыщены диалектами. Речь поистине народная. Автор сам при описании символов переходил на народную речь. Скажите, это затруднило понимание смысла? Почему?

В. И. Даль так говорил о народном языке: «... никак нельзя оспаривать самоистины, что живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придает языку стойкость, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить... сокровищницей для развития образованной русской речи..».

Домашнее задание: выписать 10 диалектов и найти определение в словаре В. И. Даля